Представленные здесь исследования в основном были выполнены в последние три года, хотя, конечно, многие идеи и гипотезы, на которые они опираются, впервые были сформулированы в предыдущие годы. Ав-тор, общаясь со своими друзьями, как-то пошутил, говоря, что для него эти последние годы по творческой продуктивности напоминают «Болдинскую осень» нашего великого поэта. Читатель уже по оглавлению увидит, что в книге рассматриваются три основные группы тем, относящихся к философии, культурологии и сфере философии образования. Это традиционные для автора темы и проблемы, над которыми он работает уже много лет. Разброс обсуждаемых тем, объясняется тем, что здесь собраны опубликованные в разных научных журналах статьи, в которых представлены результаты исследований, или заказанных кем-то в эти годы, или выполненных по собственной инициативе автора в качестве очередных шагов его философского любопытства. Для всех представленных исследований, на взгляд автора, характе-рен методологический подход в варианте его концепции «методологии с ограниченной ответственностью», которая противопоставляется им кон-цепции методологии его учителя, Г. П. Щедровицкого (автор называет ее «панметодологией»). Если говорить более конкретно, то для авторской версии методологии характерно внимание не только к анализу мышления и деятельности и их рефлексия, но также к личности мыслящего, и условиям жизни и творчества отдельного человека, которые во многом, с его точки зрения, задаются культурой. Вторая особенность его мышления — гуманитарный подход, в соответствии с которым, во-первых, каждая познавательная ситуация и проблема, рассматриваются как уникальные и поэтому требуют индивидуальной методологии, во-вторых, исследование помимо стандартных процедур (постановки и решения проблем, построения идеальных объектов, получение на их основе знаний) содержит еще собственно гуманитарные, например, внесение ценностей в изучаемый объект, построение отношений исследователя с исследуемым явлением (скажем, в варианта М. Бахтина, требовавшим предоставить голос личности, которую вы изучаете). В некотором смысле представленная автором книга является ком-муникативным экспериментом, ведь не принято публиковать сборники статей, написанных отдельным философом или ученым в течении корот-кого времени, например, как в данном случае, за два-три года. В качестве разъяснения (не оправдания) автор мог бы сказать следующее. Если лич-ность не шизофреническая, то ее текущее творчество должно объединять и вносить единые принципы даже в разные по тематике исследования. В результате эти исследования должны автоматически образовывать что-то вроде единого произведения. Автору интересно из отдельных исследова-ний собрать такое произведение и дать ему жизнь. Кроме того, возможно именно на пересечении (столкновении, искрении) несходных тем и захо-дов мысли можно лучше всего понять своеобразие дискурса и мышления автора. Есть и еще одно маленькое преимущество — каждую статью (пара-граф) можно читать независимо от других, как отдельное произведение.
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии. Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников. |