URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. (Бакунин, Лавров, Нечаев, чайковцы, движение «в народ») Обложка Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. (Бакунин, Лавров, Нечаев, чайковцы, движение «в народ»)
Id: 257424
731 р.

Активное НАРОДНИЧЕСТВО семидесятых годов.
(БАКУНИН, ЛАВРОВ, НЕЧАЕВ, ЧАЙКОВЦЫ, ДВИЖЕНИЕ «В НАРОД»). Изд. стереотип.

Активное народничество семидесятых годов. (Бакунин, Лавров, Нечаев, чайковцы, движение «в народ») 2020. 392 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка и публициста В.Я.Богучарского, посвященная исследованию революционного движения народнической интеллигенции в 70-е годы XIX века. Автор стремится выяснить, откуда произошло активно-народническое движение и где лежат его идейные корни; пытается найти идейную преемственность народничества и славянофильства. В работе рассматриваются основные направления народничества 70-х... (Подробнее)


Оглавление
top
I. Несколько предварительныхъ словъ
II. Источники идей и настроений активного народничества
III. Михаилъ Александровичъ Бакунинъ и "бакунизмъ"
IV. Петръ Лавровичъ Лавровъ и "лавризмъ"
V. Студенческия волнения конца шестидесятыхъ годовъ. – С. Г. Нечаевъ и "нечаевщина"
VI. "Чайковцы" и другие народнические кружки первой половины семидесятыхъ годовъ. Политические процессы той же эпохи
VII. Первое массовое движение русской молодежи "въ народъ" и его последствия
VIII. "Всероссийская социально-революционная организация". Общество "Земля и Воля". Демонстрация на Казанской площади въ Петербурге 6-го декабря 1876 г. "Чигиринское дело". Кружокъ Заславскаго въ Одессе
IX. Революционное движение среди балканскихъ славянъ, русско-турецкая война и отношение къ этимъ событиямъ русскихъ социалистов
Х. Процессы демонстрантовъ Казанской площади, "пятидесяти" и "ста девяносто трехъ". Покушение на жизнь генерала Трепова и дело Веры Засуличъ. Первые нелегальные журналы въ России: "Начало" и "Земля и Воля". Настроение активныхъ народниковъ на юге России и возникновение "террористическаго" направления. Убийство шефа жандармовъ Мезенцева. Идейный кризисъ въ Обществе Земля и Воля" и распадение Общества на "Черный Переделъ" и "народную Волю"
Примечание
Алфавитный указатель упоминаемыхъ въ книге фамилий и названий периодическихъ изданий

I. Несколько предварительныхъ словъ (отрывок)
top

Всеопределяющий, всепроникающий лозунгъ движения русской активной интеллигенции семидесятыхъ годовъ гласилъ: "въ народъ"!

Зачемъ, для чего – "въ народъ"?

Надо идти въ народъ, чтобы учить его.

Надо идти въ народъ, чтобы учиться у него.

Надо идти въ народъ, чтобы ознакомиться съ нимъ, узнать на месте его нужды и потребности.

Надо идти въ народъ, чтобы на себе самомъ испытать все его страдания.

Надо идти въ народъ, чтобы слиться съ нимъ и тем приобрести его доверие.

Надо идти въ народъ, чтобы разъяснить ему весь ужасъ его положения.

Надо идти въ народъ, чтобы довести его до сознания лучшего справедливейшаго социальнаго строя и необходимости бороться за этотъ строй.

Надо идти въ народъ, чтобы разжечъ существующия въ немъ революционныя страсти и темъ возбудить его немедленно же ко всеобщему возстанию.

Различны были непосредственныя цели движения "въ народъ", но все оне исходили изъ одной общей предпосылки:

Отречемся отъ стараго мира Отряхнемъ его прахъ съ нашихъ ногъ...

Этотъ "старый миръ" подлежалъ самой коренной перестройке отъ фундамента и до всехъ высящихся надъ нимъ "надстроекъ", а тамъ, где-то на горизонте, выступали уже, казалось, и абрисы "будущаго общества" съ его "солнцемъ правды и братства людей", съ слияниемъ всехъ народовъ "въ вечномъ царстве святого труда"...

