Фактъ выхода въ светъ "Загадочности человеческаго существа" вторымъ изданiемъ служитъ неопровержимымъ доказательствомъ существованiя въ нашемъ обществе интереса къ извечньмъ вопросамъ человеческаго духа. Это представляетъ утешительное явленiе въ нашъ векъ господства узкихъ практическихъ интересовъ, векъ прилепленiя къ земле, укрепляетъ меня въ убежденiи, что Дюпрель – писатель будущаго и даетъ великое нравственное удовлетворенiе мне – единственному въ Россiи популяризатору идей Дюпреля. М.Аксеновъ.
27 iюля 1904 г. Предлагаемое сочиненiе представляетъ переделку, in extenso, двухъ читанныхъ мною въ Мюнхене и затемъ напечатанныхъ въ журнале "Сфинксъ" лекцiй. Мне хотелось бы, чтобы съ этимъ "Введенiемъ въ изученiе оккультическихъ наукъ" познакомились не только противники оккультизма, но и его сторонники, такъ какъ "по сю сторону илiонскихъ стенъ грешатъ не менее, чемъ по ту ихъ сторону". Те и другiе страдаютъ общимъ недостаткомъ: смотрятъ на возрожденiе оккультизма, какъ на шагъ назадъ. Они видятъ въ немъ смерть новейшей науки и думаютъ, что съ его возрожденiемъ начнется царство отжившихъ суеверiй прошлыхъ вековъ. Ведь если бы оккультическiя явленiя были неотделимы отъ ихъ средневековаго объясненiя, ведь если бы съ оккультическими науками возродилось и это ихъ объясненiе, то несомненно, что въ такомъ случае въ нашей духовной жизни начался бы регрессъ. Ведь если все сомнамбулы – бесноватые, все медiумы – ведьмы и колдуны, обязанные своими анормальными силами и способностями общенiю съ сатаной, то безспорно, что новейшая мистика есть шагъ назадъ. Но о такомъ объясненiи явленiй оккультизма теперь уже не можетъ быть и речи. Теперь ставится только вопросъ, могутъ ли вообще существовать явленiя оккультизма, вопросъ, на который наше поверхностное просвещенiе поспешило дать отрицательный ответъ. Недостатокъ этого просвещенiя и состоитъ въ томъ, что оно связываетъ неразрывными узами оккультическiя явленiя съ ихъ отжившимъ объясненiемъ, а такъ какъ дискредитировано это объясненiе, то думаютъ, что дискредитированы и самые Факты, т.-е. "вместе съ водой выливаютъ изъ ночовокъ и дитя". Важно избежать этого недостатка; разъ мы отъ него отделаемся, исчезнетъ и призракъ регрессивности оккультическихъ наукъ. Ведь въ древности считали Дельфiйскую пиеiю вдохновляемою Аполлономъ, въ среднiе века ее отчитывали бы, какъ бесноватую, а теперь ее причислили бы къ сомнамбуламъ. Неправда, что оккультическiя науки въ ихъ новейшемъ виде должны привести насъ къ слепой вере; оне должны подготовить почву къ возведенiю зданiя новой науки, и уже въ силу одного этого оне не ведутъ насъ въ область прошедшаго, а скорее служатъ глашатаями далекаго будущаго. Назначенiе ихъ состоитъ въ споспешествованiи появленiю мiросозерцанiя, формированiе котораго происходитъ на нашихъ глазахъ и въ которомъ на первомъ плане будетъ стоять решенiе загадки о человеке. Разъ сформируется это мiросозерцанiе, великое его значенiе скажется уже въ томъ, что оно явитъ собою синтезъ религiи и науки, метафизики и естествознанiя. Оно будетъ обращаться не къ одной стороне человеческаго существа, къ его сердцу, какъ религiя, или къ его разуму, какъ наука. Оно не будетъ, съ одной стороны, застывшею въ догмахъ религiею слепой веры, а съ другой стороны, не будетъ походить и на ту науку, съ высотъ которой дуетъ ледянымъ ветромъ на нашу общественную жизнь. Оно не будетъ, подобно метафизике, построеннымъ на почве безсодержательныхъ абстракцiй зданiемъ; оно будетъ, подобно естествознанiю, зданiемъ, построеннымъ на почве явленiй, которыя можно будетъ подвергнуть даже экспериментальному изследованiю. Несмотря на всю окутывающую совершающiйся ныне процессъ образованiя этого будущаго мiросозерцанiя темноту, оно можетъ быть (доказательство чего и составитъ задачу предлагаемаго труда) представлено уже и теперь въ виде замкнутой системы. Это мiросозерцанiе не будетъ, подобно современной философiи, достоянiемъ однихъ ученыхъ; оно будетъ находиться въ тесной связи съ нашей культурой: такъ какъ въ немъ человекъ получитъ новое и более глубокое определенiе, то оно объяснитъ ему основательно и новыя цели его земного существованiя и значенiе его смерти. Значитъ, оно-отнюдь не шагъ назадъ; скорее, это-заря новой культуры. Мюнхенъ, апрель, 1892.
Д-ръ Карлъ Дюпрель. Карл ДЮПРЕЛЬ (1839–1899) Известный немецкий философ, психолог и исследователь оккультных феноменов. Родился в городе Ландсхуте, Бавария, в аристократической семье. В 1858 г. окончил Мюнхенский университет и поступил на службу в баварскую армию. В 1868 г. получил степень доктора философии в Тюбингенском университете за написанный во время службы трактат "Онейрокритикон, или сновидение с точки зрения трансцендентального идеализма". В 1872 г. в чине капитана вышел в отставку и поселился в Мюнхене, полностью посвятив себя научным исследованиям. Карл Дюпрель – автор многочисленных трудов в различных областях философии и психологии, а также спиритизма и оккультизма, в которых делается попытка раскрыть множество загадок духовной стороны человеческой жизни. Наибольшую популярность получила его книга "Философия мистики" (1885; русский перевод – 1895), в которой он познакомил читателей с научными исследованиями явлений ясновидения и сомнамбулизма, попытался объяснить природу и значение сновидений, а также скрытые способности человека во сне, научить с их помощью управлять своей памятью, заглядывать в будущее, бороться с болезнями. В его трудах мистика впервые получила строго научное обоснование и отличалась от мистики прежних времен настолько, насколько астрономия отличается от астрологии, а химия от алхимии. |