Обложка Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: Архитектоника музыкального звука
Id: 257688

Информационные технологии в музыке:
Архитектоника музыкального звука Кн.1 №51

URSS. 2021. 200 с. ISBN 978-5-9710-7244-7.
  • Твердый переплет

Аннотация

В учебном пособии раскрыты темы, связанные с изучением физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения; объясняется слуховое восприятие звука человеком. Предлагаемое здесь введение в акустику имеет целью ознакомление музыкантов с основными принципами компьютерной генерации музыкального звука.

Материал рассчитан на подготовку студентов, обучающихся по профилю «Музыкально-компьютерные технологии», а ...(Подробнее)также звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, широкого круга специалистов в области создания и обработки музыкального звука.


Содержание
Введение4
Глава 1. Звуковые колебания7
Глава 2. Музыкальные звуки (основной тон, гармоники, ноты)19
Глава 3. Спектр звука65
Глава 4. Сила и громкость звука81
Глава 5. Стереофония87
Глава 6. Музыкальный инструмент — синтезатор музыкального звука97
Глава 7. Акустика помещений и ее виртуальное моделирование133
Глава 8. Модуляция высокочастотных колебаний145
Глава 9. Теория и практика сохранения звука153
Глава 10. Цифровая запись, обработка и воспроизведение звука163
Глава 11. Электронная студия звукозаписи177
Заключение195
Рекомендуемая литература197
Приложение198

От автора

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, находящей отражение в звучании. Звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и — шире — семантическом) пространстве музыки — этот вопрос стал теперь предметом внимания музыкантов-педагогов, представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив деятельности музыканта.

Познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки становится более осязаемым для истинного музыканта, обогащает его творческое воображение, дает стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и ХХI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров). В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования.

Предлагаемое учебное пособие имеет теоретическую и практическую направленность и содержит, в основном, материал, в котором освещаются технологические аспекты современного представления о музыке, о музыкальном инструментарии (в том числе — музыкально-компьютерном); без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем. Выдающийся пианист ХХ века Иосиф Гофман пишет: «Когда учащийся-пианист вполне овладеет материальной стороной, то есть техникой, перед ним открывается безграничный простор — широкое поле художественной интерпретации. Здесь работа имеет преимущественно аналитический характер и требует, чтобы ум, дух и чувство, подкрепленные знаниями и эстетическим чутьем, образовали счастливый союз, позволяющий достигнуть ценных и достойных результатов».

Рассуждения и мысли видных музыкантов и ученых о существовании музыкальных инструментов, их звучании, воплощенном в музыкальных звуках, нередко иллюстрируют основополагающие идеи данного учебного пособия.

Учебное пособие «Информационные технологии в музыке» в рамках профессионально-образовательного профиля «Музыкально-компьютерные технологии» состоит из четырех томов.

В первом томе «Архитектоника музыкального звука» (СПб., 2009) раскрыты темы, связанные с изучением физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения; объясняется слуховое восприятие звука человеком, рассмотрены основные принципы компьютерной генерации музыкального звука.

Второй том «Музыкальные синтезаторы», предназначенный для широкого круга специалистов в области электронного музыкального творчества, посвящен рассмотрению различных аспектов функционирования музыкальных инструментов как синтезаторов музыкального звука в их историческом развитии (от механических, акустических инструментов до современных музыкальных компьютеров).

Основу третьего тома «Музыкальный компьютер» составляет рассмотрение различных аспектов функционирования музыкального компьютера как нового многофункционального политембрального инструмента музыканта.

В четвертом томе «Музыка, математика, информатика», написанном в соавторстве с М. С. Заливадным, рассматриваются принципы и формы взаимодействия музыки, математики и информатики в их историческом развитии (включая современный этап); содержатся рекомендации к построению учебного курса, посвященного применению математики и информационных технологий в области исследования музыки и практической музыкальной композиции. Изучение курса «Информационные технологии в музыке» в целом позволит сформировать у студентов основные понятия в области физики акустического и электронного звука, расширит возможности профессиональной ориентации в сфере музыкально-компьютерных технологий, даст возможность сформировать и развить далее художественно-эстетические представления в музыке.

Важность осознания математического, физического и физиологического анализа музыкального звука для лиц, занимающихся музыкальным творчеством, ещё в середине XIX века была раскрыта выдающимся немецким учёным Германом Гельмгольцем.

