Пролог | 8
|
Часть 1. Человек в поисках смысла жизни | 24
|
Введение | 24
|
Глава 1. Проблема смысла в зарубежной психологии | 28
|
1. Философские основания смысложизненных ориентаций | 28
|
2. Психологические особенности личностных смыслов | 34
|
3. Проблемы смысловой сферы личности в психологии личности | 38
|
Глава 2. Смысложизненные ориентации личности в отечественной психологии | 44
|
1. Философские основания смысложизненных ориентаций личности | 44
|
2. Психологические аспекты смысложизненных ориентаций личности | 49
|
Глава 3. Компаративистский анализ концептуальных оснований конструкта смысла жизни | 60
|
1. Конструкт «смысл жизни» как объект исследования в психологии | 60
|
2. Структура смысловой сферы личности | 71
|
3. Смысложизненные ориентации индивида как психологический конструкт | 82
|
Заключение | 89
|
Часть 2. Смыслы жизни и фейки в жизни | 92
|
Введение | 92
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования смысложизненных ориентаций личности | 96
|
1. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе | 96
|
2. Психологические особенности развития личности в период молодости | 107
|
3. Психологические особенности личностных смыслов англоязычных и русскоязычных респондентов | 113
|
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в период молодости | 122
|
1. Методы исследования смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза | 122
|
2. Процедуры и методов создания фейков англоязычных и русскоязычных респондентов | 133
|
Заключение | 143
|
Часть 3. Человек в поисках профессиональных смыслов | 145
|
Введение | 145
|
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей | 149
|
1. Феномен эмоционального выгорания в психологических исследованиях | 149
|
2. Особенности эмоционального выгорания врачей | 154
|
3. Модель психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей | 160
|
Глава 2. Исследование синдрома эмоционального выгорания врачей | 169
|
1. Этапы, методы и методики исследования | 169
|
2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования | 171
|
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей | 177
|
1. Программа психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей | 177
|
2. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания | 182
|
Заключение | 186
|
Часть 4. Формирование профессиональных смыслов в период обучения | 190
|
Введение | 190
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения | 194
|
1. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения в отечественной и зарубежной литературе | 194
|
2. Психологические особенности развития личности в период молодости | 209
|
3. Психологические особенности личностных смыслов студентов | 211
|
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения | 217
|
1. Методы исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения на разных этапах онтогенеза | 217
|
2. Описание и обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения | 220
|
Заключение | 233
|
Часть 5. Когнитивный подход: личностные конструкты Дж. А. Келли | 237
|
Глава 1. Человек — исследователь смыслов | 237
|
1. Основы когнитивного подхода Дж. А. Келли | 238
|
2. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы | 239
|
3. Типология конструктов | 240
|
Глава 2. Человек, конструирующий свой мир и наполняющий его смыслами | 242
|
1. Основной постулат: смысл или фейк | 242
|
2. Природа личности | 245
|
Глава 3. Эмпирическая валидизация концепций личностных конструктов | 247
|
1. Репертуарный тест ролевого конструкта | 247
|
2. Эмоциональные состояния личности | 251
|
Заключение | 256
|
Эпилог | 257
|
Глоссарий | 258
|
Список литературы | 261
|
Приложение. Обзор личностных тестов | 274
|
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) | 274
|
2. Тест «Цель в жизни» (Purpоsе-in-Lifе Tеst, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика | 275
|
3. Анкета | 276
|
4. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко | 277
|
5. Опросник на выявление эмоционального выгорания (MBI) (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) | 279
|
6. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера—Ханина | 280
|
7. Программа психологической коррекции эмоционального выгорания врачей | 281
|
8. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса | 282
|
9. Опросник SF-36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная Межнациональным центром исследования качества жизни) | 284
|
10. Опросник о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности для медработников | 286
|
11. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) | 287
|
12. Опросник Спилбергера. Тревожность | 288
|
13. Тест на стрессоустойчивость | 289
|
14. Опросник нервно-психического напряжения (НПН) (Т. А. Немчин) | 290
|
15. Опросник Шмишека (акцентуации характера) | 291
|
16. «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) | 293
|
17. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) | 295
|
18. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» (В. Мухина) для обеспечения самоописания ценностно-смысловых ориентаций человека, как личности | 297
|
19. Методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦД) | 298
|
20. Краткий словарь специальных терминов | 299
|
21. «Чертова дюжина» (Тест акцентуации характера) | 301
|
Краткое резюме | 303
|
Баксанский Олег Евгеньевич Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.