Обложка Кокошин А.А., Долгополова Н.А. Макиавелли как военный мыслитель
Id: 255380
226 руб.

Макиавелли как военный мыслитель

URSS. 2020. 80 с. ISBN 978-5-9710-7122-8.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В работе анализируются взгляды знаменитого флорентийца Никколо Макиавелли (1469–1527) на войну и военное искусство.

Темы военного дела занимали немалое место в основных политических трудах мыслителя и государственного деятеля Флорентийской республики, а в трактате «О военном искусстве» он рассматривает их специально, довольно подробно и с привлечением исторического материала. Несмотря на обилие отечественных и зарубежных работ, посвященных ...(Подробнее)творчеству Макиавелли, эта часть его наследия остается менее освещенной по сравнению с темами власти, политической науки, политики и государствоведения. Однако военные историки и теоретики (немецкие — Г. Дельбрюк, К. Клаузевиц, Ф. Энгельс — в его военных произведениях; отечественные — А.А. Свечин, А.Е. Снесарев, Е.А. Разин — и др.) размышляли над идеями флорентийца, и их мысли тоже привлечены к анализу темы. Авторы также сочли интересным и поучительным сопоставить некоторые взгляды Макиавелли со взглядами древнего китайского теоретика и полководца Сунь Цзы.

Работа предназначена прежде всего для использования в учебном процессе в высших учебных заведениях — военных и гражданских. Может представлять интерес как для читателей, увлекающихся военной историей, так и для тех, кого занимает творчество Макиавелли.


Содержание
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Армия наемная и армия милиционная13
Глава 2. Пехота, конница, артиллерия31
Глава 3. О ведении войны, роли боя, формах боевого построения41
Глава 4. Идея генерального штаба: Макиавелли на сотни лет впереди49
Глава 5. Властитель и военное дело. Качества полководца59
Глава 6. Обучение и воспитание войска69
Глава 7. Макиавелли и Клаузевиц73
Оглавление3

Введение

Результатом раздумий флорентийского мыслителя в области военного дела стали неко-торые главы «Государя» (написан в 1513 г., возможно, дописывался позднее, опубликован в 1532 г.), главы в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» (начаты в 1513 г., читаны Макиавелли друзьям в 1516 г., опубликованы в 1531 г.), инвективы в адрес наемных войск в «Истории Флоренции» (начата в 1520 г., вручена папе Клементу VII в 1526 г., опубликована в 1532 г.), а также главный военный труд мыслителя — трактат «О военном искусстве» (точное название — «Семь книг об искусстве войны» / «I sette libri dell’arte della guerra»), написанный в 1519–1520 гг. и изданный в 1521 г., еще при жизни автора.

Русский читатель мог прочитать книгу «О военном искусстве» на русском языке еще в 1839 г., когда она вышла в серии «Военная библиотека, с высочайшего соизволения посвященная Российской армии». Перевод был сделан военным историком, в то время капитаном, М. И. Богдановичем (1805–1882) . Об этом пишет известный отечественный специалист по исследованию творчества флорентийского мыслителя М. А. Юсим. Он отмечает, что в томе 1839 г. есть небольшое предисловие, в котором Макиавелли как военный теоретик назван предшественником Наполеона и Жомини, хотя некоторые идеи Макиавелли были сочтены устаревшими .

Ровно через сто лет, в 1939 г., в Госвоениздате Наркомата обороны Союза ССР выходит советское издание книги «О военном искусстве» . Работе предпослан очерк «Макиавелли и его время». Отечественного автора для написания этой вступительной части издатели по каким-то причинам не привлекли, а использовали выдержку из четвертого тома книги видного немецкого военного историка Ганса Дельбрюка (1848–1929) «История военного искусства в рамках политической истории». Имя переводчика (или переводчиков) трактата «О военном искусстве» в издании не значится.

