Предлагаемая работа является итогом размышлений над вопросами, которые неизменно встают перед теми, кто занимается практическим преподаванием иностранных языков: каковы причины, препятствующие успешному усвоению иностранного языка, можно ли устранить эти причины с помощью методических приёмов, а также каковы возможности интенсификации процесса обучения. Эти вопросы являются наиболее острыми для преподавателей русского языка как иностранного, работающих с учащимися нефилологического профиля, приступившими к изучению иностранного языка без предварительного конкурсного отбора. Именно в таких аудиториях чаще всего приходится сталкиваться с учениками, испытывающими проблемы в усвоении иностранного языка (в нашем случае русского языка). С другой стороны, ответственность за успешность обучения таких учеников чрезвычайно велика, так как для них знание русского языка является ключом к получению выбранной специальности, и задача преподавателя заключается в том, чтобы будущие "гении" не упустили эту возможность. Поиск ответов на указанные вопросы убедил нас в том, что искать их следует, объединив усилия специалистов в области методики преподавания иностранных языков и психологов, изучающих особенности работы мозга при реализации речевой функции и памяти. Предлагаемая работа была подготовлена при участии и под контролем Н. К. Корсаковой – одного из ведущих специалистов Кафедры нейро- и патопсихологии Психологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Книга состоит из двух частей. Первая часть является теоретической, в ней в доступной для неспециалиста форме даётся минимум знаний по нейропсихологии, который является необходимым для преподавателей иностранных языков. В неё вошли сведения о функциональной асимметрии полушарий мозга, о межполушарном взаимодействии (уровне активности полушарий) при формировании речевой функции, зависимости между способностями к усвоению иностранного языка и типом межполушарного взаимодействия, а также психологии памяти. В ней также приводятся тесты для определения типа межполушарного взаимодействия (левополушарная доминантность, правополушарная доминантность, билатеральность), индивидуальных особенностей памяти, именно того, что определяет различия в переработке и хранении поступающей информации, что в современной методике принято называть когнитивным стилем. В первой части также описываются некоторые мнемотехнические приёмы, позволяющие улучшить запоминание. Во второй части предлагаются практические рекомендации по обучению лиц, испытывавших трудности при обучении по традиционной методике, описывается курс русского языка для иностранцев (начальный этап обучения), включающий "Книгу для преподавателя" с подробным описанием каждого задания и "Книгу для студента" с материалами для перевода и сборником упражнений. В книге приводится 1 урок курса, описываются результаты пробного обучения. Во второй части также предлагаются некоторые рекомендации по использованию сведений о психологии памяти в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе обучения, о возможностях использования мнемотехники в практике преподавания, приводится образец урока. С конца 80-х годов XX века в отечественной методической науке появляется новое направление и утверждается термин "когнитивная методика". Это направление предполагает изучение индивидуальных стилей восприятия и переработки поступающей информации. Целью такого изучения является поиск методических приёмов, в наибольшей степени отвечающих индивидуальным способностям обучаемого, его когнитивному стилю, позволяющих обеспечить успешность обучения. Различия когнитивных стилей могут определяться разными причинами, в частности принадлежностью к определённому социуму: национальному, социальному, профессиональному, каждый из которых, безусловно, создаёт свой особый базис, на котором строится обучение, воспитывает определённые стратегии решения задач. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной методической литературе существует ряд публикаций, которые вводят в контекст решения проблемы успешности обучения данные нейропсихологии, науки, изучающей связи между особенностями функционирования мозга и психическими процессами. Нейропсихологический подход к изучению этой проблемы позволил выявить связь между стратегией обучения (или когнитивным стилем) и индивидуальными особенностями функционирования мозга в реализации психических функций, прежде всего речевой, – преимущественная активность (или доминантность) левого или правого полушария (левополушарная или правополушарная латеральность) или их одинаковая активность (билатеральность). Опыт нейропсихологического подхода к исследованию проблем билингвизма и обучения иностранным языкам в нашей стране представлен работами Б. С. Котик, в которых также устанавливается зависимость между успешностью обучения и двумя полярными типами