URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Захаров В.Д. Физика как философия природы: Метафизика числа и пространства. Метафизика причинности и времени Обложка Захаров В.Д. Физика как философия природы: Метафизика числа и пространства. Метафизика причинности и времени
Id: 256940
554 р.

ФИЗИКА КАК ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ:
Метафизика числа и пространства. Метафизика причинности и времени. Изд. стереотип.

Физика как философия природы: Метафизика числа и пространства. Метафизика причинности и времени URSS. 2020. 240 с. ISBN 978-5-382-01984-0.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей монографии раскрываются и анализируются метафизические принципы, лежащие в основе современных физических теорий. Автор показывает, каким образом принципы метафизики древних греков возрождаются в философских основаниях современной физики. Раскрывается определяющая роль древней и новой метафизики в интерпретации современной теории гравитации и квантовой механики.

Монография рассчитана на широкий круг физиков-теоретиков и... (Подробнее)


Оглавление
top
Вступление
1Физика и философия
 Нужна ли физику философия?
 Философский генезис физики.
 Что движет физическими парадигмами?
 Когда физик становится философом.
 Что такое знание?
 Насколько эксперимент "повинен" в создании теории относительности?
 Два критерия истинности.
 О чем говорит диалог "Теэтет"?
 Антиномия познаваемости мира.
 Сократовское знание и сократова ирония.
 Метафизика как символика духовного опыта.
I Метафизика числа и пространства
2Гравитационные волны
 Гравитационные волны: в чем состоит проблема?
 Возможные источники гравитационных волн в Космосе.
 Что такое гравитационные волны?
 Идея обнаружения гравитационных волн.
 Как распространяется гравитационное взаимодействие?
 Гравитационное волновое уравнение.
 К проблеме энергии гравитационных волн.
 Гравитационные волны – скрытая реальность.
3Математика и истина
 Вопрос к математику: чтó есть истина?
 Истина покинула геометрию?
 Истина божественная и истина человеческая.
 Трагедия математики.
 "Чистая математика" и конструктивный разум.
 Спасает ли истину опыт?
4Истина и опыт
 Новый удар по "чистому разуму".
 " Факты"или "опыт"?
 Познание или тавтология?
 Ложный триумф феноменологий.
 Почему геометрия не проверяема на опыте?
 Пространство – "призрак субъективный"?
5Истина вне опыта
 Метафизические постулаты классической механики.
 Физика с фиктивными силами.
 Физика как проявление метафизики.
 Триумф и падение числа.
 Потусторонние алгебры.
 Истина вне "чистого разума".
6Взгляд на геометрию из физики
 " Реализм"и "номинализм" в математике.
 Философский скандал.
 Математика и метафизика: где проходит демаркационная линия?
 Крах кантианского рая.
 Апперцепция Лейбница–Канта и анамнезис Платона.
 Физическое и геометрическое пространства.
 Боязнь метафизики: последствие для геометрии.
 Боязнь метафизики: последствие для механики.
 Освобожденная геометрия.
7Борьба за метафизику в физике
 Триумф или трагедия?
 Позитивизм. Проблема демаркации.
 От "истины факта" к утрате истины.
 "Нигитология" – последний крик позитивистской моды.
 Возможна ли метафизика природы?
 Естествознание как метафизика природы.
 "Сумасшедшая физика" и ее вызов эксперименту.
 Борьба за метафизику в релятивистской теории.
 Принцип относительности как принцип a priori.
 Что означает "соответствие теории с экспериментом"?
 "Метафизический грех" Альберта Эйнштейна.
 Фальсифицируемость – знак качества теории.
 Демаркация по К. Попперу.
 Принципы запрета и "решающий эксперимент".
 Фальсифицируемость и ноумены.
 Конвенционализм по Пуанкаре и конвенционализм по Эйнштейну и Попперу.
8Оправдание метафизики
 Синдром философского реализма.
 Геометрия ноуменов в древности и сейчас.
 Язык метафизики: диалог Ариста с Полифилом.
 Физическое знание как религиозная метафизика.
 Программа Эйнштейна.
 Теологическая идея в общей теории относительности.
II Метафизика причинности и времени
9Истоки метафизической причинности в натурфилософии досократиков
 Единство мира и законы природы.
 Причинность субстанций и причинность явлений.
 Возрождение древних метафизик.
 Религиозный смысл греческой метафизики природы.
 Версия С. Трубецкого: греческий антропоморфизм – исток греческой метафизики.
 Критика версии С. Трубецкого: антиантропоморфизм метафизики.
 Тайна "греческого чуда".
 Религиозная революция: дионисизм.
 Греческие мистерии – ключ к греческой метафизике.
 Рок – прообраз метафизической причинности.
 Метафизика причинности у милетских философов и Гераклита.
 Метафизика причинности у пифагорейцев и элеатов.
 Эмпедокл. Философия Фатума.
 Анаксагор.
 Механистическая причинность атомистов.
10Две философские традиции: необходимость и свобода
 Аристотель и атомисты: причины целевые и причины действующие.
 "Неклассическая метафизика". Где ее истоки?
 Ананке.
 Восстание на Необходимость.
 Жизненная драма Платона.
 Телесное и духовное зрение.
 Философия умирания.
11Контроверза причинностей (Ньютон, Декарт, Лейбниц)
 Контроверза: подчиненные и финальные причины.
 Деизм: новая вера и ее постулаты.
 Картезианство как реализация механистической моделимира.
 Как Ньютон "спасал" физику от метафизики.
 Ньютон и Декарт: противостояние метафизик.
 "Халдейская магия" Ньютона.
 Ньютон и Лейбниц: конфронтация телеологии и религиозной метафизики.
 Почему физика после Ньютона пошла не за Ньютоном?
12Метафизика и рациональность
 Поражение свободы.
 Рождение рационализма.
 Изгнание телеологии.
 Возвращение телеологии. Кант и Лейбниц.
 Переоценка научных ценностей.
 Сверхприродная рациональность.
 Типы рациональности – типы метафизик.
13Борьба за свободу в природе
 Контроверза причинностей: ряд естественный и ряд сво-бодный.
 Телеология природы как трансцендентальная иллюзия.
 Метафизика красоты и метафизика абсурда.
 Есть ли свобода в природном мире?
 Эпикур – первый рыцарь свободы.
 Дилемма Эпикура.
 Почему не обнаружены гравитационные волны?
14Причинность и свобода
 Познание как понимание.
 Система знаний и система понимания.
 Причинность как предсказуемость.
 Каузальный скептицизм Д. Юма.
 "Пробуждение" И. Канта.
 Причинная структура мира.
 Детерминизм как метафизика.
 Детерминизм и понимание.
 Детерминизм – не физическая причинность.
 Предсказуемость не есть познаваемость.
 Сингулярности как акаузальность.
 Бессингулярная акаузальность.
 Как же понимать "принцип причинности"?
 Интерпретация акаузальности.
 Есть ли у природы "законы"?
15Квантовая акаузальность
 Эйнштейн и квантовая механика.
 Как возникла квантовомеханическая непредсказуемость.
 Природа "играет в кости".
 Невероятностная случайность.
 Квантовая онтология.
 Утверждение квантовой акаузальности.
 Чем реализуются возможности?
 Внепричинная метафизика.
16Метафизика времени
 Предмет квантовой механики – становление.
 Еще о наблюдаемости гравитационных волн.
 Бог физиков и Бог философов.
 Как возникло время?
 Время бытия, или время без "стрелы времени".
 Поиски необратимости в обратимом времени.
 Время становления, или необратимое время.
 Космологическая стрела времени.
 Стрела времени Ильи Пригожина.
 Синергетика как наука о свободе.
 "Стрела времени" в микромире.
 Объединение двух времен: конструкция реальности и окончательная разгадка проблемы гравитационных волн.
Заключение
Список литературы

