1. "ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА". ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТОЙ НАУКИ § 1. Историей (или иногда исторической грамматикой) русского языка" называется наука о внутренних законах развития русского языка, о том, как сложился современный русский язык, его грамматический строй и словарь, его фонетическая система и письмо, как в результате постепенных изменений из того качественного состояния, в котором находилась восточнославянская речь на заре истории нашей страны, возникло современное качественное состояние русского языка. Развитие языка, постепенное накопление нового качества заключается в том, что элементы грамматического строя и словарного состава языка: звуки речи, словообразовательные морфемы (например, суффиксы), формы склонения и спряжения, наконец, сами слова с их значениями с течением времени одни исчезают, другие появляются, одни раньше, другие позже, меняется их место в целом в языке, их участие, их роль в выражении мысли. Не все эти изменения в одинаковой степени заметны для людей, говорящих на том или другом языке. Более всего заметны лексические изменения и в особенности новые явления в словаре, новые слова и новые значения слов. Темпы лексического, словарного обновления языка являются более быстрыми, чем темпы обновления других сторон языка. Однако и здесь следует различать, с одной стороны, основной (так сказать, отстоявшийся за время существования данного языка) словарный фонд, заключающий в себе такие слова, как вода, земля, рука, человек, делать и т.п., без которых язык не мог бы служить средством общения между людьми, и, с другой – группы слов, находящихся за пределами основного словарного фонда. Тогда как лексические группы, не являющиеся принадлежностью основного словарного фонда, отличаются большой и постоянной подвижностью, основной словарный фонд накапливается очень медленно, в течение веков. Еще медленнее протекают изменения в области грамматического строя языка (морфологии и синтаксиса), в области словообразования, склонения и спряжения, в структуре предложения. Поэтому и заметить их труднее, и часто человеку в конце его жизненного пути не без основания кажется, что язык, на котором он говорит, в грамматическом отношении не подвергся никаким изменениям. Очень медленными темпами отличается также развитие звуков о й стороны слов и форм, если, конечно, развитие языка не нарушается изменениями внешнего" характера, обусловленными исторической жизнью народа, следствием чего является, например, полное или частичное вытеснение территориального (местного) диалекта литературным языком или даже другим территориальным диалектом. Фонетические изменения обыкновенно становятся заметными только в течение длительного отрезка времени, выходящего далеко за пределы одной человеческой жизни. Эта устойчивость фонетической системы языка, фонетической стороны слов и форм, конечно, находится в прямой связи с устойчивостью основного словарного фонда и грамматического строя языка. Только на первый взгляд может показаться, что изменения, происходящие с течением времени в языке, имеют беспорядочный характер. Если бы так обстояло дело, то, конечно, в этом случае никакой язык невозможно было бы изучать в его развитии. Но дело обстоит иначе. В результате долгого, кропотливого и упорного труда языковедам удалось доказать, что изменения, наблюдающиеся в языке, происходят закономерно. При этом было обнаружено, что закономерности развития разных сторон языка (звуковой, или фонетической, морфологической и т.д.) не являются одинаковыми. Другими словами, звуковая сторона того или иного языка изменяется по своим законам (фонетические законы), которые по своему характеру и природе отличаются от законов развития, например, морфологической стороны языка (законы грамматической ассимиляции, или аналогии", и диссимиляции, или "омонимического отталкивания"; законы контаминации, опрощения и переразложения основы, законы грамматикализации и пр.); своими собственными закономерностями характеризуются изменения реальных значений слов (сужение и расширение значений и др.) и развитие словаря и т.д. В то же время наблюдается взаимодействие разных сторон языка: фонетические и лексические изменения часто влекут за собой изменения в области грамматического строя, морфологические изменения оказываются связанными с синтаксическими, не говоря уже о связи, например, фонетических изменений с изменениями в алфавите и в орфографии. Все это позволяет языковедам утверждать, что всякий язык представляет собой нечто цельное, части которого связаны между собой, как связаны части механизма, или что, другими словами, язык является системой. В итоге действия всех этих законов, как уже сказано, одни элементы языка (звуки, слова, грамматические формы и пр.) исчезают, каждый в свое время, другие вновь возникают, изменяются их место и роль в процессе речи. Но это не есть беспорядочная замена одних элементов другими. Развитие языка не есть бесцельное и бессмысленное топтание на месте. В конечном счете одни элементы