познавательных стратегий, отражающих индивидуальную специфику функциональной мозговой асимметрии, а также предшествующим лингвистическим опытом (ранний билингвизм). По данным Б. С. Котик "лицами, склонными к интуитивному подходу к изучению иностранного языка" являются люди с билатеральной организацией мозговой деятельности и люди с правополушарной доминантностью, особенно если они имеют ранний языковой опыт, то есть являются билингвами с детства. Значительное место данная проблема занимает в работах американских учёных. Так в 1995 году в издательстве "Новая школа" был опубликован перевод книги американской исследовательницы Ливер Бетти Лу "Обучение всего класса", посвященной выбору индивидуального стиля обучения. Автор рассматривает различия в способностях школьников к обучению в зависимости от типа мышления: абстрактно-линейный (или дедуктивный), который свойственен людям с доминантностью левого полушария, и конкретно-нелинейный (или индуктивный), связанный с доминантностью правого полушария. Говоря о различии в подходах к изучению иностранного языка, она характеризует учащихся первого типа как аналитиков, вторых относит к интуитивистам. Проведённый ею анализ учебников иностранных языков дал основание исследовательнице утверждать, что практически все современные учебники ориентированы на аналитиков, то есть людей с абстрактно-линейным типом мышления – с доминантностью левого полушария. Между тем, стало уже общеизвестным фактом, что количество людей, у которых ведущим оказывается правое полушарие, в наше время постоянно увеличивается и сейчас процент таких людей приближается к тридцати. О возможности создания учебника для таких учеников Бетти Лу Ливер говорит: "...даже если когда-нибудь кто-нибудь каким-нибудь образом напишет учебник, ориентированный на конкретно-нелинейный тип мышления, даже при условии, что такой учебник вообще можно написать, тогда он не подойдёт для учащихся того же класса с абстрактно-линейным типом мышления". Однако этот вывод следует считать несколько преждевременным и упрощённым. Б. Лу Ливер в своём исследовании подробно останавливается на особенностях восприятия и продуцирования у разных типов учащихся. Но процесс обучения, как известно, включает 3 основные стадии: предъявление материала, его репродуцирование (тренировку) и продуцирование. Средний этап направлен на закрепление в памяти ученика предъявленного материала. Однако именно теория памяти, особенности памяти учащихся с доминированием правого полушария остались вне поля зрения американской исследовательницы. Вероятно, этим можно объяснить её отказ от попытки создания специального учебника для учащихся с нелинейным типом мышления, то есть правополушарной доминантностью. Вместе с тем, именно учащиеся с доминирующим правым полушарием мозга, особенно монолингвы или поздние билингвы, по сравнению с левополушарными, чаще испытывают трудности перевода вербальных стимулов в долгосрочную память, и именно в этом им должны помочь преподаватель и учебник. Задача создания специального учебника, учитывающего особенности познавательной стратегии лиц с доминантностью правого полушария мозга, может быть успешно решена, если учитывать не только особенности их восприятия и продуцирования, но и характеристики памяти таких учеников. Решаться эта задача должна через поиск механизмов компенсации их трудностей, то есть использование в обучении специальных мнемотехнических приёмов. Попытка создания такого учебника была предпринята на кафедре русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов при филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1994 году на летних курсах было впервые проведено тестирование, позволившее выяснить знак и степень латерализации, модальность памяти, объём оперативной памяти и прочность хранения вербальных стимулов. На начальном этапе обучения в работе с учащимися, у которых была выявлена правополушарная латерализация, было использовано пособие "Use your brains right", созданное на кафедре и ориентированное на тех учащихся, которые, по их словам, испытывали значительные трудности при изучении иностранного языка по традиционной методике. Как и ожидалось, таковыми оказывались учащиеся, не имевшие ранее опыта изучения иностранного языка, у которых было выявлено доминирование правого полушария в реализации речевой деятельности, т. е. с конкретно-нелинейным типом мышления. Описание этого курса и результаты его апробации представлены в соответствующих разделах данной работы. ![]() Окончила филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. С 1974 г. работает на кафедре русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов МГУ; стажировалась на кафедре нейро- и патопсихологии психологического факультета МГУ. Автор ряда практических учебных пособий и теоретических работ по методике обучения русскому языку как иностранному.
|