Обложка Розин В.М. Осмысление и решение современных проблем философии и культурологии
Id: 256358

Осмысление и решение современных проблем философии и культурологии

URSS. 2020. 336 с. ISBN 978-5-9710-7155-6.
  • Мягкая обложка
Vadim Rozin Comprehension and solution of Philosophy and Cultural Studies contemporary issues. A new book of Vadim Rozin, a famous Russian philosopher and scholar in culture studies, is not ordinary. The point at issue is his decision to aggregate several articles written and published over the last three years. The author explains this intention as a demonstration of creativity and ideas “here and now”. Although there are two areas indicated in the contents, philosophy and cultural studies, the book tackles another issue – philosophy of education, the discipline which the author has also been working for a long time. All the presented articles devoted to different topics but at the same time they are united, firstly, by a consistent approach, that Vadim Rozin calls “limited liability methodology” (in turn, this approach is based on semiotics, cultural studies and humanities), and secondly, combined by author’s research of previous years. The reader will find many interesting empirical observations and based on them cases and methodological generalizations. The book is addressed to a wide range of readers, both specialists in philosophy, cultural studies, humanities, and readers who are interested in the fate of Russian philosophy and science. Keywords: science, thinking, designing, technology, consciousness, mathematics, methodology, research, philosophy, personality

Аннотация

Новая книга Вадима Розина, известного отечественного философа и культуролога, не совсем обычная. В данном случае он решил под одной шапкой собрать ряд статей, написанных и опубликованных в последние три года. Во введении он объясняет этот замысел: речь идет о демонстрации творчества и идей, так сказать, «здесь и сейчас». Хотя в оглавлении книги указаны две области, философия и культурология, реальное содержание и проблемы касаются ...(Подробнее)еще одной — философии образования, дисциплины, в которой автор тоже уже давно работает. Представленные в книге статьи посвящены разным темам, но все они объединены, во-первых, единым подходом, который Вадим Розин называет «методология с ограниченной ответственностью» (в свою очередь, этот подход опирается на семиотику, культурологию и гуманитарные науки), и во-вторых, объединены авторскими исследованиями предыдущих лет. В книге читатель найдет большое количество интересных эмпирических наблюдений и основанные на них кейсы и методологические обобщения.

Книга адресована широкому кругу читателей, начиная от специалистов, работающих в философии, культурологии и гуманитарных науках, и заканчивая читателями, которых просто интересуют судьбы отечественной философии и науки.


Содержание
Оглавление 3
Введение 6
Часть 1. Философия 8
1. Парад знаменательных годовщин (размышления о ситуации в рос-сийской философии и современности) 8
2. Размышление, инициированное знакомством с книгой В. А. Кутырева «Сова Минервы вылетает в сумерки. Избранные философ-ские тексты XXI века» 24
3. Не только о любви: о философах, их возлюбленных и времени (размышления по поводу книги «Философские эманации любви») 30
4. Любовь и искусство в фокусе современной науки и личности авто-ра (комментарии к книге Е. Н. Шапинской «Лики любви в дискурсах и нарративах») 41
5. Особенности методологического дискурса А. П. Огурцова 52
5. Концепция «заботы о себе» 61
6. Изучение и природа сознания 68
8. Становление методологии проектирования в России (Александр Богданов и Александр Розенберг) 80
9. Анализ художественной формы как условие воссоздания эстетиче-ских переживаний (перечитывая «Психологию искусства» Л. С. Выготского) 93
10. Социальное проектирование и социальные технологии 105
11. Два типа исследований сложных социальных явлений 121
12. Математика: восстановление определенности 130
13. Техника, социальность, человек 143
Часть 2. Философия образования 156
1. Преподавание философии: оптимизация-ликвидация или новый старт 156
2. Анализ пропедевтического университетского курса «Введение в философию» 166
3. Основные идеи и обоснование курса «Методологии проектирова-ния» 178
4. Как можно помыслить непрерывное образование 191
5. Пролегомены к теории вопрошания 196
6. Анализ вопросов в «Исповеди» св. Августина на основе метода реконструкции сферы и коммуникации вопрошания 208
Часть 3. Культура и ее изучение 220
1. От традиционного понятия культуры к концепции пост(мета)культуры 220
2. К различению понятий — «культуры модерна», «культуры евро-пейской цивилизации», «посткультура», «креативные культуры», «фьюче-культура» 235
3. Концепция «посткультуры» 249
4. Криптовалюты и обычные деньги: свой среди чужих, чужой среди своих 258
5. Художественное пространство: исторические типы, схемы органи-зации 268
6. Смысл понятия пространства (культурно-психологический ана-лиз) 287
7. Как можно помыслить роль архитектуры в культурной политике государства 305
8. Современный архитектурный процесс как условие поляризации архитектурных решений 314
9. Две жизни Анны Зимоненко и Романа Фаерштейна (история твор-чества и жизни одной семьи архитекторов) 323
10. Две семейные сферы современного человека: обычная семья и его психика (гипотеза, навеянная осмыслением книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана») 336
Оглавление 3