языка вытесняются другими потому, что новые элементы, при новом их использовании в целом, в предложении, позволяют людям выражать свои мысли лучше, чем прежде. Таким образом, внутренними законами развития языка следовало бы считать не любые закономерности его изменений, а законы его усовершенствования, законы, которые управляют движением языка вперед, по восходящей линии от низшего к высшему. Одним из основных положений марксистского учения о языке следует считать то положение, что язык (звуковой язык, или язык слов), как "важнейшее средство общения", представляет собой общественное явление, жизнь и развитие которого неразрывно связаны с жизнью и развитием общества, которое в свою очередь также не может существовать без языка. Принимая во внимание, что главной задачей языкознания является изучение внутренних законов развития языка, и подводя итоги всему, что было сказано выше, мы можем в окончательном виде определить задачи и содержание истории русского языка как научной дисциплины таким образом: история русского языка есть наука о внутренних законах, о закономерностях развития русского языка, развития всех его сторон и элементов, в течение его многовековой жизни, начиная с древнейшего его качественного состояния, в неразрывной связи с историей русского народа, с историей его государственной жизни, его культуры и т.д. Выражение "русский язык" в данном случае понимается в широком смысле. Исторически – это язык, начало формирования которого было обусловлено возникновением Великой Руси и великорусской народности на севере и северо-востоке распавшейся в XIII столетии империи Рюриковичей. Ввиду того, однако, что историю русского языка невозможно построить отдельно от истории языка восточного славянства в целом, в отрыве от изучения языка восточнославянского населения древней Руси, история русского языка (как и история украинского и белорусского языков) обыкновенно начинается с изучения древнерусского языка, т.е. языка восточных славян древнерусской эпохи, сначала – племенных диалектов восточнославянских племен, потом – языка древнерусской народности, когда еще не сформировались братские восточнославянские народы русский (великорусский), украинский и белорусский. Потом прослеживают развитие уже собственно русского (великорусского) языка вплоть до наших дней. Однако термин "язык" и, в частности, древнерусский язык (под которым мы понимаем язык восточнославянского населения древней Руси) требует уточнения также в другом отношении. Древнерусские люди, построившие Киевское государство, создавшие много культурных ценностей непреходящего значения, не только говорили, т.е. произносили слова, разговаривали на своем древнерусском языке, – они также писали, создавали литературные произведения на этом языке, имели письменность. Но они не всегда писали только на своем родном восточнославянском языке. После крещения Руси они стали пользоваться для этой цели также старославянским языком, т.е. тем все; который сложился в IХ–Х столетиях на базе славянских говоров Македонии и вообще древнеболгарских. Правда, на этом литературном языке древней Руси писали главным образом книги церковного содержания, связанные с христианским культом. Так или иначе, у древнерусских людей,. была своя литература, отличавшаяся заметным разнообразием в жанровом отношении. Таким образом, существовали, собственно говоря, две формы древнерусского языка: письменный язык, имевший две разновидности: литературный (книжно-литературный) и канцелярский (деловой) языки, и разговорный – народный, устная, не получившая обработки для употребления в письменности, главным образом диалогическая речь. История русского языка является наукой о народном древнерусском языке и его судьбах, и прежде всего о разговорном языке восточнославянского населения древней Руси, о народном языке в его коммуникативной функции, как важнейшем средстве общения, а, кроме того, также о формах и способах литературной обработки народной речи, о нормах литературного языка в древней Руси и его развитии, тем более что о живом разговорном языке восточнославянского населения древней Руси мы имеем возможность судить главным образом постольку, поскольку он получил отражение в памятниках нашей древней письменности. В новейшее время, однако, в связи с усложнившимся пониманием задач лингвистического (или, как иногда говорят, лингво-стилистического) анализа литературных текстов (труды акад. В.В.