Вопросъ о "старомъ мире" былъ поконченъ безусловно и бесповоротно. Миръ "феодально-буржуазный" обрекался "на сломъ", – въ этомъ никакихъ разногласий среди активной народнической интеллигенции семидесятыхъ годовъ не существовало и вся проблема сводилась лишь къ средствамъ достижения постановленной ею себе цели. Одни находили, что радикальному перевороту должна предшествовать подготовка къ нему народа, длительная пропаганда среди него социалистических идей, уяснение и развитие таящихся въ народной массе социалистических инстинктовъ и навыковъ, словомъ, обращение къ народной мысли. То были такъ называемые "лавристы". Нетъ, отвечали "бакунисты", этотъ путь не толью долгий, но и не нужный, даже вредный. Въ народе накопилась уже такая масса революционной энергии, что весь вопросъ только въ превращении энергии потенциальной въ энергию живую, мы должны быть лишь той "спичкой", которая воспламенитъ горючие материалы. Ни на что другое мы и не годимся. Народъ лучше насъ знаетъ, какъ ему устроиться въ будущемъ. Залогъ тому не толью народный быть России съ его общиною и артелями, но и вся прошлая история народной России. Что такое вся эта история, какъ не сплошная борьба народа съ госудауствомъ во имя анархии?

Да, анархии, потому что анархия и значитъ безгосударственность. Нашъ расколъ, наше сектантство, выставляющия такия секты, какь "бегуновъ", странниковъ" и массу другихъ имъ подобныхъ, наше историческое казачество съ его вольной жизнью на принципе "федерации автономныхъ общинъ", наши "народные социалисты-революционеры" – Степанъ Разинъ, Емельянъ Пугачевъ и ихъ сподвижники, – все это живо въ памяти народной; пусть, действительно, "отрекшейся отъ стараго мира" интеллигентъ идетъ на Волгу многоводную. Тамъ, наряду съ "песней, подобною стону", онъ узнаетъ и нечто другое. Пусть вскарабкается онъ на утесъ Стеньки Разина

И к нему чуткимъ ухомъ приляжетъ:
И утесъ-великанъ,
Все, что думалъ Степанъ,
Все тому смельчаку перескажетъ.

Идите же, идите "въ народъ", но не съ вашей плюгавой "пропагандой", а съ прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Die Lust der Zerstorung ist zugleich eine schaffende Lust".

"Пропаганда" или "агитация", "подготовка" или немедленный "призывъ", обращение къ "народному разуму" или "революционной страсти", – вотъ те вопросы, которые горячо дебатировались въ семидесятыхъ годахъ среди деятелей активного народничества и которые находили себе отражение и въ "легальной литературе", проходя черезъ цензурныя кавдинския ущелья, подъ такимъ, например, скромнымъ названиемъ: "Умъ и чувство, какъ факторы прогресса"... И посвященные въ дело читатели отлично понимали, что "умъ" – это пропаганда, "чувство" – агитация, "прогрессъ" социальная революция, тема статьи, – какой изъ этихъ "факторовъ" видетъ ближе къ цели...


Об авторе
top
photoБогучарский Василий Яковлевич
Известный историк революционного движения в России, журналист, публицист и общественный деятель. Родился в городе Богучаре (Воронежская губерния), в семье чиновника. Учился в Михайловской военной гимназии в Воронеже; во время учебы участвовал в деятельности революционных кружков. Окончил в Петербурге Константиновское военное училище (1880), служил в казачьих войсках. В 1884 г. получил чин поручика, но вскоре был арестован за связи с народовольцами и сослан в Западную Сибирь. В 1890 г. вернулся в Воронеж. В конце 1890-х гг. выступил в качестве легального марксиста, сотрудничая в марксистском журнале «Новое слово». Издавал и редактировал еженедельник «Без заглавия», газету «Товарищ», журнал «Былое»; в 1909 г. был выслан за границу, откуда вернулся в Россию в 1913 г. С этого времени и до конца жизни В. Я. Богучарский принимал участие в работе Вольного экономического общества в качестве ученого секретаря.

В. Я. Богучарский — автор ряда работ по истории революционного движения в России, отличающихся обилием ценного фактического материала. Ему удалось систематически осветить развитие революционно-демократического движения, описать историю создания нелегальных кружков и народнических организаций, проанализировать основные идейные течения революционной мысли. В книге «Активное народничество семидесятых годов» (1912) он пытался найти идейную преемственность славянофильства и народничества; в работе «Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия „Народной воли“, ее происхождение, судьбы и гибель» (1912) объяснял обращение народников к терроризму исключительно правительственными репрессиями. Он не принимал методов «Народной воли», но восхищался высокими человеческими качествами ее руководителей. Большинство трудов В. Я. Богучарского не потеряло актуальности и в наше время.