URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Вениаминов И. Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах) Обложка Вениаминов И. Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах)
Id: 255922
688 р.

Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах) Изд. стереотип.

2020. 160 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1840 г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга митрополита, миссионера и просветителя Иннокентия Вениаминова (1797–1879) содержит этнологическое описание некоторых коренных народов Северной Америки. Работа состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен исследованию атхинских алеутов --- обитателей островов Алеутского архипелага и других островов тихоокеанского побережья Америки. Автор кратко касается их происхождения, рассматривает обычаи, религиозные обряды,... (Подробнее)


Оглавление
top
I. Записки о прежнихъ обычаяхъ и вере Атхинскихъ Алеутовъ
 1. Происхождение ихъ
 2. Вера
 3. Обычаи
 4. Песни и сказки
II. Записки о Колошахъ
 1. Происхождение ихъ
 2. Вера
 3. Предания
 4. Обычаи
 5. Способности
 6. Характеръ
 7. Просвещение
 8. Языкъ

Записки о прежнихъ обычаяхъ и вере Атхинскихъ Алеутовъ (отрывок)
top

Атхинские Алеуты, или обитатели острововъ: Андреяновскихь, Крысьихъ, Берингова и прочихъ, лежащихъ между Уналашкинскимъ отделомъ и Камчаткою, суть того же племени и происхождения, что и Уналашкинские Алеуты. Это доказываютъ ихъ языкъ, обычаи, характеръ и самый наружный видъ ихъ.

Атхинцы думали, что все обитатели ocтpoвoвъ, какие они знали, произошли отъ пары людей, сошедшихъ съ неба на островъ, называемый Танагъ, изъ числа группы ихъ острововъ.

Атхинцы, какъ и ихъ собратия Уналашкинцы, имели шаманскую веру, т.е. признавая Творца вселенныя, веровали въ духовъ-правителей мира. Вышнее Существо, они называли Творецъ неба, и также Творецъ низа или подножия.

Призывать же духовъ и показывать котораго изъ нихъ более почитать и призывать въ помощъ и прочее – было деломъ шамановъ.

Духословие Атхинцов было весьма обширно; они веровали и въ птицъ и рыбъ и другихъ животныхъ; въ солнце, небо и прочия не одушевленныя твари, думая, что духи живутъ въ нихъ. А какъ сношение съ духами предоставлялось однимъ только шаманамъ, то они и изображали ихъ, какъ умели или xoтели, въ маскахъ или личинахъ, употреблявшихся при шаманствахъ и игрищахъ. Такия маски и личины виделъ еще и самъ описатель ихъ. Онъ говоритъ, что оне вообще безобразны и представляютъ какого либо животнаго въ изуродованномъ виде.

Хотя у некоторыхъ Атхинцевъ были въ скрытныхъ мастахъ и болваны, въ человеческомъ виде во весь ростъ, которымъ приносили они жертвы, состоящая въ краске, шскуре ястреба и тонкихъ жиленныхъ ниткахъ; но явнаго или общаго идолопоклонства у нихъ не было, и оно считалось даже гибельнымъ для самихъ поклонников. Это доказываютъ темъ, что хотя сделанный кемъ либо идолъ будто бы могъ действовать, говорить и помогать своему производителю; но когда выполнялъ онъ все желания и просьбы его: то губилъ какъ самаго производителя своего, такъ и весъ родъ его и истреблялъ многихъ неосторожныхъ, дерзавшихъ приблизиться къ месту, где онъ былъ поставленъ; и потому строго воспрещалось делать такихь болванов; но, разумеется, всегда находились въ нихъ делатели особенно изъ шамановъ, и которые были даже и тогда, когда все Атхинцы были уже окрещены; и особенно это было, между жителями острова Атту; и только съ прибытиемъ къ нимь Священника, т.е. съ 1827 года прекратилось такое тайное идолопоклонство и идолоделание.


Об авторе
top
Иннокентий ВЕНИАМИНОВ (1797–1879)
(митрополит Иннокентий, 1868–1879; в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов)

Выдающийся русский церковный деятель, этнограф, языковед и естествоиспытатель, просветитель народов Аляски и Дальнего Востока. Родился в селе Ангинском Иркутской губернии, в семье пономаря. В 1806 г. поступил в Иркутскую семинарию. В 1817 г. был рукоположен в диакона, а в 1821 г. – во священника. В 1824 г. был назначен миссионером в Америку. Пятнадцать лет жил на острове Уналашка в Русской Америке; просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. В 1840 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита; в том же году стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, а с 1850 г. – архиепископом. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским. В 1977 г., спустя почти сто лет после кончины, был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Работы И.Вениаминова по этнографии и лингвистике, географии и гидрографии до сих пор высоко ценятся в научных кругах. Он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук и почетным членом Императорского русского географического общества. Будучи первым исследователем алеутов и тлинкитов, он особое внимание уделял изучению форм брака и семейных отношений, стоял на последовательно-исторической точке зрения в этнографии. Он также получил известность и как ученый-лингвист; благодаря составленным им алеутской грамматике, русско-алеутскому и алеутско-русскому словарям алеуты в то время были самыми грамотными среди других народов Российской империи. Материалы И.Вениаминова об алеутах и тлинкитах поражают полнотой и разнообразием этнографических сведений и в наше время представляют большой научный интерес.