Побывав в Париже и сравнив московское метро с французским, я поняла, что не замечала чуда. Храм Зевса – станции метро. Здесь мраморные колоннады, И днём, и ночью здесь светло: Горят молочные лампады. Метро как Лувр: скульптуры здесь И лучезарные картины. Чеканки дивные здесь есть И переходов свитки длинны. Метро – Версаль. Здесь карнавал Костюмов, масок, звуки скрипки, Здесь всех столетий вечный бал. По мрамору скользят улыбки И тени тех, кого уж нет, С кем суждено нам расставанье. Здесь памяти глубинный свет, И с прошлым тихое свиданье. Пусть ангелы тебя хранят, Клад нашей жизни сокровенной, В плодах роскошных дивный сад, Подарок миру драгоценный! Ирина Лесная-Иванова
из книги "Имена и судьбы" (2006)
За последние полтора столетия человечество пережило ряд цивилизационных катастроф, в том числе две мировые войны, принесшие неисчислимые бедствия народам. И снова в мире нестабильно. Именно поэтому в настоящее время поиск способов организации человеческой жизни, базирующейся на нравственных ценностях, является чрезвычайно актуальным. Обоснование такому подходу мы находим в работах академика Д.С.Лихачева, сформулировавшего понятие "Экология культуры". Он, акцентируя внимание на нравственных аспектах окружающей жизни, а также "духовной оседлости", определял экологию культуры не только как "заботу о сохранении памятников культуры", но и как "сложнейшую и ответственейшую дисциплину, призванную играть первенствующую роль в культурной политике государства и в понимании взаимосвязанности всех частей культуры и возможных срывов в этой области". Прежде всего, это касается городского образа жизни, который оказался в проблемном поле еще в начале позапрошлого столетия, особенно же острота проблемы чувствуется сейчас, когда численность городского населения с каждым годом увеличивается. Городской тип поселения с присущими ему социокультурными феноменами и особыми типами социальных отношений в XX–XXI вв. стал определяющим для большинства стран мира независимо от той цивилизационной модели, на которой они основаны, и тех характерных черт цивилизационной идентичности, которые в этих условиях определяют общие черты и локальные особенности повседневной жизни людей. В настоящее время по большей части в мегаполисах решается дальнейшая стратегия развития человеческого общества, и это определяется не только политическими решениями, но и создаваемой городским социумом духовной продукции, формирующей культурные нормы и духовные ценности современного человека. В жизнедеятельности современного города немаловажную роль играют общественные пространства, являющиеся культурными феноменами, конструирующими жизненный мир горожан. В настоящее время во всем мире проблемами благоустройства общественных пространств занимаются специалисты разных профилей. Россия в этом плане не является исключением. Однако в российских мегаполисах пути решения данной проблемы часто разнятся, а результаты зачастую становятся предметом жесткой критики как специалистов, так и горожан. Подобные противоречия требуют культурологического осмысления. Немаловажную роль в этом вопросе играет культурологический анализ наследия прошлых эпох, в том числе и советской, когда осуществлялись масштабные социокультурные проекты, которые по тем или иным причинам не представлялось возможным реализовать в капиталистических странах. Одним из самых ярких примеров создания общественно-культурной среды является Московский метрополитен, сооружение которого для решения транспортных проблем быстро растущего города началось в 1930-х годах и продолжается ныне. В гармоничном сочетании красоты и функциональности станций первых линий московского метро не только заложены комфорт и эстетика, но и сформирована духовно-нравственная среда, к созданию которой так стремятся многие современные градостроители. Московское метро 1930–1950-х гг. как особый культурный феномен вызывает восхищение специалистов как в нашей стране, так и за рубежом. Однако в современном российском обществе, в профессиональных сообществах все еще сильна тенденция создания негативного представления о культуре советской эпохи, что во многом является препятствием в переосмыслении и использовании советского опыта, в том числе и в вопросах градостроительной деятельности и ее социальных и культурных оснований. В этом аспекте для понимания возможности адаптации опыта прошлого к современным условиям является чрезвычайно важным проведение изучения культурологического Московского метрополитена, результаты которого представлены в монографии "Московский метрополитен как культурный феномен". ![]() Художник, кандидат культурологии, специалист в области арт-терапии. Лауреат Государственной стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений (2014, 2015). Член Союза художников России (СХР), Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, Творческого союза художников России (ТСХР) и Международной федерации художников, Союза журналистов Москвы, действительный член Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), заместитель председателя по международным проектам РОО «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых».
Автор более 60 научных и научно-популярных публикаций, в числе которых монографии: «Музы московского метро» (2010); «Такая разная Гавана» (2016); глава в коллективной монографии «Экология культуры: К 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева (28.11.1906–30.09.1999)» (Фундаментальная программа Президиума РАН: «Исследование исторического процесса развития науки и техники в России: место в мировом научном сообществе, социальные и структурные трансформации» (I.28П), проект № 0002-2015-0005) (2016); «Московский метрополитен как культурный феномен» (М.: URSS) и др. Издание «Музы московского метро» рекомендовано Институтом современной российской культуры (The Institute of Modern Russian Culture) в Лос-Анджелесе для изучения русского искусства XX века, а монография «Московский метрополитен как культурный феномен» рекомендована для изучения студентами Московского городского университета управления Правительства Москвы. Новое научное направление «Экология культуры» сейчас активно внедряется в Институте науки, техники и общества при Университете Цзинхуа (КНР). Также является разработчиком методических рекомендаций по арт-терапии в рамках проекта «Культурные центры. Будущее» Правительства Москвы. Живописные работы автора находятся в Калужском музее изобразительных искусств, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. |