Обложка Беляев В.А. Философия в зеркале социокультурной методологии (через критику позиции Ю.И.Семенова). Книга 1: Основные представления
Id: 255332
411 руб.

ФИЛОСОФИЯ в зеркале социокультурной методологии (через КРИТИКУ позиции Ю.И.СЕМЕНОВА). Книга 1: Основные представления Кн.1
Философия в зеркале социокультурной методологии (через критику позиции Ю.И.Семенова). Книга 1: Основные представления

URSS. 2020. 224 с. ISBN 978-5-9710-7073-3.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В этой книге предлагаются основы социокультурной методологии философии, то есть читатель вводится в мир, где философия соприкасается с социокультурными процессами. Важнейшие философские проблемы создаются определенными социокультурными ситуациями. Предельное теоретическое мышление (каким является философия) схватывает эти проблемы, воспринимает их как жизненные вызовы, дает спектр стратегических ответов. Можно сказать, что философия является ...(Подробнее)рациональной стратегической навигацией для развитой социокультурной системы или отдельных групп людей, находящихся внутри нее.

Это соприкосновение важно увидеть, чтобы не воспринимать философию не зависящей от социокультурных процессов. Ведь именно такая зависимость создает настоящую остроту ситуации, называемую «скандалом в философии» (так обозначают ситуацию неустранимой множественности одновременно существующих философских стратегий).

Это важно понимать в современную эпоху, когда позиции философии в мировом интеллектуальном пространстве существенно дискредитированы, когда главным представителем интеллектуальной активности является наука, когда возникают черты нового религиозного ренессанса. Важно понимать соотношение между религией, философией и наукой в генезисе и динамике социокультурных систем, особенно новоевропейской социокультурной системы (модерна). Важно видеть, как социокультурные процессы формируют определенные, нужные им когнитивные формы, как эти формы играют свою роль в процессе развертывания систем, как они «уходят за кулисы» и снова «возвращаются на сцену».

Это важно понимать в современную эпоху еще и потому, что современность актуализирует борьбу различного рода социокультурных систем, каждая из которых в качестве своей идеологии имеет систему предельно-теоретических представлений (философий). Чтобы разобраться во всем этом, потребуется посмотреть на философию как на стратегический способ построения социокультурной реальности.

Социокультурная методология философии предоставляет читателю возможность увидеть, как социокультурные процессы становятся факторами, задающими те или иные стратегии философствования, как они определяют то, что можно назвать «основным вопросом философии» (если считать, что такой имеет место), основные философские позиции и их смену.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется философией, методологией философии и логикой социокультурных процессов.