Виноградова и др.), история литературного русского языка у нас начинает выделяться в самостоятельную филологическую дисциплину, связанную почти в одинаковой мере, с одной стороны, с историей народного просторечия", а с другой – с историей русской литературы и русского искусства вообще. Можно сказать, что историческое изучение литературного, в частности художественно-литературного, языка лишь постольку относится к "истории языка", поскольку этот литературный язык является общенародным и поскольку изучается именно общенародная основа языка. § 2. Из сказанного можно сделать также некоторые выводы относительно тех связей, в которых "история русского языка" как научная дисциплина находится с другими, в первую очередь языковедческими, или лингвистическими, научными дисциплинами. Поскольку история русского языка как наука строится главным образом на основе сравнения древнерусского (древневосточнославянского) языка с современным русским (великорусским), она теснейшим образом связана с наукой о современном русском языке во всем его многообразии: с наукой о письменно-литературном и разговорно-литературном общерусском языке образованных людей (научная грамматика), с наукой о современных русских говорах (диалектология), о профессиональных и вообще социально-групповых русских диалектах и пр. Обе науки – о развитии русского языка и о современном его состоянии – настолько тесно связаны одна с другой, что трудно себе представить ученого, который задумал бы стать специалистом в области истории какого-нибудь живого языка, не имея четкого представления о современном состоянии этого языка, или, наоборот, специализироваться в области, скажем, научной грамматики, в области изучения системы", строя современного русского или какого-либо другого языка на данном этапе его развития, не желая знать его истории и не понимая ее. Правда, такое изучение языка иногда (в отношении некоторых языков) бывает вызвано необходимостью (отсутствие памятников древней письменности, родственных связей и пр.). Но результаты такого изучения не являются полноценными: они не дают полного понятия об этом языке. Как учил В.И.Ленин, основным правилом научного подхода к каждому вопросу является "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". В свою очередь наука о русском языке в той и другой ее разновидности находится в связи с общим учением о языке как явлении общественной жизни людей – с "общим языкознанием", с "философией языка", т.е. с наукой, обобщающей опыт изучения отдельных языков разного типа в их развитии. С другой стороны, наука о развитии русского языка не в меньшей степени связана с науками исторического цикла, прежде всего с историей СССР, особенно с историей русского народа, – с экономической и политической историей, с историей культуры, и в частности материальной (орудия производства, постройки, одежда и пр.), с археологией, как важной отраслью истории материальной культуры, а также с этнографией и фольклором. Что касается словарного состава, то историческое изучение его, вообще говоря, немыслимо без теснейшей увязки лексических данных с данными истории Русского государства, истории культуры русского народа и других народов СССР. Такие исторические события, как возникновение древнерусского государства под властью Рюриковичей и, как одно из следствий этого факта, крещение Руси и развитие христианской культуры, повлекшей за собой утверждение старославянского языка в качестве нового литературного языка в древней Руси; такие исторические явления, как, в более позднее время, возвышение Москвы и процесс собирания Русской земли вокруг этого нового мощного центра народной жизни, образование великорусской нации, получившей вскоре ведущую роль в жизни страны, процессы, повлекшие за собой в свою очередь возникновение великорусского языка, и, на основе народной московской речи, возникновение нового литературного общерусского языка с его все увеличивающимся воздействием на диалекты; такие исторические факты, как многонациональный состав населения нашей необъятной родины, длительный характер и трудности процесса освоения государственной территории, как экономические и политические отношения с древнейших времен русского народа с его соседями внутри страны и за ее пределами и т.д. – все это, вместе взятое, непосредственно и коренным образом повлияло на русский язык, глубочайше отразилось на самом направлении и темпах его развития. ... Черных Павел Яковлевич Известный советский языковед и педагог. Доктор филологических наук (1954), профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Казанского университета (1914–1918), в аспирантуре Иркутского университета (1920–1922). Ученик выдающихся отечественных филологов А. М. Селищева, В. А. Богородицкого и Е. Ф. Будде. Преподавал в Ярославском, Московском городском и Московском областном педагогических институтах. С 1954 г. работал в Московском государственном университете. Лауреат премии Президиума Академии наук СССР; награжден орденом Ленина (1951).
В область научных интересов П. Я. Черных входили история русского языка, этимология, диалектология. Ему принадлежат ценные наблюдения над формами, отдельными словами и выражениями «Слова о полку Игореве». В течение 20 лет он занимался составлением «Историко-этимологического словаря современного русского языка». Автор ряда монографий и учебников для вузов: «Историческая грамматика русского языка», «Язык уложения 1649 года», «Происхождение русского литературного языка и письма», «„Житие протопопа Аввакума, им самим написанное“ как памятник северно-великорусской речи XVII века» и др. Всего по вопросам истории русского языка и литературы П. Я. Черных опубликовал более 100 работ. |