«Старейшей из существующих» нередко называют цивилизацию Китая в многочисленных книгах и статьях, посвященных этой стране. Различные китайские теоретики не раз высказывали мысль о том, что в ее истории уже было все и что китайцы перепробовали на протяжении тысяч лет существования «Поднебесного государства» едва ли не все варианты и модели общественного развития. «Наша цивилизация — древнейшая из ныне существующих; западные нации были нашими послушными учениками», — писал, например, в 1895 г. реформатор Се Цзуаньтай в петиции к императору Гуаньсюю . В том же духе высказывался и лидер китайских республиканцев Сунь Ятсен. «Причина постоянной дискуссии об анархизме в Европе — его сравнительная новизна там…, — заявлял он. — По существу, теория анархизма была известна в Китае уже несколько тысяч лет назад, когда многие сильно интересовались ею. Разве теория Хуана и Лао — это не анархизм? Повторю, что люди говорили об анархизме в Китае тысячи лет назад; и только потому что китайская молодежь не поняла этого, она не сознает, что такая пропаганда является вовсе не нужной в настоящее время» . По мнению Сунь Ятсена, анархизм был частью многотысячелетнего китайского наследия со времен «Трех первых династий» . Проявления выдвинутого им экономического принципа «народного благосостояния» (миньшэн) и «социализма» он усматривал в древних системах уравнительного и общинного землепользования при династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.) и императоре Ван Мане (I в. н. э.), в программе аграрной реформы Ван Аньши (XI в. н. э.) и др. Разумеется, подобное понимание «анархизма» и «социализма» весьма далеко от общепринятого. Говорить о существовании социалистических или анархистских доктрин и, тем более, движений в Древнем или Средневековом Китае не приходится. Однако стоит признать, что непрерывное многосотлетнее существование китайского общества и китайской философской мысли создало особый контекст преемственности, передачи и развития различных эгалитарных и антидеспотических идей, высказанных впервые в глубокой древности. Опираясь на устойчивые реалии социальных отношений, они переходили, видоизменяясь, из поколения в поколение, переплетались с идеями, проникавшими в Китай из-за рубежа и накладывая отпечаток на восприятие «иностранных» идейных течений. Китайский анархизм отнюдь не был каким-то «внешним» явлением, искусственно и неустойчиво пересаженным в чуждую среду. Анархистское движение оказывало существенное влияние на социальную, культурную и политическую жизнь страны, по меньшей мере, на протяжении первой половины XX столетия. И, однако, ему «не повезло». В Китайской Народной Республике, где восторжествовала идеология марксизма-лени¬низма-маоизма, любое научное изучение анархизма было под запретом, а зарубежные авторы чаще всего не считали нужным обращать внимание на «неудачников истории». Только с середины 1980-х годов историки в Китае приступили к более серьезному изучению анархистских движений. Было опубликовано несколько сборников и антологий текстов и воспоминаний , стали издаваться статьи и монографии . Тем не менее, в большинстве случаев авторы из КНР продолжают рассматривать китайский анархизм, прежде всего, как течение, проигравшее в борьбе против победоносной коммунистической партии и ее «правильной» идеологии. Предлагавшиеся анархистами альтернативы чаще всего не подвергаются тщательному анализу. В зарубежной исторической науке одним из первых исследователей китайского анархизма стал американский востоковед Р. Э. Скалапино, который посетил Тайвань и беседовал с последними ветеранами движения. В последние десятилетия прошлого и в начале нынешнего столетия было опубликовано несколько монографий и статей о либертарном движении в Китае. Среди них следует упомянуть работы М. Бернала (Великобритания), Ж.-Ж. Гандини (Франция), П. Зарроу, А. Дирлика (США), Г. Мюллер (Германия) и др. , а также биографию ведущего китайского анархиста Шифу (автор — Э. Кребс) . На русском языке публикаций об анархизме в Китае почти нет, за исключением работ Е. Ю. Стабуровой, но большинство из них невелики по объему и «повествование» в них доведено лишь до начала 1930-х годов… В целом, история китайского анархистского движения изучена весьма неравномерно: деятельность анархистов вне Гуанчжоу и Шанхая, их взаимоотношения с Российской революцией, либертарная работа в профсоюзах и социальных инициативах по-прежнему известны лишь фрагментарно, а судьба китайского анархизма с конца 1920-х гг. и особенно после Второй мировой войны до сих пор остается «белым пятном». Информацию, необходимую для написания настоящей книги авторам приходилось зачастую собирать, что называется, «по крупицам». Древнекитайский философ Чжуан-цзы утверждал, что мудрый человек должен уметь остановиться в своем познании на том, что не познаваемо. Иными словами, ни одна вещь, ни одно явление не может быть изучено полностью и до конца. Тем не менее, мы попытались в этой книге систематически и как можно более полно представить и проследить историю и судьбы анархизма (учжэнфучжуи) в континентальном Китае с момента его появления на общественно-политической сцене в первом десятилетии XX века и до настоящего времени. Основной упор был сделан на периоде 1910-х – середины 1920-х гг., когда анархисты не только занимали преобладающие позиции в левом, социалистическом и рабочем движениях Китая, но и предлагали альтернативные пути социального развития страны. В последующем этот мощный поток постепенно иссякал, становился все слабее и тоньше, уходил под землю, но даже после прихода к власти коммунистической партии в 1949 г. еще продолжал существовать в подполье на протяжении нескольких десятилетий, пока не сменились поколения. В конце XX и начале XXI вв. китайское анархистское движение сохранилось и даже получило новые импульсы в Гонконге, о чем рассказано в отдельном приложении к нашей книге. По мере возможностей, мы пытались сопровождать наше повествование небольшими биографическими справками об основных его героях и действующих лицах. Заранее просим у читателей прощения за то, что эти вставные очерки получились неровными, отличаясь друг от друга по степени подробности и размерам. К сожалению, «унифицировать» их не удалось: о ком-то из китайских анархистов известно достаточно много, о других же в источниках и литературе остались лишь краткие упоминания. Надеемся все же, что эта дополнительная информация поможет «оживить» бурную и извилистую историю «учжэнфучжуи», показав ее не только в тенденциях и процессах, но и в лицах… Дамье Вадим Валерьевич
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Основатель (совместно с кандидатом исторических наук Д. И. Рублевым) серии «Размышляя об анархизме». Преподает в Высшей школе экономики. Автор работ по социальной истории, истории социальных движений и идей в ХХ веке, включая монографии «Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами» (в 2 т.; 2006–2007), «История анархо-синдикализма. Краткий очерк» (URSS), «Anarcho-Syndicalism in the 20th Century» (Edmonton, 2009), «Стальной век: Социальная история советского общества» (URSS), «Учжэнфучжуи: История анархизма в Китае» (в соавторстве с К. А. Лимановым; URSS), «Общинный социализм и анархизм в Юго-Восточной Азии» (в соавторстве с К. А. Лимановым; URSS), «Петр Кропоткин: Жизнь анархиста» (в соавторстве с Д. И. Рублевым; 2022), «"Бесприютные души": Анархистское движение на Тайване в 1920–1930-х годах» (URSS), «Бури на Серебряной реке: Из истории аргентинского анархизма» (2023) и др.
Лиманов Кирилл Алексеевич Историк и независимый исследователь. В 1999 г. окончил Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. Автор ряда работ по истории анархизма, в том числе: «Учжэнфучжуи: История анархизма в Китае» (в соавторстве с В. В. Дамье; М.: URSS), «Anarchismus v Palestině a Izraeli» (в соавторстве с В. В. Дамье; Praha, 2016).
|