Предисловие |
Тема 1. Слов о как основная единица лексической системы |
Лекция 1. Лексикология и предмет ее изучения |
| Лексикология как наука о языке. Отрасли лексикологии. Связь
лексикологии с другими науками. Слово как предмет изучения
лексикологии. Общая характеристика словарного состава немецкого
языка. Основные способы номинации в языке. Типы значений слов.
Национальная языковая картина мира. |
| Семинар 1. Лексикология как наука о словарном составе языка |
| Практикум 1. Слово как предмет изучения лексикологии |
Тема 2. Сема нтическая дифференциация словарного состава |
Лекция 2. Слово и его значение |
| Семасиология. Семантика лексических единиц. Понятие
семантического треугольника. Различные аспекты значения слова.
Семантические компоненты. Методы разграничения и выявления
компонентов значения. Закон семантического согласования |
| Семинар 2. Семасиология |
| Практикум 2. Семантика лексических единиц |
Лекция 3. Типы отношений между словами |
| Парадигматические отношения. Омонимия. Синонимия. Антонимия.
Антонимо-синонимические группы слов. Семантические поля.
Семантические пространства |
| Семинар 3. Семантическая дифференциация словарного состава. |
| Практикум 3. Парадигматические отношения между лексическими единицами |
Тема 3. Проб лемы развития словарного состава немецкого языка. |
Лекция 4. Образование новых слов языка |
| Словообразование. Основные единицы системы словообразования.
Морфемный и словообразовательный анализ структуры слова. Понятие
словообразовательной модели. Способы словообразования в языке.
Национально-культурная специфика словообразования |
| Семинар 4. Словообразование как один из способов развития словарного состава немецкого языка |
| Практикум 4. Процессы словообразования в немецком языке |
Лекция 5. Иные способы развития словарного состава |
| Неологизмы: новообразования, семантические неологизмы,
заимствования, слова искусственного происхождения. Устаревшие
слова: историзмы, архаизмы |
| Семинар 5. Пополнение словарного состава немецкого языка |
| Практикум 5. Неологизмы и устаревшая лексика в немецком языке. |
Тема 4. Соци ально-профессиональная и региональная дифференциация словарного состава немецкого языка |
Лекция 6. Социально-профессиональная дифференциация лексики |
| Общая характеристика социально-профессиональной дифференциации
лексики. Социолекты. Гендерная лексика. Молодежный сленг.
Терминология. Номенклатурные наименования. Жаргоны:
профессионализмы и жаргонизмы. Военная терминология и
жаргонизмы |
| Семинар 6. Социолекты современного немецкого языка |
| Практикум 6. Термины, профессионализмы и жаргонизмы |
Лекция 7. Территориальная дифференциация словарного состава |
| Функциональная парадигма немецкого языка. Основные диалекты
немецкого языка, их особенности и тенденции их развития.
Этнические варианты немецкого языка: собственно немецкий,
австрийский и швейцарский |
| Семинар 7. Региональное влияние на словарный состав языка. |
| Практикум 7. Диалекты и варианты современного немецкого языка |
Тема 5. Фраз еология |
Лекция 8. Основные категории фразеологии |
| Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные
и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы.
Соотнесенность фразеологической единицы и слова. Классификация
фразеологических единиц. Фразеологическая полисемия, омонимия,
вариативность, синонимия и антонимия |
| Семинар 8. Устойчивые словосочетания и их класс фикации |
| Практикум 8. Парадигматические отношения фразеологических единиц |
Лекция 9. Функционирование фразеологических единиц в речи |
| Происхождение фразеологических единиц.
Экспрессивно-стилистические свойства фразеологических единиц.
Национально-языковая специфика фразеологизмов. Перевод
фразеологических единиц |
| Семинар 9. Функции фразеологических единиц в речевой практике |
| Практикум 9. Экспрессивно-образный характер фразеологических единиц и особенности их перевода. |
Тема 6. Лекс икография |
Лекция 10. Основы лексикографии |
| Предмет лексикографии. Структурные компоненты словаря.
Классификация словарей |
| Семинар 10. Словарь как отражение результатов лексикологических исследований |
| Практикум 10. Основные жанры словарей и практика разработки словарных статей |
Список использованной и цитированной литературы |
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций с
заданиями для семинаров и практических занятий по лексикологии
немецкого языка. Пособие предназначено для студентов
гуманитарных факультетов, изучающих немецкий язык в рамках
направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация".
Целью курса является ознакомление обучаемых с основными
особенностями семантики, деривации, парадигматики и синтагматики
слова. Вместе с тем, поскольку одной из основных задач при
подготовке специалистов как в области лингвистики и
межкультурной коммуникации, так и перевода, является
ознакомление учащихся с культурно-национальной спецификой
изучаемого языка, в настоящем курсе предпринята попытка
рассмотреть различные аспекты немецкой национальной языковой
картины мира и сравнить ее с соответствующими фрагментами
русской и английской национальных языковых картин мира.
Курс лекций включает в себя 6 тем, каждая из которых, в свою
очередь, состоит из 1 или 2 лекций, посвященных рассмотрению
следующей проблематики:
- характерных для немецкого языка особенностей лексических
единиц,
- типов отношений между словами и видов различных семантических
группировок слов,
- основных способов словообразования, свойственных немецкому
языку,
- типичных для немецкого языка процессов исторического
формирования словарного состава,
- лексических особенностей языка, характерных для различных сфер
его употребления,
- сочетаемости единиц языка,
- национальной языковой картины мира.
В конце каждой лекции приводится ее краткое содержание, которое,
с одной стороны, резюмирует материал лекции, а с другой, –
является своеобразным "планом" для подготовки обучаемых к
семинарам и зачету или экзамену.
После краткого содержания лекции в рамках семинарского занятия
приводятся темы для обсуждения, задания теоретического
характера, а также список тем и дополнительная литература для
самостоятельной подготовки докладов.
Задания для практических занятий предназначены для отработки и
закрепления материала. Выполнение упражнений разделов
"Практикум" предполагает обязательную работу со словарем.
Однако количество практических заданий, порядок их выполнения,
использование их в рамках занятия или в качестве контрольных
заданий остается вопросом, который решает ведущий преподаватель
в зависимости от объема времени, предусмотренного учебным
планом, степени освоения обучаемыми учебного материала и научных
интересов как обучаемых, так и самого преподавателя.
При подготовке настоящего курса использовались классические
учебники (М.Д. Степановой, И.И. Чернышевой, А.А. Уфимцевой, А.А.
Реформатского, Ю.С. Степанова и др.), современные разработки в
области лексикологии и смежных наук (семантики,
лингвострановедения, культурологии), новейшие диссертационные
исследования.
Данный курс лекций и задания для семинарских и практических
занятий были апробированы в Военном Университете в 2003-2008 гг.
Автор выражает искреннюю признательность рецензентам курса
лекций по лексикологии кандидату филологических наук, доценту
Л.П. Вадковской, кандидату филологических наук, профессору ВАК
И.В. Ивановой, а также рецензентам настоящего учебного пособия
– доктору филологических наук, профессору Л.В. Минаевой и
кандидату филологических наук Е.П. Лушевой за ценные
рекомендации и конструктивные замечания, которые позволили
усовершенствовать данный курс.
Медведева Елена Вячеславовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. По своей научной специализации читает авторские курсы "Основы рекламоведения", "Рекламная коммуникация", "Эстетика рекламы", "Политическая рекламная коммуникация", "Реклама и продвижение регионов", уделяя особое внимание межкультурным и межсубкультурным аспектам современной речевой практики. Автор ряда статей, учебных пособий и монографий.