Этим объясняется тот факт, что в качестве эпиграфа к первому тому пособия мы выбрали цитату из его статьи «О физиологических причинах музыкальной гармонии».

Автор выражает искреннюю признательность Г. Г. Белову, М. С. Заливадному, А. В. Ляпцеву, Е. Д. Трифонову за критические замечания и полезные советы, высказанные при подготовке учебного пособия.

Автор благодарен сотрудникам учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена С. В. Чибиреву и Э. В. Кибиткиной за техническую помощь при подготовке и оформлении рукописи.


Введение

Появление новых музыкальных инструментов, или музыкальных синтезаторов, обусловлено двумя основными причинами. Первая из них — стремление музыкантов обогатить палитру своего музыкального творчества. Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который в своей конструкции стремится опираться на современные достижения науки и техники в области синтеза музыкального звука и его воспроизведения.

Слово «синтезирование» означает создание чего-либо с помощью комбинаций раздельных элементов, его составляющих.

Синтезированный звук — это звук, который музыкант создает с помощью какого-либо музыкального инструмента, формируя конкретные характеристики звука (высоту, громкость, длительность, особенности тембра и т. д.). Синтезированный звук может быть традиционным акустическим музыкальным тембром или похожим на него, либо он может быть совершенно новым, не существовавшим ранее, оригинальным. Однако общим для всей синтезированной музыки является то, что звучание «само по себе» не есть музыка, музыка возникает в результате взаимодействия этих звуков и музыканта, который воспроизводит звучание или создает композициюелем. (Утверждение о том, что, так называемая «синтезаторная музыка» — под словом «синтезаторная» в этом случае подразумевается музыкальное звучание, создаваемое музыкантом с помощью электронного музыкального инструмента, находится только в рамках имитации традиционного музыкального инструментария и музыкальных форм, что синтезаторная музыка создается автоматически, механически, т. е. без взаимодействия с музыкантом, является совершенно необоснованным. Напротив, электронные музыкальные инструменты расширяют палитру звучания музыкального произведения, и тембровая окраска его становится ярче, богаче).

Вместе с тем следует понимать, что любой, самый совершенный музыкальный инструмент — это рукотворный «образ», рукотворная «музыкальная машина» (как пишет выдающийся музыкант, композитор и дирижер ХХ века И. Ф. Стравинский 1 в одной из книг «Диалогов» 2 — см. эпиграф к данному тому пособия), благодаря взаимодействию с которой происходит таинство звукотворчества, истинный музыкант оказывается способным выразить все нюансы звучания многогранного тембрового пространства, эмоциональный «настрой» души человека, его чувства, переживания, и художественное воздействие музыки становится осязаемым. Композитор запечатлевает в своем произведении целый мир особых музыкальных образов, фантазий, созданный его воображением, отражает художественное слышание мира с помощью конкретных музыкальных инструментов.

“Уровни и содержание музыковедческих измерений”, — определяет и выявляет имеющимися в его распоряжении и изобретаемыми им средствами художественную идею произведения, устанавливает особенности организации целого, границы произведения, грани частей, типы связей, необходимых для выражения этой идеи; он устанавливает также детали целого, вплоть до того, например, сколько звуков и какие именно следует изменить, добавить или убавить в уже почти сочиненной пьесе, чтобы она была, с его точки зрения, наиболее совершенной в художественном плане. Он руководствуется своим творческим замыслом, опытом общения с музыкантами, слушателями, самой музыкой (своей и других композиторов), своим музыкальным вкусом, личными пристрастиями, личными представлениями о гармоничности, о красоте и т. п.» 4 .

Исполнитель пытается донести до слушателя идеи, высказанные композитором, и, обязательно, вносит свое понимание в исполняемое произведение, делает его «живым», дополняет его, отражая современное мироощущение.


Об авторе
Горбунова Ирина Борисовна
Доктор педагогических наук, профессор, организатор и руководитель учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Автор и руководитель разработки профессионально-образовательного профиля подготовки бакалавров «Музыкально-компьютерные технологии» и магистерской программы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», ряда программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки — «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» и «Преподавание электронного клавишного синтезатора».

Автор более 350 научных и методических работ, монографий, учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов. Награждена золотыми медалями ВВЦ (ВДНХ). Почетный работник высшего профессионального образования России, лауреат премии Правительства РФ «За выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования».