Введение |
Глава 1. Концептуальные основы исследования проблем управления развитием российских предприятий |
| 1.1. | Понятие "развитие предприятия" в современной интерпретации и поиск движущих сил развития |
| 1.2. | Финансовые инструменты воздействия на движущие силы и их взаимодействие между собой |
| 1.3. | Управление стадиями экономического развития предприятия: финансовые средства оптимизации историко-генетической траектории |
Глава 2. Финансовые инструменты и методы воздействия на процесс социокультурного развития человека как одну из движущих сил развития |
| 2.1. | Инструменты финансового стимулирования, направленные на проявление предпринимательских способностей, инициативы и инновационных решений |
| 2.2. | Развитие социальной ответственности предприятия с целью дополнительной мотивации работников и инструменты оценки эффективности социальных инвестиционных проектов |
| 2.3. | Специфика оценки социально-значимых инвестиционных проектов. Основные показатели их эффективности |
Глава 3. Финансовые инструменты и методы воздействия на процессы сотрудничества и конкуренции как движущие силы развития |
| 3.1. | Инструменты и технологии управления оборотным капиталом с целью стимулирования покупателей и поставщиков |
| 3.2. | Подходы к оптимизации подготовки отчетности для наиболее полного обеспечения информационных потребностей финансового менеджмента |
Глава 4. Финансовые инструменты и методы воздействия на процесс контроля как одну из движущих сил развития |
| 4.1. | Типовые проблемы организации внутреннего контроля на российских предприятиях и пути их решения |
| 4.2. | Оценка уровня воздействия рисков на различных этапах развития предприятия и оптимизация состава применяемых финансовых инструментов управления |
Глава 5. Аналитические инструменты оценки экономического потенциала предприятия |
Заключение |
Библиография |
На современном этапе развития экономики России предпринимаются
попытки к созданию экономической модели, в которой развитие
предприятий содействует развитию благосостояния общества в
целом. Предприятия и частные инвесторы все чаще вкладывают
денежные средства в социально значимые инвестиционные проекты, в
частности, связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства,
электроэнергетики, строительством социального жилья, с развитием
малого бизнеса в моногородах и др.
Многие проекты носят показательный характер и становятся в итоге
низкоэффективными именно из-за того, что решение сложных задач
развития производится в условиях плохих информационных потоков,
недостаточной детализации управленческого учета, неправильной
организации внутреннего контроля, низкой мотивации персонала и
других аспектов управления, на обоснование которых западный
менеджмент потратил столетия. Финансовый механизм таких
предприятий препятствует достижению их стратегических целей,
поскольку приоритеты в управлении финансами определяются
ситуационно и не соответствуют реальному составу проблем
предприятий.
Начиная с 2007 года государство активно проводит политику
поддержки развития малого и среднего бизнеса. Так, в июле
2007 года был принят закон о развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ, определивший принципы государственной
поддержки такого бизнеса. Позднее появились различные
организации, такие как "ОПОРА России", Российский
банк поддержки развития малого предпринимательства и др., целью
деятельности которых является обеспечение благоприятных
экономических условий развития предпринимательской деятельности.
В то же время, несмотря на такую активную поддержку со стороны
государства, из-за низкой прозрачности компаний, отсутствия
культуры управления финансами малый бизнес в России развивается
довольно медленно, и эти предприятия крайне редко переходят в
категорию средних. Малые предприятия создают незначительную долю
ВВП страны, в то время как за рубежом более половины ВВП обычно
создается именно благодаря малому и среднему бизнесу.
Современный этап развития предприятий характеризуется также тем,
что, с одной стороны, профессионалы, которые работали
менеджерами среднего звена в крупных корпорациях до кризиса,
перешли на работу на позиции высшего руководства в малый и
средний бизнес или организовали собственный бизнес. С другой
стороны, была и остается группа лиц, которая как бы находилась
"за бортом", и активная поддержка государством развития малого
бизнеса, его кредитование и субсидирование помогли этой группе
лиц обрести уверенность в своих силах и организовать свой бизнес.
Специфика современных российских предприятий характеризуется
тем, что в результате быстрого перехода к рынку при отсутствии
прозрачной законодательной базы и быстрой адаптации западных
моделей управления финансами предприятия получили комплекс
проблем, относящихся к разным этапам финансового менеджмента.
