URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кокошин А.А., Долгополова Н.А. Макиавелли как военный мыслитель Обложка Кокошин А.А., Долгополова Н.А. Макиавелли как военный мыслитель
Id: 255380
339 р.

Макиавелли как военный мыслитель

2020. 80 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В работе анализируются взгляды знаменитого флорентийца Никколо Макиавелли (1469–1527) на войну и военное искусство.

Темы военного дела занимали немалое место в основных политических трудах мыслителя и государственного деятеля Флорентийской республики, а в трактате «О военном искусстве» он рассматривает их специально, довольно подробно и с привлечением исторического материала. Несмотря на обилие отечественных и зарубежных работ, посвященных... (Подробнее)


Содержание
top
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Армия наемная и армия милиционная13
Глава 2. Пехота, конница, артиллерия31
Глава 3. О ведении войны, роли боя, формах боевого построения41
Глава 4. Идея генерального штаба: Макиавелли на сотни лет впереди49
Глава 5. Властитель и военное дело. Качества полководца59
Глава 6. Обучение и воспитание войска69
Глава 7. Макиавелли и Клаузевиц73
Оглавление3

Введение
top

Результатом раздумий флорентийского мыслителя в области военного дела стали неко-торые главы «Государя» (написан в 1513 г., возможно, дописывался позднее, опубликован в 1532 г.), главы в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» (начаты в 1513 г., читаны Макиавелли друзьям в 1516 г., опубликованы в 1531 г.), инвективы в адрес наемных войск в «Истории Флоренции» (начата в 1520 г., вручена папе Клементу VII в 1526 г., опубликована в 1532 г.), а также главный военный труд мыслителя — трактат «О военном искусстве» (точное название — «Семь книг об искусстве войны» / «I sette libri dell’arte della guerra»), написанный в 1519–1520 гг. и изданный в 1521 г., еще при жизни автора.

Русский читатель мог прочитать книгу «О военном искусстве» на русском языке еще в 1839 г., когда она вышла в серии «Военная библиотека, с высочайшего соизволения посвященная Российской армии». Перевод был сделан военным историком, в то время капитаном, М. И. Богдановичем (1805–1882) . Об этом пишет известный отечественный специалист по исследованию творчества флорентийского мыслителя М. А. Юсим. Он отмечает, что в томе 1839 г. есть небольшое предисловие, в котором Макиавелли как военный теоретик назван предшественником Наполеона и Жомини, хотя некоторые идеи Макиавелли были сочтены устаревшими .

Ровно через сто лет, в 1939 г., в Госвоениздате Наркомата обороны Союза ССР выходит советское издание книги «О военном искусстве» . Работе предпослан очерк «Макиавелли и его время». Отечественного автора для написания этой вступительной части издатели по каким-то причинам не привлекли, а использовали выдержку из четвертого тома книги видного немецкого военного историка Ганса Дельбрюка (1848–1929) «История военного искусства в рамках политической истории». Имя переводчика (или переводчиков) трактата «О военном искусстве» в издании не значится.

Произведения, в которых Макиавелли рассматривает военные вопросы, оставили за-метный след в мировой и отечественной военно-теоретической и военно-исторической литературе. Трактат «О военном искусстве» и другие работы, в которых Макиавелли говорил о военном деле, комментировали и анализировали военные специалисты и историки военного искусства: к примеру, только что упомянутый Ганс Дельбрюк. В четвертый том своего труда «История во-енного искусства в рамках политической исто-рии» он включил главу «Макиавелли», посвя-щенную флорентийскому мыслителю. В СССР выдающийся отечественный военный теоретик и военачальник А. А. Свечин (1878–1938) в книге «История военного искусства» разбирает некоторые идеи Макиавелли в военной области и называет его «гениальнейшим» . В 1920-х гг. в СССР на трактате «О военном искусстве» останавливал свое внимание российский и советский ученый-правовед В. Н. Дур-деневский (1889–1963). Исследованию взглядов Макиавелли на военное дело посвятил немало страниц второго тома своего труда «История военного искусства» профессор, генерал-майор Е. А. Разин (1898–1964), рассматривавший развитие военной мысли в VI–XVI вв. Видный российский и советский военный теоретик и военачальник А. Е. Снесарев (1865–1937) в своей работе, посвященной жизни и трудам Клаузевица, пишет о том, какое большое впечатление произвел Макиавелли на прусского военного теоретика. Клаузевиц, отмечает Снесарев, «с несомненным вниманием проштудировал» главные труды Макиавелли .

В трактате «О военном искусстве», в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли, как и в своих иных текстах, опирается на опыт древнеримской военной истории. Сразу же отметим, что к богатейшему опыту республиканского Рима и императорского Рима (а также к опыту Александра Македонского) обращались многие военачальники и писатели Нового вре-мени.

Много тем заимствовал Макиавелли у римского военного историка и теоретика, писа-теля Флавия Вегеция Рената (конец IV – начало V вв.), автора трактата «Краткое изложение военного дела» по военному искусству Рима. Среди них — рекомендации о наборе новобранцев, об их обучении, вопросы организации войска, походного порядка, способы осады крепостей, укрепления городов и другое. Вегеций писал в период падения Римской империи и призывал к восстановле-нию древних военных учреждений с тем, чтобы вернуть утраченное господство римлян, принадлежавшее им в античном мире. Ссыл-ками на многовековой военный опыт римлян подкрепляет свои военно-патриотические идеи и Макиавелли. «Римляне, наши учителя в военном искусстве <…>», — читаем мы в его трактате .

По форме сочинение «О военном искус-стве» написано в виде бесед итальянского кон-дотьера , полководца Фабрицио Колонны (умер в 1520 г.) с гражданами Флоренции, на которых Макиавелли якобы присутствовал и содержание которых он как бы воспроизводит. В трактате Колонна — фактически персонаж, выступающий как проводник взглядов самого Макиавелли на военное дело. Написано произведение в элегантной, плавной манере эпохи Возрождения; при этом все мысли на военные предметы в труде изложены доходчиво и для восприятия современным читателем, как представляется, не требуют какой-то особой подготовки.

Затрагивая в трактате многие вопросы военного искусства, Макиавелли не пишет о военно-морских делах. Его Фабрицио Колонна указывает на то, что об этом должны рассуждать венецианцы и генуэзцы, опытные воины именно в ведении морских сражений .

Рассуждения Макиавелли о военном деле вызвали у авторов данной работы некоторые ассоциации с идеями древне-китайского теоретика и военачальника Сунь Цзы, содержащимися в его трактате «Искусство войны». Ниже обратимся к этому вопросу специально.


Об авторах
top
photoКокошин Андрей Афанасьевич
Академик РАН, директор Института перспективных стратегических исследований Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), заведующий кафедрой международной безопасности Факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова. Шестой секретарь Совета безопасности РФ. Автор 28 научных монографий (в том числе в соавторстве).
photoДолгополова Наталия Арсеньевна
Выпускница МГИМО, по окончании которого работала в Госкомитете по радиовещанию и телевидению в группе политобозревателей, а затем в течение многих лет — в Институте США и Канады РАН. Кандидат исторических наук. Специализировалась в области политологии. Автор ряда книг.