Вступление |
1 | Физика и философия |
| Нужна ли физику философия? |
| Философский генезис физики. |
| Что движет физическими парадигмами? |
| Когда физик становится философом. |
| Что такое знание? |
| Насколько эксперимент "повинен" в создании теории относительности? |
| Два критерия истинности. |
| О чем говорит диалог "Теэтет"? |
| Антиномия познаваемости мира. |
| Сократовское знание и сократова ирония. |
| Метафизика как символика духовного опыта. |
I Метафизика числа и пространства |
2 | Гравитационные волны |
| Гравитационные волны: в чем состоит проблема? |
| Возможные источники гравитационных волн в Космосе. |
| Что такое гравитационные волны? |
| Идея обнаружения гравитационных волн. |
| Как распространяется гравитационное взаимодействие? |
| Гравитационное волновое уравнение. |
| К проблеме энергии гравитационных волн. |
| Гравитационные волны – скрытая реальность. |
3 | Математика и истина |
| Вопрос к математику: чтó есть истина? |
| Истина покинула геометрию? |
| Истина божественная и истина человеческая. |
| Трагедия математики. |
| "Чистая математика" и конструктивный разум. |
| Спасает ли истину опыт? |
4 | Истина и опыт |
| Новый удар по "чистому разуму". |
| " Факты" | или "опыт"? |
| Познание или тавтология? |
| Ложный триумф феноменологий. |
| Почему геометрия не проверяема на опыте? |
| Пространство – "призрак субъективный"? |
5 | Истина вне опыта |
| Метафизические постулаты классической механики. |
| Физика с фиктивными силами. |
| Физика как проявление метафизики. |
| Триумф и падение числа. |
| Потусторонние алгебры. |
| Истина вне "чистого разума". |
6 | Взгляд на геометрию из физики |
| " Реализм" | и "номинализм" в математике. |
| Философский скандал. |
| Математика и метафизика: где проходит демаркационная линия? |
| Крах кантианского рая. |
| Апперцепция Лейбница–Канта и анамнезис Платона. |
| Физическое и геометрическое пространства. |
| Боязнь метафизики: последствие для геометрии. |
| Боязнь метафизики: последствие для механики. |
| Освобожденная геометрия. |
7 | Борьба за метафизику в физике |
| Триумф или трагедия? |
| Позитивизм. Проблема демаркации. |
| От "истины факта" к утрате истины. |
| "Нигитология" – последний крик позитивистской моды. |
| Возможна ли метафизика природы? |
| Естествознание как метафизика природы. |
| "Сумасшедшая физика" и ее вызов эксперименту. |
| Борьба за метафизику в релятивистской теории. |
| Принцип относительности как принцип a priori. |
| Что означает "соответствие теории с экспериментом"? |
| "Метафизический грех" Альберта Эйнштейна. |
| Фальсифицируемость – знак качества теории. |
| Демаркация по К. Попперу. |
| Принципы запрета и "решающий эксперимент". |
| Фальсифицируемость и ноумены. |
| Конвенционализм по Пуанкаре и конвенционализм по Эйнштейну и Попперу. |
8 | Оправдание метафизики |
| Синдром философского реализма. |
| Геометрия ноуменов в древности и сейчас. |
| Язык метафизики: диалог Ариста с Полифилом. |
| Физическое знание как религиозная метафизика. |
| Программа Эйнштейна. |
| Теологическая идея в общей теории относительности. |
II Метафизика причинности и времени |
9 | Истоки метафизической причинности в натурфилософии досократиков |
| Единство мира и законы природы. |
| Причинность субстанций и причинность явлений. |
| Возрождение древних метафизик. |
| Религиозный смысл греческой метафизики природы. |
| Версия С. Трубецкого: греческий антропоморфизм – исток греческой метафизики. |
| Критика версии С. Трубецкого: антиантропоморфизм метафизики. |
| Тайна "греческого чуда". |
| Религиозная революция: дионисизм. |
| Греческие мистерии – ключ к греческой метафизике. |
| Рок – прообраз метафизической причинности. |
| Метафизика причинности у милетских философов и Гераклита. |
| Метафизика причинности у пифагорейцев и элеатов. |
| Эмпедокл. Философия Фатума. |
| Анаксагор. |
| Механистическая причинность атомистов. |
10 | Две философские традиции: необходимость и свобода |
| Аристотель и атомисты: причины целевые и причины действующие. |
| "Неклассическая метафизика". Где ее истоки? |
