Настоящая, вторая часть нашего изследования о философии Г.Юма по своему первоначальному замыслу должна была быть посвящена разсмотрению этики и философии религии британскаго мыслителя. Но обработка собраннаго материала скоро же убедила насъ, что результаты этой обработки не могутъ вместиться въ объемъ одного тома, особенно въ виду обилия фактическихъ данныхъ для характеристики философско-религиозныхъ воззрений какъ самого Юма, такъ и предшествующихъ мыслителей въ этой области – на английской почве. Поэтому оказалось необходимымъ разделить эту вторую часть на два тома, и первый изъ нихъ посвятить обсуждению положения этической проблемы у Юма и его предшественниковъ, а отчасти и у ближайшихъ къ Юму последующихъ британскихъ моралистовъ. Такое разделение, естественно, должно было сопровождаться некоторымъ ущербомъ для появляющейся теперь части работы, поскольку во всякой этической системе философскорелигиозныя конструкции или такия же предпосылки играютъ большую роль – и однакожъ въ этой выходящей теперь въ светъ части оне не могли быть вскрыты во всей своей полноте и яркости. Но совершенно избежать такого расщепления проблемъ едва ли возможно было при аналитическом изследовании, которое имеетъ место въ настоящемъ случае, какъ уже отчасти съ этимъ пришлось считаться и при выполнении первой части работы. Мы только должны сказать въ заключение, что въ совершенно неизбежныхъ случаяхъ мы касались философско-религиозныхъ взглядовъ известныхъ мыслителей и въ этомъ второмъ томе, более же подробное изследование ихъ найдетъ для себя место въ следующемъ – третьемъ томе нашей работы, который уже подготовляется къ печати. Виноградов Николай Дмитриевич Философ, педагог, психолог; специалист по истории западноевропейской философии. Окончил историко-филологический и естественный факультеты Московского государственного университета, а также Московскую духовную академию. В 1906 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1912 г. диссертацию на степень доктора философии; обе работы связаны с философией Давида Юма (теоретическая философия и этика). Профессор Московского государственного университета. Преподавал на Высших женских курсах, в Педагогическом институте им П. Г. Шелапутина, Городском народном университете им. А. Л. Шанявского; читал историю философии и логику.
В первом своем труде о философии Юма Н. Д. Виноградов стремился проследить судьбу теоретических воззрений Юма со времени их появления, а также указать элементы юмовского эмпиризма, сохранившиеся в различных философских направлениях. Центром тяжести второй книги является исследование того, что Юм в своих этических воззрениях заимствовал у своих предшественников. Н. Д. Виноградов также был одним из представителей синтетическо-антропологического течения в педагогике, стремившегося к установлению законов педагогического процесса, истоком которых служит человекознание. Основанием для педагогики, по его мнению, должна служить антропология как совокупность наук о человеке. "Общее мировоззрение" предстает у него прежде всего как источник знания о целях развития личности. Автор работ "Биологический механизм и материализм" (1897), "Педагогическая психология" (1912), "Педагогическая психология в связи с общей педагогикой" (1913–1914; в 3 ч.), "Педагогика. Основные проблемы и принципы" (1922), а также статей в различных сборниках и журнале "Вопросы философии и психологии". |