Предлагаемая работа была закончена незадолго до войны. Прием, оказанный ей, был так благоприятен, что первый том разошелся уже во время войны. К сожалению ввиду чрезвычайных трудностей, с которыми пришлось бороться немецкому издательскому делу, второе издание не могло появиться непосредственно вслед за первым, так что в продолжение долгого времени всех томов не было в продаже. Второе издание является не только дополненным, но существенно улучшенным, особенно с одной стороны. Так как один человек не может быть равно самостоятельным во всех областях знания, то на этот раз ко мне присоединилось несколько выдающихся исследователей. Особенно я обязан проф. Э.Видеману (Эрланген), проф. Липману (Галле) и проф. Вюршмидту (Эрланген). Я не только получил от них ряд многочисленных указаний, но они внимательно прочитали и всю корректуру книги. Большинство предложенных ими поправок и улучшений могло еще войти в текст. Другие более обширные изменения, предложенные ими, пришлось отложить до следующих изданий. Посвящая эти первые три тома профессорам Видеману, Липману и Вюршмидту, я лишь в слабой мере выражаю мою благодарность. Я сознаю также, что их сотрудничество было вызвано прежде всего желанием сделать книгу более пригодной для пользования. Много дали мне многочисленные беседы по отдельным вопросам, равно как дружественные письма. Перечисление их заняло бы слишком много времени. Но я должен, особенно в связи с содержанием следующих томов, указать на помощь покойного д-ра Г.Бертольда, заслуженного исследователя новейшей истории наук. В моем распоряжении была его обширная библиотека, перешедшая к Мюнхенскому музею образцовых произведений естествознания и техники. Равным образом очень важным для нового издания книги оказалось частое личное общение с Бертольдом, которому Баварская академия наук поручила составление издаваемой ею обширной истории физики. Что же касается задач всей книги, то я должен повторить слова, предпосланные первому изданию. Живой интерес к истории наук проявляется в течение многих десятилетий. Чем яснее становится, что каждый шаг ставит перед разгадкой природы новые трудности, тем охотнее обращается взгляд назад, чтобы обозреть пройденный путь и почерпнуть в богатой сокровищнице прошлого науки новую надежду на дальнейшее проникновения в связь и совокупность естественных явлений. По мере того как деятельность отдельного исследователя ограничивается более узкой областью работы, все настоятельнее проявляется необходимость возможно чаще сосредоточивать внимание на совокупности научных знаний. Обозреть всю науку в ее нынешнем объеме совершенно невозможно. Но мы конечно можем представить ее целостность в историческом обзоре, выделяющем главные факты, связывающем их в единое целое и вызывающем более глубокое их понимание. Ценным результатом исторического изучения является то, что оно охраняет от догматической односторонности, заставляя смотреть на науку как на нечто развивающееся и потому незавершенное. При этом приходится убеждаться также в том, что в прошлом развитии науки мы встречаемся с методами и приемами мышления, применяемыми и в наше время. Поэтому некоторые области современной науки едва ли можно изложить вне связи их с прежними исследованиями, представлениями и соображениями. Ввиду этого генетический метод изложения не только проник во многие учебники, но и появились многочисленные истории отдельных наук, причем изучение источников облегчено благодаря переизданиям часто трудно доступных старых трудов. Здесь надо напомнить об обширном замысле Оствальда. Его "Классики точных наук" содержат в 195 томах основные работы из области математики, астрономии, физики, кристаллографии и физиологии. Предлагаемая книга должна известным образом являться рамой для "Классиков точных наук" Оствальда и показать, как отдельные области знания определялись в своем развитии взаимным влиянием. История науки есть прежде всего важная часть истории культуры. Поэтому ее можно понять лишь в том случае, если мы будем излагать ее в связи с историей культуры и с всеобщей историей. Вряд ли кто пытался изложить историю развития естественных наук, исходя из этих точек зрения. Приступая к этому, отдельный исследователь должен заранее просить снисхождения. Разделение же труда среди многих сотрудников представлялось нарушающих цельность изложения. Не только для историка, но и для специалиста по отдельной науке, для преподавателя, техника, врача и для каждого, глубже интересующегося естественными науками; очевидно чрезвычайно полезно иметь под рукой сочинение, касающееся осуществить мысль, выраженную патриархом исторического исследования Леопольдом Ранке в V томе его "Немецкой истории". Ранке говорит здесь о том, как соблазнительно было бы когда-нибудь выяснить и оценить в рамках европейского развития вклад немцев в прогресс науки. "Такое исследование в сущности необходимо для всеобщей истории народа", – прибавляет Ранке. Предлагаемый