Произведения, в которых Макиавелли рассматривает военные вопросы, оставили за-метный след в мировой и отечественной военно-теоретической и военно-исторической литературе. Трактат «О военном искусстве» и другие работы, в которых Макиавелли говорил о военном деле, комментировали и анализировали военные специалисты и историки военного искусства: к примеру, только что упомянутый Ганс Дельбрюк. В четвертый том своего труда «История во-енного искусства в рамках политической исто-рии» он включил главу «Макиавелли», посвя-щенную флорентийскому мыслителю. В СССР выдающийся отечественный военный теоретик и военачальник А. А. Свечин (1878–1938) в книге «История военного искусства» разбирает некоторые идеи Макиавелли в военной области и называет его «гениальнейшим» . В 1920-х гг. в СССР на трактате «О военном искусстве» останавливал свое внимание российский и советский ученый-правовед В. Н. Дур-деневский (1889–1963). Исследованию взглядов Макиавелли на военное дело посвятил немало страниц второго тома своего труда «История военного искусства» профессор, генерал-майор Е. А. Разин (1898–1964), рассматривавший развитие военной мысли в VI–XVI вв. Видный российский и советский военный теоретик и военачальник А. Е. Снесарев (1865–1937) в своей работе, посвященной жизни и трудам Клаузевица, пишет о том, какое большое впечатление произвел Макиавелли на прусского военного теоретика. Клаузевиц, отмечает Снесарев, «с несомненным вниманием проштудировал» главные труды Макиавелли .

В трактате «О военном искусстве», в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли, как и в своих иных текстах, опирается на опыт древнеримской военной истории. Сразу же отметим, что к богатейшему опыту республиканского Рима и императорского Рима (а также к опыту Александра Македонского) обращались многие военачальники и писатели Нового вре-мени.

Много тем заимствовал Макиавелли у римского военного историка и теоретика, писа-теля Флавия Вегеция Рената (конец IV – начало V вв.), автора трактата «Краткое изложение военного дела» по военному искусству Рима. Среди них — рекомендации о наборе новобранцев, об их обучении, вопросы организации войска, походного порядка, способы осады крепостей, укрепления городов и другое. Вегеций писал в период падения Римской империи и призывал к восстановле-нию древних военных учреждений с тем, чтобы вернуть утраченное господство римлян, принадлежавшее им в античном мире. Ссыл-ками на многовековой военный опыт римлян подкрепляет свои военно-патриотические идеи и Макиавелли. «Римляне, наши учителя в военном искусстве <…>», — читаем мы в его трактате .

По форме сочинение «О военном искус-стве» написано в виде бесед итальянского кон-дотьера , полководца Фабрицио Колонны (умер в 1520 г.) с гражданами Флоренции, на которых Макиавелли якобы присутствовал и содержание которых он как бы воспроизводит. В трактате Колонна — фактически персонаж, выступающий как проводник взглядов самого Макиавелли на военное дело. Написано произведение в элегантной, плавной манере эпохи Возрождения; при этом все мысли на военные предметы в труде изложены доходчиво и для восприятия современным читателем, как представляется, не требуют какой-то особой подготовки.

Затрагивая в трактате многие вопросы военного искусства, Макиавелли не пишет о военно-морских делах. Его Фабрицио Колонна указывает на то, что об этом должны рассуждать венецианцы и генуэзцы, опытные воины именно в ведении морских сражений .

Рассуждения Макиавелли о военном деле вызвали у авторов данной работы некоторые ассоциации с идеями древне-китайского теоретика и военачальника Сунь Цзы, содержащимися в его трактате «Искусство войны». Ниже обратимся к этому вопросу специально.


Об авторах
Кокошин Андрей Афанасьевич
Академик РАН, действительный член Российской академии ракетно-артиллеристских наук (РАРАН), заместитель научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В прошлом занимал должности первого заместителя министра обороны РФ, секретаря Совета обороны РФ, секретаря Совета Безопасности РФ. Трижды избирался депутатом Государственной Думы ФС РФ. Автор 26 научных монографий (в том числе в соавторстве).
Долгополова Наталия Арсеньевна
Выпускница МГИМО, по окончании которого работала в Госкомитете по радиовещанию и телевидению в группе политобозревателей, а затем в течение многих лет — в Институте США и Канады РАН. Кандидат исторических наук. Специализировалась в области политологии. Автор ряда книг.