URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Человек без поиска смысла: От человека разумного к человеку под властью фейков: Как научиться не заменять истинные смыслы психологическими примитивами Обложка Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Человек без поиска смысла: От человека разумного к человеку под властью фейков: Как научиться не заменять истинные смыслы психологическими примитивами
Id: 256853
613 р.

Человек без поиска смысла:
От человека разумного к человеку под властью фейков: Как научиться не заменять истинные смыслы психологическими примитивами

URSS. 2021. 312 с. ISBN 978-5-9710-7171-6.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей работе предпринимается попытка проанализировать, как смыслы человеческой жизни заменяются психологическими примитивами, или фейками. Предложена и обоснована системная модель того, как эволюционируют смысл жизни и смысложизненные ориентации человека, каким образом происходит переход от «человека в поисках смысла», т.е. человека осмысленного, разумного, к «человеку в поисках фейков», т.е. человека фейкового, фальшивого.

Первая... (Подробнее)


Содержание
top
Пролог8
Часть 1. Человек в поисках смысла жизни24
Введение24
Глава 1. Проблема смысла в зарубежной психологии28
1. Философские основания смысложизненных ориентаций28
2. Психологические особенности личностных смыслов34
3. Проблемы смысловой сферы личности в психологии личности38
Глава 2. Смысложизненные ориентации личности в отечественной психологии44
1. Философские основания смысложизненных ориентаций личности44
2. Психологические аспекты смысложизненных ориентаций личности49
Глава 3. Компаративистский анализ концептуальных оснований конструкта смысла жизни60
1. Конструкт «смысл жизни» как объект исследования в психологии60
2. Структура смысловой сферы личности71
3. Смысложизненные ориентации индивида как психологический конструкт82
Заключение89
Часть 2. Смыслы жизни и фейки в жизни92
Введение92
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования смысложизненных ориентаций личности96
1. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе96
2. Психологические особенности развития личности в период молодости107
3. Психологические особенности личностных смыслов англоязычных и русскоязычных респондентов113
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в период молодости122
1. Методы исследования смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза122
2. Процедуры и методов создания фейков англоязычных и русскоязычных респондентов133
Заключение143
Часть 3. Человек в поисках профессиональных смыслов145
Введение145
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей149
1. Феномен эмоционального выгорания в психологических исследованиях149
2. Особенности эмоционального выгорания врачей154
3. Модель психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей160
Глава 2. Исследование синдрома эмоционального выгорания врачей169
1. Этапы, методы и методики исследования169
2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования171
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей177
1. Программа психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей177
2. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания182
Заключение186
Часть 4. Формирование профессиональных смыслов в период обучения190
Введение190
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения194
1. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения в отечественной и зарубежной литературе194
2. Психологические особенности развития личности в период молодости209
3. Психологические особенности личностных смыслов студентов211
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения217
1. Методы исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения на разных этапах онтогенеза217
2. Описание и обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций студентов с технической и гуманитарной направленностью обучения220
Заключение233
Часть 5. Когнитивный подход: личностные конструкты Дж. А. Келли237
Глава 1. Человек — исследователь смыслов237
1. Основы когнитивного подхода Дж. А. Келли238
2. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы239
3. Типология конструктов240
Глава 2. Человек, конструирующий свой мир и наполняющий его смыслами242
1. Основной постулат: смысл или фейк242
2. Природа личности245
Глава 3. Эмпирическая валидизация концепций личностных конструктов247
1. Репертуарный тест ролевого конструкта247
2. Эмоциональные состояния личности251
Заключение256
Эпилог257
Глоссарий258
Список литературы261
Приложение. Обзор личностных тестов274
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)274
2. Тест «Цель в жизни» (Purpоsе-in-Lifе Tеst, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика275
3. Анкета276
4. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко277
5. Опросник на выявление эмоционального выгорания (MBI) (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)279
6. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера—Ханина280
7. Программа психологической коррекции эмоционального выгорания врачей281
8. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса282
9. Опросник SF-36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная Межнациональным центром исследования качества жизни)284
10. Опросник о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности для медработников286
11. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН)287
12. Опросник Спилбергера. Тревожность288
13. Тест на стрессоустойчивость289
14. Опросник нервно-психического напряжения (НПН) (Т. А. Немчин)290
15. Опросник Шмишека (акцентуации характера)291
16. «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин)293
17. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)295
18. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?» (В. Мухина) для обеспечения самоописания ценностно-смысловых ориентаций человека, как личности297
19. Методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦД)298
20. Краткий словарь специальных терминов299
21. «Чертова дюжина» (Тест акцентуации характера)301
Краткое резюме303

Об авторах
top
photoБаксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).

Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.

photoСкоробогатова Анна Викторовна
Аспирант Физического института им. П.Н.Лебедева РАН. Магистр психологии. В 2017 г. окончила бакалавриат факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета по направлению «Психологическое сопровождение развития личности», а в 2019 г. — магистратуру по направлению «Личностно-ориентированное консультирование (на английском языке)». С 2006 по 2012 гг. обучалась по программе специалитета в Институте физике, технологии и информационных систем МПГУ.

Область научных интересов: консультирование, коучинг, когнитивная психология, смысложизненные ориентации личности в различные периоды жизни. Специалист по работе с персоналом, а также по планированию и организации бизнес-процессов различных компаний.