| Ананке. |
| Восстание на Необходимость. |
| Жизненная драма Платона. |
| Телесное и духовное зрение. |
| Философия умирания. |
11 | Контроверза причинностей (Ньютон, Декарт, Лейбниц) |
| Контроверза: подчиненные и финальные причины. |
| Деизм: новая вера и ее постулаты. |
| Картезианство как реализация механистической моделимира. |
| Как Ньютон "спасал" физику от метафизики. |
| Ньютон и Декарт: противостояние метафизик. |
| "Халдейская магия" Ньютона. |
| Ньютон и Лейбниц: конфронтация телеологии и религиозной метафизики. |
| Почему физика после Ньютона пошла не за Ньютоном? |
12 | Метафизика и рациональность |
| Поражение свободы. |
| Рождение рационализма. |
| Изгнание телеологии. |
| Возвращение телеологии. Кант и Лейбниц. |
| Переоценка научных ценностей. |
| Сверхприродная рациональность. |
| Типы рациональности – типы метафизик. |
13 | Борьба за свободу в природе |
| Контроверза причинностей: ряд естественный и ряд сво-бодный. |
| Телеология природы как трансцендентальная иллюзия. |
| Метафизика красоты и метафизика абсурда. |
| Есть ли свобода в природном мире? |
| Эпикур – первый рыцарь свободы. |
| Дилемма Эпикура. |
| Почему не обнаружены гравитационные волны? |
14 | Причинность и свобода |
| Познание как понимание. |
| Система знаний и система понимания. |
| Причинность как предсказуемость. |
| Каузальный скептицизм Д. Юма. |
| "Пробуждение" И. Канта. |
| Причинная структура мира. |
| Детерминизм как метафизика. |
| Детерминизм и понимание. |
| Детерминизм – не физическая причинность. |
| Предсказуемость не есть познаваемость. |
| Сингулярности как акаузальность. |
| Бессингулярная акаузальность. |
| Как же понимать "принцип причинности"? |
| Интерпретация акаузальности. |
| Есть ли у природы "законы"? |
15 | Квантовая акаузальность |
| Эйнштейн и квантовая механика. |
| Как возникла квантовомеханическая непредсказуемость. |
| Природа "играет в кости". |
| Невероятностная случайность. |
| Квантовая онтология. |
| Утверждение квантовой акаузальности. |
| Чем реализуются возможности? |
| Внепричинная метафизика. |
16 | Метафизика времени |
| Предмет квантовой механики – становление. |
| Еще о наблюдаемости гравитационных волн. |
| Бог физиков и Бог философов. |
| Как возникло время? |
| Время бытия, или время без "стрелы времени". |
| Поиски необратимости в обратимом времени. |
| Время становления, или необратимое время. |
| Космологическая стрела времени. |
| Стрела времени Ильи Пригожина. |
| Синергетика как наука о свободе. |
| "Стрела времени" в микромире. |
| Объединение двух времен: конструкция реальности и окончательная разгадка проблемы гравитационных волн. |
Заключение |
Список литературы |
Блез Паскаль, великий математик, физик, философ – тот, кого называли
"французским Архимедом", "французским Сократом", – вдруг отказался
от занятий наукой и философией, как отказываются от некоего не самого
серьезного дела во имя другого дела, несравненно серьезнейшего. Это было
религиозное дело, спасение души. Что касается философии, то Паскаль позволял
себе с ней большие вольности. Впрочем, по поводу философии он выразился
весьма парадоксально. Он сказал: настоящий философ – это тот, кто умеет смеяться над
философией. По его собственным словам, он любил "срывать ум с петель", что
позволило ему даже сказать: "Философия не стóит и часа труда".
Трудно брать пример с французского Сократа, я и не пытаюсь этого делать.
Скорее, его пример научил меня чему-то противоположному. Занятие наукой (а с молодости я занимался физикой и космологией) считал и до сих пор считаю
весьма серьезным делом моей жизни. Но потом мне стало ясно: имеется дело
посерьезнее. Это произошло, когда я понял: для того, чтобы разобраться
в том, чем я занимаюсь, мне требуется знание философии. Такое ведь когда-то
произошло и с Иммануилом Кантом!
В первой, вводной главе я попытаюсь объяснить, зачем мне, как физику,
понадобилась философия. Во второй главе будет изложена конкретная физическая
проблема, для разрешения которой мне пришлось обратиться к философии.