труд выходит за пределы задачи поставленной Ранке, так как он излагает историю точных наук во всем их объеме. К тому же в нем достигается и цель поставленная Ранке, так как невозможно изложить историю наук в Германии вне рамок общего развития. Принимая это во внимание, мы должны видеть в естественных науках не только результат обшей культуры, но и рассматривать естественные науки в их отношении к остальным наукам, особенно к философии, математике, медицине и технике; и здесь предстоит показать, как эти отрасли мышления и исследования обусловливали и влияли друг на друга. От труда, ставящего себе эту задачу, нельзя ожидать полноты биографических и библиографических данных. Но эти данные, особенно библиографические, включены в книгу в таком объеме, что если она и не может служить справочником, то все же пригодна в качестве введения в изучение древнейшей и новой естественно-научной литературы. Ввиду этого последний том заканчивается подробными общими указателями: литературным, предметным и именным. Прочие томы содержат краткие указатели – предметный и именной. История естественных наук – одна из младших отраслей исторического исследования, поэтому многое особенно по отношению к более отдаленным эпохам, остается в ней невыясненным. Кое-что выяснилось лишь в последнее время в связи с успехами археологических и филологических исследований. Достаточно напомнить о ценных результатах, полученных нами благодаря открытию культуры древнего Востока и исследованию сокровищ арабской литературы. Правда, именно в этой области общие взгляды еще не установились в достаточной степени, и часто даже в важнейших вопросах мы встречаемся с противоречивыми суждениями. Вследствие этого для исследователя, желающего изобразить в связном изложении развитие естественно-научных знаний в древние и средние века, возникают немалые трудности. Некоторые указания встретят согласие одних и возражения других. То же самое относится и к взглядам на взаимодействие и причины явлений, к которым нам пришлось притти. Однако эти обстоятельства со стороны не могли удержать меня от попытки дать общую картину и таким образом приступить к решению давно поставленной задачи, выполнение которой становится все более необходимым. Ибо лишь в общей картине получают свою подлинную ценность отдельные бесчисленные результаты исследования, тогда как, будучи разъединены, они часто представляются малоценными или даже совершенно лишенными значения. Для оживления истории науки сделано до сих пор довольно мало. Лекции, широко охватывающие историю науки, читаются далеко не везде даже в больших университетах. Мало того в целом ряде высших учебных заведений нет никаких, даже частных исторических курсов, касающихся отдельных отраслей столь могуче разросшихся естественных наук, между тем как всюду читаются лекции по истории философии, искусства, литературы и т.д. Настоятельной необходимостью представляется учреждение в каждом высшем учебном заведении особой кафедры по истории естественных наук. Пока же их нет, работа, вроде предлагаемой, может судить подрастающему поколению научных работников до некоторой степени заменой университетского преподавания. Поэтому я с радостью приветствовал то, что отдельные университетские преподаватели указывали своим слушателям на всю важность более внимательного исторического изучения их науки. Так, профессор берлинского университета А.Шток пишет, что уже в течение нескольких лет он в своей вступительной лекции по экспериментальной химии рекомендует своим слушателям "Естественные науки в их развитии и взаимодействии". Есть стало быть надежда, что наш труд в новом издании, при содействии многих университетских преподавателей, выполнит свою задачу и в этом отношении. Фридрих Даннеман.
Фридрих ДАННЕМАН (1859–1936) Немецкий физик и историк естествознания. Научный сотрудник Германского музея образцовых великих произведений естествознания и техники (Мюнхен). Почетный профессор Боннского университета, в котором он преподавал историю науки. Автор получивших широкую известность энциклопедических трудов по истории естествознания, а также книг и брошюр, посвященных становлению научной картины мира. В своих трудах Ф.Даннеман сочетал большую эрудицию с умением выбрать из необозримого материала наиболее существенное и характерное. Во многом именно благодаря энциклопедическим трудам Даннемана, вышедшим в начале XX века, общая история науки получила популярность в Германии и других странах, в том числе и в России. В их число вошел фундаментальный труд "История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии" (1910–1914), три тома которого были изданы в СССР в 1932, 1936 и 1938 гг. Популяризации истории науки в России способствовали также книги Ф.Даннемана "Очерки истории естествознания в отрывках из подлинных работ" (переведена на русский язык в 1897 г.) и "Как создавалась наша картина мира" (вышла на русском языке в Петрограде в 1915 г.). |