Вступление
top
Бессмысленно запрещать человеку шутить на священные темы. В том, что для вас вся жизнь, в философии или в вере, вы не можете обойтись без шутки. Если обойдетесь – ждите безумия.
Г.К.Честертон

Блез Паскаль, великий математик, физик, философ – тот, кого называли "французским Архимедом", "французским Сократом", – вдруг отказался от занятий наукой и философией, как отказываются от некоего не самого серьезного дела во имя другого дела, несравненно серьезнейшего. Это было религиозное дело, спасение души. Что касается философии, то Паскаль позволял себе с ней большие вольности. Впрочем, по поводу философии он выразился весьма парадоксально. Он сказал: настоящий философ – это тот, кто умеет смеяться над философией. По его собственным словам, он любил "срывать ум с петель", что позволило ему даже сказать: "Философия не стóит и часа труда".

Трудно брать пример с французского Сократа, я и не пытаюсь этого делать. Скорее, его пример научил меня чему-то противоположному. Занятие наукой (а с молодости я занимался физикой и космологией) считал и до сих пор считаю весьма серьезным делом моей жизни. Но потом мне стало ясно: имеется дело посерьезнее. Это произошло, когда я понял: для того, чтобы разобраться в том, чем я занимаюсь, мне требуется знание философии. Такое ведь когда-то произошло и с Иммануилом Кантом!

В первой, вводной главе я попытаюсь объяснить, зачем мне, как физику, понадобилась философия. Во второй главе будет изложена конкретная физическая проблема, для разрешения которой мне пришлось обратиться к философии.


Об авторе
top
photoЗахаров Валерий Дмитриевич
Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отделения физики и астрономии Всероссийского института научной и технической информации РАН. В 1962 г. окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре астрофизики. Работал в ряде научно-исследовательских институтов физического профиля. С 1983 по 2009 гг. — доцент кафедры теоретической механики Московского государственного университета печати. Автор более 100 опубликованных работ, в том числе книг «Гравитационные волны в теории тяготения Эйнштейна» (дважды издавалась также на английском языке), «Тяготение. От Аристотеля до Эйнштейна», «Введение в метафизику природы» и др. С 1980-х гг. основным научным интересом В. Д. Захарова становится философское истолкование современной теоретической физики и космологии; этой теме посвящены книги «Физика как философия природы» (М.: URSS) и «От философии физики к идее Бога» (М.: URSS).