Оглавление
Оглавление3
Предисловие8
Введение10
1. Исходный вызов и способ ответа10
2. Альтернативная аннотация11
3. Основные понятия социокультурной методологии. Методологическое пространство как цель13
Глава 1. Специфика философии и посткультурный ракурс модерновой миросистемы16
1. Философия является исследованием, дающим новое знание? Историческое развитие материальной человеческой практической деятельности и познания как основа философских реконструкций?16
2. Философия как «интеллектуальный навигатор» социокультурной системы. Неустранимая конфликтность социокультурных систем с разными «интеллектуальными навигаторами» как вызов. Поиск единой мировой философии как ответ18
3. От локальных истинностных консенсусов на основе философий к глобальному истинностному консенсусу на основе науки23
4. Более тонкая схема перехода к глобальному истинностному консенсусу на основе науки26
5. Логика перехода от «культурной социокультурной архитектуры к «посткультурной». Логика конституирования новоевропейской науки как естествознания в широком смысле29
6. Итоги32
Глава 2. Специфика философии и постидеологический ракурс модерновой миросистемы36
1. Против «лжефилософии» и «лженауки»?36
2. «Идеологическое» и «постидеологическое» общества. Модерн как «мировая постидеологическая революция». Российская философия ХХ века при переходе от советской системы к постсоветской39
3. Генезис советской «идеологической» системы и судьба философии. Идеология и системное самосознание. Подтверждение идеологической системой как жизненным миром своей идеологии46
Глава 3. Специфика философии и инновационный ракурс модерновой миросистемы53
1. Каждый настоящий философ должен создавать свою собственную философскую систему?53
2. Философия и наука в модерне как инновационной миросистеме55
3. Логика генезиса модерна как инновационной миросистемы. «Закрытый» и открытый» универсумы. Миросистема модерна как бесконечно «открывающийся» универсум61
4. Роль философии и становящейся инновационной науки в деле формирования модерна. Про-модерновая и контр-модерновая линии в нововременной философии67
5. Философия в метаморфозах позитивизма и контр-позитивизма70
Глава 4. Философия и методологический поворот в миросистеме модерна75
1. Философия как наука об истине, теория познания и метод разумного мышления?75
2. Проблемы, затронутые при поиске специфического предмета философии77
3. «Методологический поворот» в миросистеме человечества как глобализация подобного переворота в миросистеме модерна78
4. Логика «методологического поворота» в модерновой миросистеме: от инновационности миросистемы79
5. Логика «методологического поворота» в модерновой миросистеме: от «скандала в философии»81
6.Логика «методологического поворота» в модерновой миросистеме: от «научной отмены философии»84
7. Предварительные итоги88
8. Философия как наука о мышлении в логике социокультурной реальности90
9. Философия и конкретные науки в «посткультурной» миросистеме95
10. Специфичность «классического определения истины»97
Глава 5. «Основной вопрос философии» с точки зрения социокультурной методологии99
1. Контр-экзистенциальность «основного вопроса философии»?99
2. Существует ли «основной вопрос философии»? Что означает этот вопрос для теоретика советской идеологической системы. Что означает этот вопрос для теоретика любой идеологической системы100
3. Что означает «основной вопрос философии» для марксистского теоретика. Принцип проективной антропологии. Социокультурная ситуация как экзистенциальный центр «основного вопроса философии». «Основной вопрос социальности». «Социокультурный материализм/идеализм». «Тотальный материализм/идеализм»104
4. Смысл «основного вопроса философии» для теоретика модерна. Стратегии построения «закрытого» и «открытого» универсумов. Структурные симметрии между понятиями: «материализм» и «открытый» универсум, «идеализм» и «закрытый» универсум. Марксистский вариант «основного вопроса философии» как вариант этого вопроса для теоретика модерна109
5. «Основной вопрос социальности» и «основной вопрос философии» с точки зрения универсально-структурного представления о человеческом существовании (перехода от «субстанциального» универсума к «функциональному»)112
6. Философия как методология. Посткультурное мышление и посткультурное самосознание. Философия и социокультурная форматность человеческого существования115
7. «Основной вопрос философии» в контексте Греческого просвещения. Линии Демокрита и Платона как линии построения «открытого» и «закрытого» универсумов123
8. «Основной вопрос философии» в контексте новоевропейского Просвещения. «Идеализм» Фихте и его борьба за «открытый» универсум129
Глава 6. «Материалистический» ответ на «основной вопрос философии» как объект исследования социокультурной методологии134
1. «Материализм» и инвариантные схемы «объективизма»134
2. «Социокультурный материализм» и парадоксальность «тотального материализма». Добавочные инвариантные схемы «объективизма»140
3. «Натурматериализм» и «панматериализм». «Социологический номинализм» и «социологический субстанциализм». Парадоксальные ситуации, связанные с «панматериализмом» и «социологическим субстанциализмом»143
4. Социокультурная логика формирования «исторического материализма»146
5. «Материалистическое» мышление как проявление «посткультурного» мышления. Логика формирования «идеологического» общества на основе идеологи «исторического материализма»150
Глава 7. «Объективно-идеалистический» ответ на «основной вопрос философии» как объект исследования социокультурной методологии154
1. Социокультурная логика генезиса жизненных вызовов и ответом на них. Социокультурная логика средневекового западноевропейского «идеализма». Новоевропейский «материализм» как ответ на социокультурный вызов154
2. Эклектизм философских систем. Факторы, влияющие на пути разных «идеалистов» к своим решениям165
3. Социокультурные факторы генезиса «объективного идеализма» Гегеля. От Канта к Гегелю. Контр-модерн и эмансипационные достижения модерна166
4. Логика связи предельного теоретизирования (философствования) с социокультурными процессами. Связь стратегий «реализма» и «номинализма» с социокультурными процессами172
Глава 8. «Субъективно-идеалистический» ответ на «основной вопрос философии» как объект исследования социокультурной методологии177
1. «Субъективный идеализм» Беркли как контр-модернистский ответ модерну. «Субъективный идеализм» как результат распада средневекового мира. «Деактивирующий» и «активирующий» модусы «субъективного идеализма»177
2. «Панконструктивистская» направленность «субъективного идеализма» и «панконструктивизм» модерна182
3. «Субъективный идеализм» и «функционалистская» революция модерна186
4. «Субъективный идеализм» и социокультурная методология философии188
Глава 9. «Социоконструктивный идеализм» как объект исследования социокультурной методологии190
1. «Социоконструктивный идеализм» и формы коллективизации сознания. Социальный конструктивизм и европейский авангард ХХ века. «Обобществление сознания» и «идеологические» общества ХХ века190
2. Социальный конструктивизм, марксизм и «идеологические» общества ХХ века на основе марксисткой идеологии197
Глава 10. Философия как методология философии201
1. Проблема изложения философии и переход России от «идеологического» общества к «постидеологическому». Переход от «культурного» мышления к «посткультурному» как императив глобального человечества201
2. «Методология философии» и построение «методологического пространства философии». Метастратегии отношения к философии. Антитетичность кантовской и гегелевской стратегий построения методологического пространства философии205
3. Представление о философии как о проектной деятельности против представления о философии как о познании. Что может «верифицировать» философию?215

Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.