Введение

Представленные здесь исследования в основном были выполнены в последние три года, хотя, конечно, многие идеи и гипотезы, на которые они опираются, впервые были сформулированы в предыдущие годы. Ав-тор, общаясь со своими друзьями, как-то пошутил, говоря, что для него эти последние годы по творческой продуктивности напоминают «Болдинскую осень» нашего великого поэта. Читатель уже по оглавлению увидит, что в книге рассматриваются три основные группы тем, относящихся к философии, культурологии и сфере философии образования. Это традиционные для автора темы и проблемы, над которыми он работает уже много лет. Разброс обсуждаемых тем, объясняется тем, что здесь собраны опубликованные в разных научных журналах статьи, в которых представлены результаты исследований, или заказанных кем-то в эти годы, или выполненных по собственной инициативе автора в качестве очередных шагов его философского любопытства.

Для всех представленных исследований, на взгляд автора, характе-рен методологический подход в варианте его концепции «методологии с ограниченной ответственностью», которая противопоставляется им кон-цепции методологии его учителя, Г. П. Щедровицкого (автор называет ее «панметодологией»). Если говорить более конкретно, то для авторской версии методологии характерно внимание не только к анализу мышления и деятельности и их рефлексия, но также к личности мыслящего, и условиям жизни и творчества отдельного человека, которые во многом, с его точки зрения, задаются культурой. Вторая особенность его мышления — гуманитарный подход, в соответствии с которым, во-первых, каждая познавательная ситуация и проблема, рассматриваются как уникальные и поэтому требуют индивидуальной методологии, во-вторых, исследование помимо стандартных процедур (постановки и решения проблем, построения идеальных объектов, получение на их основе знаний) содержит еще собственно гуманитарные, например, внесение ценностей в изучаемый объект, построение отношений исследователя с исследуемым явлением (скажем, в варианта М. Бахтина, требовавшим предоставить голос личности, которую вы изучаете).

В некотором смысле представленная автором книга является ком-муникативным экспериментом, ведь не принято публиковать сборники статей, написанных отдельным философом или ученым в течении корот-кого времени, например, как в данном случае, за два-три года. В качестве разъяснения (не оправдания) автор мог бы сказать следующее. Если лич-ность не шизофреническая, то ее текущее творчество должно объединять и вносить единые принципы даже в разные по тематике исследования. В результате эти исследования должны автоматически образовывать что-то вроде единого произведения. Автору интересно из отдельных исследова-ний собрать такое произведение и дать ему жизнь. Кроме того, возможно именно на пересечении (столкновении, искрении) несходных тем и захо-дов мысли можно лучше всего понять своеобразие дискурса и мышления автора. Есть и еще одно маленькое преимущество — каждую статью (пара-граф) можно читать независимо от других, как отдельное произведение.


Об авторе
Розин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 500 научных работ, в том числе 70 книг и учебников.