Предисловие к первому изданию 3 Построение теории материалистической диалектики как целостной логической системы и вопрос о природе философии 5 Предыстория философии. Единство процесса происхождения философии и науки в целом 21 Мифология и религия как дофилософские формы общественного сознания 22 Переход от мифологии к философии, от эмпирического знания к теоретическому 35 Идея единства мира, ее значение для философии и логика ее эволюции в античной философии 55 Идея единства мира как исходная идея философии 55 Непосредственное созерцание и логика эволюции идеи единства мира в античной философии 61 Философия как наука о всеобщем и о познании всеобщего .... 85 Диалектически-конкретное понимание всеобщего 85 Диалектическое содержание понятий «субстанция» и «система». Материя как субстанция-система 89 Философское понятие субстанции и современная физика. Анализ попыток возродить идею первосубстанции 101 Всеобщая взаимосвязь и проблема диалектического противоречия. Абсолютность движения (изменения) и относительность покоя 115 Познание всеобщего как познание мира в целом 128 Философия как общая мировоззренческая и методологическая наука 149 Мировоззрение, философия и научное познание в целом .... 149 Мировоззренческое содержание определений философии как науки о соотношении мышления и бытия и как науки о всеобщем 160 Мировоззрение и методология, взаимосвязь философской и частнонаучной методологии 165 Диалектическая логика в системе марксистско-ленинской философии 175 Методология как теория «развития теории», процесса развертывания в теорию ее исходной идеи 175 Диалектическая логика как развернутая идея единства мира 179 Диалектическая логика и вопрос о структуре марксистско-ленинской философии 185 Заключение 199 Предметный указатель 205 Именной указатель 209
Настоящая книга является определенным итогом, обобщением предыдущих исследований автора в области философских вопросов естествознания и методологических проблем разработки собственно философской теории материалистической диалектики (диалектического материализма) как целостной системы всех ее категорий. В центре его внимания постоянно находились те проблемы, которые обычно называют онтологическими, т. е. проблемы познания самого объективного мира. Анализ современного состояния этих проблем привел автора к выводу об особой актуальности разработки тех из них, которые относятся к познанию не более или менее частных, а именно всеобщих форм, общедиалектических за-кономерностей движения материи. Другой вывод заключается в том, что имеющиеся в настоящее время недостатки в разработке проблем объективной диалектики в определяющей мере являются следствием того, что у нас до сих пор нет теоретически обоснованной системы категорий материалистической-диалектики, которая бы всесторонне раскрывала логически закономерные, необходимые связи между ними, сложившиеся в процессе познания единства мира и в обобщенном виде отражающие всю историю движения человеческой мысли к диалектико-материалистическому его пониманию. Таким образом, задачи решения чисто онтологических, казалось бы, вопросов с необходимостью приводят к центральной и важнейшей проблеме теории познания. Автор убежден, что онтология, объективная диалектика может быть разработана на уровне современных требований к ней лишь с позиций единства диалектики, логики и теории познания, лишь в той форме, в которой она одновременно предстает всеобщей теорией по отношению и к бытию, и к познающему его мышлению. Занявшись вопросами диалектической логики, поисками путей, ведущих к построению теории диалектики, выполняющей функции логики и теории познания, автор убедился, что такая теория может быть построена лишь в том случае, если в основу ее будет положена разработка фундаментальной философской проблемы — проблемы единства мира. При всей неразрывности объективно-диалектического, гносео-логического и логического аспектов философской теории исходным пунктом и основой всей ее разработки следует считать разработку именно объективной диалектики. Задача состоит в том, чтобы осознать внутреннюю форму известного нам содержания диалектико-материалистического философского учения, привести форму его изложения (изучения, усвоения, творческого применения для дальнейшего развития научного познания в целом, и самой философии в частности) в соответствие с излагаемым содержанием. Обращая внимание на форму разработки теории материалистической диалектики, исходить надо из самого ее содержания. Особую важность автор придает необходимости теснейшей вза-имосвязи исследований общих и частных проблем, всемерного использования результатов одних исследований при проведении других. Как философия, так и частные науки могут успешно продвигаться вперед лишь при активнейшем взаимодействии и при максимально возможном взаимопонимании. При разработке философской теории очень важно в полной мере отдавать отчет и в том, насколько опасен отрыв онтологических проблем философии от гносеологических ее проблем, неизбежно ведущий в одном случае к бессодержательному формализму и пустозвонству, а в другом — к бессвязному эмпиризму, к пересказу (с неизбежными упрощениями и искажениями) открытых другими истин. Поэтому главное внимание в книге уделено исходным, наиболее принципиальным положениям диалектико-материалистиче-ского учения об объективном мире и его познании, анализу содержания этих положений с целью раскрыть их методологическое значение для разработки всей теории диалектики. Опыт многих исследователей показал, что для определения подступов к построению теории диалектики важнейшее значение имеет предварительное, причем достаточно глубокое, осознание природы филосо-фии как науки и формы общественного сознания. В данной книге, в соответствии с ее названием, на это и направлено рассмотрение всех затрагиваемых вопросов. Современные философы-марксисты многое сделали для разработки философской теории. Автор стремился максимально учесть все достижения в этой области и на их основе хоть чуточку продвинуться вперед в трактовке обсуждаемых проблем. Книга служит обоснованием предлагаемого автором подхода к разработке теории диалектики. Но задача реализации его, наиболее трудная и важная, выходит за рамки данной книги. Это задача на будущее. За помощь в работе над книгой автор выражает сердечную благодарность коллективу Ленинградской кафедры философии АН СССР, в первую очередь М. Н. Перфильеву, В? Н, Борязу, Л. В. Танеевой и В. Т. Мещерякову. ![]() Доктор философских наук, профессор. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963–1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979–1984 гг. — заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984–1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. С 1992 г. по настоящее время занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы. Автор более 20 научных монографий, учебных пособий и многих статей по фундаментальным проблемам философии, ее истории, философским проблемам естествознания, по социально-политическим и этнонациональным проблемам.
В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлены элементарная клеточка теории диалектики — отношение "всеобщее—отдельное", ее предмет — всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики. |