За изследованiями объ основахъ познанiя издаю я – гораздо позже нежели думалъ самъ – эти матерiалы для теорiи науки и метафизики. Читателю не представили бы интереса те внешнiя обстоятельства, которыми такъ надолго замедлилось появленiе этой работы; главная, внутренняя причина заключалась въ трудности некоторыхъ изъ обсуждаемыхъ здесь проблемъ и въ справедливой осторожности, съ какою авторъ приступалъ къ высказу своихъ мненiй о вопросахъ, кажущихся большинству трансцендентными, превыспренними, – къ высказу этихъ мненiй до внимательнаго разсмотренiя дела съ многоразличнейшихъ сторонъ и до приведенiя его къ удовлетворительному, по крайней мере для самого автора, заключенiю. Изъ двухъ отделовъ, на которые распадается этотъ трудъ, первый посвященъ задачамъ наукоученiя или теорiи науки вообще: вопросамъ относительно понятiя о философiи и о метафизической постройке ея системъ, въ ея отличiи отъ постройки системъ научной, о пределахъ познанiя, которые окажутся для насъ только необходимыми его предпосылками, объ источнике и понятiи Опыта. Второй отделъ занимается теми метафизическими задачами, которыя еще сколько-нибудь доступны критическому воззренiю и научной обработке. Сюда причисляю я вопросы о реальности внешняго мiра, о связи психическихъ явленiй съ матерiальными процессами, задачу о свободе воли, космологическiй вопросъ о безконечномъ, посколько онъ въ связи съ началомъ неизменной величины матерiи и силы и съ закономъ причинности, – наконецъ изследованiе соотношенiя между необходимостью и целесообразностью въ природе или въ механическомъ и телеологическомъ пониманiи вещей. Распаденiе книги на два особыхъ отдела не должно ослаблять внутренней связности мысли ни на волосъ. Если такое расположенiе предмета быть-можетъ и вынуждало иногда къповторенiямъ, которыхъ я нарочно не избегалъ, за то оно представляло ту выгоду, что изложенiе выходило более свободнымъ, нежели какимъ было бы при более строгомъ систематическомъ распорядке. Следуетъ однакожь прямо поставить здесь на видъ, что какъ I и IV главы перваго отдела, такъ II перваго и II и V второго отдела стоятъ по предмету ихъ въ связи. Существенное содержанiе вступительной главы я обнародовалъ уже ранее въ своей университетской речи "О научной и ненаучной философiи". Но ея новое изложенiе не просто лишь повторенiе отстаиваемаго тамъ взгляда насчетъ двойственнаго понятiя о философiи, – ея теоретической задачи и ея практическаго призванiя. При обсужденiи вопроса о детерминизме или определенности воли и практической свободе ея не обошлось безъ переступа въ область практической философiи: я старался однакожь какъ можно меньше пользоваться этимъ переходомъ, котораго неизбежно требовалъ предметъ. А.Риль.
Фрейбургъ въ Брейсгау. Февраль 1887. Риль Алоиз Выдающийся немецкий философ, основатель критического реализма, оказавший серьезное влияние на развитие философии и методологии науки в XX в. А. Риль был профессором университетов в Граце, Фрайбурге, Киле, Галле и Берлине. Почетный доктор Принстонского университета. На протяжении многих лет являлся редактором немецкого журнала «Ежеквартальник научной философии» («Vierteljahrsschrift für wissenschaftlische Philosophie»). Автор фундаментальных работ «Философский критицизм и его значение для позитивной науки» (1876–1887), «О научной и ненаучной философии» (1883), «Логика и теория познания» (1907), «Гельмгольц и теория познания» (1921) и других. А. Риль оказал существенное влияние на становление взглядов таких известных мыслителей, как философ культуры О. Шпенглер, представители неопозитивизма М. Шлик и Г. Фейгл, филолог В. Егер, логик Г. Шлоц, философ и педагог Э. Шпрангер.
|