URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческих мифах: Опыт по истории развития нравственности
Id: 257430
722 р.

Каннибализм в греческих мифах:
Опыт по истории развития нравственности. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 408 с. ISBN 978-5-397-07208-3.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1874 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка и филолога Л.Ф.Воеводского (1846-1901), посвященная исследованию развития нравственности на материале древнегреческих мифов. В первой главе книги рассматривается этическое значение мифов, представлены различные теории их происхождения. Вторая глава рассказывает об отражении в греческих мифах грубости человеческих нравов, о распространенности в их сюжетах темы... (Подробнее)


Оглавление
I. Этическое значенiе мифавъ
 § 1. Введенiе
 § 2. Теорiя развитiя
 § 3. Приложенiе теорiи развитiя къ этике
 § 4. Продолженiе. Религiя и мораль
 § 5. Краткiй взглядъ на труды по исторiи греческой этики
 § 6. Спиритуалистическiе взгляды на мифы
 § 7. Происхожденiе и значенiе мифовъ
 § 8. Омировскiя песни
II. Грубость нравовъ, отразившаяся въ греческихъ мифахъ
 § 9. Грубые мифы
 § 10. "Золотой векъ"
 § 11. Древнейшiе греческiе идеалы. Эрмiй
 § 12. Продолженiе. Автоликъ
 § 13. Убiйство
 § 14. Детоубiйство, бросанiе детей, плодоизгнанiе
III. Людоедство и человеческiя жертвоприношенiя
 § 15. Распространенность каннибализма въ настоящее время
 § 16. Новейшiя теорiи о происхождении каннибализма
 § 17. Продолженiе. Жители пещеръ. Каннибализмъ у животныхъ
 § 18. Жертвоприношенiя
 § 19. Сожигательныя жертвоприношенiя у Грековъ
 § 20. Человеческiя жертвоприношенiя у Грековъ. Вопросъ о происхожденiи оныхъ
 § 21. Человеческiя жертвоприношенiя у древнихъ народовъ вообще
 § 22. Человеческiя жертвоприношенiя у Индiйцевъ
 § 23. Человеческiя жертвоприношенiя у Персовъ
IV. Следы людоедства въ гречфскихъ мифахъ
 § 24. Мифы омировскихъ песень. Одиссея
  Киклопъ Полифимъ
  Лэстригоны
  Скилла
 § 25. Продолжение. Илiада
  Ахиллъ
  Ира
 § 26. Мифы Исiодовой Феогонiи
  Кронъ
  Зевсъ
 § 27. Мифъ Орфической Феогонiи о Загрее
  Загрей
 § 28. Некоторые другiе мифы о растерзанiи ребенка
  Пенфей
  Иппасъ
  Актэонъ
  Леархъ и Меликертъ
  Ираклъ
 § 29. Мидiя
  Мидiя
  Дети Мидiи
  Апсиртъ
  Ясонъ, Эсонъ, Пелiй
  Креонтъ и Главка
 § 30. Сказанiя о матеряхъ, умертвившихъ своихъ детей
  Прокна, Аидона (Итiй)
  Арпалика (Пресвонъ)
 § 31. Танталъ и его потомство
  Варка Пелопа
  Атреево угощенiе
 § 32. Заключенiе. Ликаонъ
  Ликаонъ
Алфавитный указатель
Замечания к греческимъ текстамъ

Об авторе
Воеводский Леопольд Францевич
Российский историк и филолог. Окончил Санкт-Петербургский университет. Защитил магистерскую диссертацию "Каннибализм в греческих мифах: Опыт по истории развития нравственности" (1874), а затем докторскую диссертацию "Введение в мифологию Одиссеи" (1881). С 1882 г. состоял ординарным профессором классической филологии в Новороссийском университете.

Книга Л. Ф. Воеводского о каннибализме у греков, а также его работа "Этологические и мифологические заметки. Вып. I: Чаши из человечьих черепов и тому подобные примеры утилизации трупа" (1877), ценны не столько своими конечными выводами, сколько методом — указанием на мифы как на источник для восстановления древнейшей бытовой истории народа. Его докторская диссертация была направлена к тому, чтобы весь гомеровский эпос разрешить в солнечно-лунарно-звездный миф: взятие Агамемноном Трои — это восход солнца над землею, Одиссей (солнце), побивающий женихов (звезды) Пенелопы (луна), с которой он соединяется, — солнце в конъюнкции с луною, и т. д. Против этой теории выступал известный филолог А. Н. Веселовский, по мнению которого героический эпос не может быть рассматриваем как позднейшая очеловеченная форма мифа, а имеет исторические основания в бытовых условиях, продолжающих древние и открывающих новые пути развития. При этом современники отмечали широту приемов Л. Ф. Воеводского, который ввел в сферу своих исследований и народное творчество других племен, в том числе и славян. Известность получили и его статьи "О так называемых гомеровских поэмах" (1876) и "О происхождении названия Черного моря" в "Трудах VI Одесского археологического съезда" (т. II); для этого же съезда Л. Ф. Воеводский подготовил карту древних поселений на юге России.


Страницы (пролистать)