Обложка Щукин В.Г. Город и миф: Исследования в области геопоэтики
Id: 257714
659 руб.

ГОРОД И МИФ:
Исследования в области ГЕОПОЭТИКИ
Город и миф: Исследования в области геопоэтики

URSS. 2021. 424 с. ISBN 978-5-9710-7613-1.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В настоящее издание включены четырнадцать научных работ последних лет, посвященных различным аспектам геопоэтического видения мира. Предметом изучения геопоэтики являются особенности поэтического переживания географического пространства — и природного, и культурного. Пространственное воображение присуще каждому из нас, но особенно ярко проявляется оно в творчестве художников слова. В отличие от живописцев и фотографов они не просто изображают ...(Подробнее)окружающий мир, а создают его образ в поэтическом воображении, зачастую соотнося его c мифами и архетипами, которые хранит культурная память человечества.

Автор книги — профессор Ягеллонского университета в Кракове, историк русской литературы и культуры. Его перу принадлежит несколько монографий. Русским читателям он знаком по книге «Российский гений просвещения» (М., 2007), в которую, среди прочего, включены такие научные труды, как «Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление» и «Миф дворянского гнезда». Работы, включенные в настоящие издание, посвящены творчеству Пушкина, Гоголя, Гончарова, Островского, Достоевского, Блока и многих других русских писателей. Их объединяет тема и образ города — большого и малого, великолепного и затрапезного, но в любом случае возбуждающего нашу мысль и воображение.


Содержание
ОТ АВТОРА5
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ7
Genius loci, или похвальное слово топофилии7
1 . ЗАВЕТНОЕ ГДЕ17
Топофилия и методы ее исследования17
2 . О ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ МИРА59
1 . Подлежащее и сказуемое59
2 . Природа и культура . «Жанры правят миром»63
3 . Пространство и время69
4 . Ворота хронотопа75
5 . Заключительные замечания83
3 . ПОЭТИКА ГОРОДА . МОРФОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЭТОСФЕРЫ86
4 . OКНО КАК «ЖАНРОВЫЙ» ЛОКУС И ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ179
5 . ВОЗДУХ ГОРОДА199
1 . У истоков199
2 . Πоλέις и Urbs213
3 . Urbanitas226
6 . МОСКОВСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ УРОЧИЩА267
1 . Симоново271
2 . Девичье поле274
3 . Марьина роща276
4 . Окрестности Страстной площади279
5 . Район Маросейки и Покровки281
6 . Лефортово283
7 . Петровский парк284
7 . ДНИ И НОЧИ CЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ292
1 . Предыстория294
2 . Романтизм: вхождение в петербургский текст297
3 . Реализм: смешение дня и ночи302
4 . Ошибка символистов305
5 . Завершенность310
8 . ПОЧЕМУ ЗАБЛУДИЛСЯ РАСКОЛЬНИКОВ?313
9 . ЗЕМЛЯ НА СЕННОЙ ПЛОЩАДИ324
10 . ОБЛОМОВЩИНА КАК СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОСТОК337
11 . ГОРОД КАЛИНОВ КАК ГОРОД ЗЕРО344
12 . ЭЙДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ТОТАЛИТАРНОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ364
13 . ЛЕНИНСКИЕ ГОРЫ — ЭЛИТАРНЫЙ ЛОКУС ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ387
14 . ВОКЗАЛ КАК КНИГА И ЗДЕСЬ?ПРОСТРАНСТВО401
Вместо заключения . ЧТО ЕЩЕ СТОИЛО БЫ СДЕЛАТЬ?419

От автора
В предлагаемую читателю книгу я включил четырнадцать работ, написанных за последние десять с лишним лет . Каждую из них можно рассматривать как самостоятельное исследование, но я старался подобрать и расположить их таким образом, чтобы они составили некую целостность . Книгу эту вряд ли можно назвать монографией в классическом понимании этого слова, но вместе с тем все включенные тексты посвящены разным аспектам одного и того же предмета исследований — гуманитарной географии как таковой и в ее отношении к художественному творчеству .

Еще в раннем детстве я обнаружил в себе особую склонность к третьей категории из классического перечня Аристотеля — пространству . Тогда я, конечно, не знал такого слова . Но я знал такие слова, как где, куда, далеко, близко, и именно они, а также мучивший меня вопрос: «А что там такое есть?» — волновали меня больше всего на свете . С тех пор страсть к познанию не пространства вообще, а именно о с м ы с л е н н о г о и п р о ч у в с т в о в а н н о г о з е м н о г о п р о с т р а н с т в а , а также расположенных на нем там и сям почему-либо к р а с и в ы х и и н т е р е с н ы х м е с т никогда не покидала меня . Потому-то, решив посвятить себя географии, я тщетно искал в мудреных книгах и атласах того, что меня интересовало — проникновенных рассказов о впечатлениях путешественников и обитателей интересных мест . То, что я искал, я вскоре нашел в художественной литературе и в так называемых травелогах — описаниях путешествий . Тогда я понял, что мое призвание — история литературы . Я стал филологом, но уже в самом начале первого курса, роясь в каталоге Исторической библиотеки, что в Старосадском переулке, я случайно наткнулся на книги Николая Анциферова и понял, что это как раз то, что я так долго искал . Прошло немало лет, пока стало можно писать не только о том, о чем принято было писать рядовому литературоведу, но и о том, о чем писать хочется и нравится . И вот теперь, когда можно уже не думать о степенях и званиях, я могу посвятить если не все, то бóльшую часть работ заветному Где?, которое по-прежнему волнует душу .

Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою глубокую благодарность коллегам — литературоведам и географам, чья помощь, осознанная или невольная, помогала мне в работе над книгой . Низко кланяюсь

Борису Федоровичу Егорову, Ольге Николаевне Купцовой, Татьяне 6 От автора

Евгеньевне Автухович, Елене Константиновне Созиной, Марии Аркадьевне Литовской, Татьяне Владимировне Цивьян, Наталии Витальевне Злыдневой, Инге Видугирите, Павлу Михайловичу Лавринцу,

Александру Иосифовичу Федуте, Владимиру Львовичу Каганскому,

Дмитрию Николаевичу Замятину, Аркадию Хаимовичу Гольденбергу,

Кристине Владиславовне Воронцовой, Аркадию Николаевичу Неминущему, Александру Яковлевичу Звигильскому, Агнеш Дуккон, Каталин Кроо, Жужанне Хетени, Дагласу Клайтону, Якубу Садовскому,

Михалу Мильчареку, Богдану Жилко и Александру Вавжинчаку .

Имею честь выразить особую благодарность Валерию Ильичу

Мильдону, оказавшему мне неизмеримую помощь в издании книги .

Я посвящаю эту книгу светлой памяти Владимира Николае­вича Топорова — великого русского филолога, вдохновенного топофила, первопроходца отечественной мифопоэтики и гео­поэтики, теоретика обжитого пространства и первооткрывате­ля таинственной красоты литературных урочищ.


Об авторе
Щукин Василий Георгиевич
Доктор филологических наук, профессор. Литературовед, историк русской литературы и культуры. Родился в 1952 г. в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Преподает в Кракове, в Ягеллонском университете. Автор книг: «Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе» (Краков, 1997); «Русское западничество. Генезис, сущность, историческая роль» (Лодзь, 2001); «Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей» (М., 2007); «Сны об ангелах и бесах. Эссе о поэтическом воображении» (Краков, 2014).