Большинство российских предприятий практически не имеют
сложившейся корпоративной культуры и в итоге теряют конкурентные
преимущества. Управление финансами часто производится
избирательно, без использования комплексного подхода, в
результате чего, достигая существенных успехов в одном аспекте
управления финансами, например, в составлении бюджетов и
организации внутреннего контроля, компания отстает в другом
аспекте -- например, в финансовом стимулировании покупателей,
что тормозит ее развитие в целом, а часто и вовсе сводит на нет
все положительные моменты от применения каких-либо отдельно
взятых инструментов.
Решение описанных проблем может быть найдено в результате
разработки механизмов управления финансами, способных
воздействовать на формирование корпоративной культуры и ключевые
процессы, являющиеся причинами развития, путем сбалансированного
применения инструментов стратегического управления,
планирования, контроля и стимулирования. В настоящей книге нами
были исследованы различные процессы, происходящие в
организациях, и выявлено, что ключевыми процессами,
определяющими характер развития, являются процессы
социокультурного развития работников, сотрудничества, контроля и
конкуренции.
Таким образом, основные проблемы медленного развития российских
предприятий и роста благосостояния общества в целом состоят в
отсутствии системного подхода к управлению данными процессами.
Обеспечив системное воздействие на них при помощи финансовых
отношений, методов и информационных взаимосвязей финансового
механизма управления, возможно получить синергетический эффект,
возникающий в результате усиления данных процессов и
выражающийся в существенном увеличении экономического потенциала
предприятий.
Настоящая книга посвящена исследованию теории финансового
менеджмента и методологии финансового анализа как инструментов
обеспечения развития российских предприятий и повышения
благосостояния общества в целом. Реализованное в книге
концептуальное осмысление финансового механизма развития
предприятий позволяет обеспечить теоретическую базу для
разработки новых методик управления развитием предприятий на
основе системного подхода к управлению фундаментальными
процессами их хозяйственной деятельности.
Большинство финансовых моделей, рассмотренных в книге, носят
прикладной характер и могут использоваться большинством
предприятий малого и среднего бизнеса. К числу таких моделей
относятся:
Хмодель оценки соответствия выбранного способа
подготовки международной отчетности информационным потребностям
финансового менеджмента;
модель анализа сравнительной стоимости различных
инструментов финансового стимулирования;
модель оптимизации чистого денежного потока от
реализации, основанная на стимулировании покупателей;
модель построения карты рисков;
методика оценки социально значимых
инвестиционных проектов с учетом оценки их общественной
эффективности на основе показателей социальной отчетности;
модель оценки экономического потенциала
организации на основе управленческой отчетности;
модель поэтапной постановки внутреннего контроля
в организации.
Книга ориентирована на бухгалтеров и финансовых менеджеров
малых и средних предприятий и нацелена на то, чтобы
оптимизировать процесс организации бухгалтерского учета и
управления финансами таким образом, чтобы он содействовал
непрерывному развитию предприятий, увеличению их экономического
потенциала, усилению процессов конкуренции, контроля,
сотрудничества и социокультурного развития работников внутри
этих организаций.
Книга также полезна студентам, поскольку в ней описываются
практические аспекты организации финансового менеджмента и
подходы к финансовому анализу, адаптированные для применения в
российских компаниях малого и среднего бизнеса, финансовая
отчетность которых не является достаточно прозрачной, чтобы
эффективно применить большинство западных методик. После
окончания вузов многие студенты приходят на предприятия с
теоретическим багажом знаний, часто далеким от практики, и не
всегда способны быстро адаптироваться к действительности и
применить свои знания. Данная книга поможет сблизить
теоретические знания основ финансового анализа и финансового
менеджмента с практической реальностью управления российскими
предприятиями.
Книга также полезна при изучении дисциплин "Международные
стандарты финансовой отчетности", "Финансовый анализ",
"Финансовый менеджмент", "Финансы предприятий",
"Управленческий учет", "Информационные системы в бизнесе".
Весь материал, собранный в книге, является разработками автора,
использованными и успешно внедренными на практике в различных
отраслях бизнеса, таких как нефтегазовая отрасль, строительство,
телекоммуникации, сельское хозяйство, в ходе многолетней
консалтинговой работы по постановке учета, оптимизации
внутреннего контроля, анализу сделок слияний и поглощений и
подготовке отчетности в различных компаниях.
Шуклов Лев Викторович
Кандидат экономических наук. Проходил обучение международным стандартам финансовой отчетности в головном представительстве Международной ассоциации бухгалтеров и Института финансовых аналитиков Великобритании в России. В 2006 г. окончил Болтонский университет (Великобритания) по специальности «бухгалтерский учет и финансы». Имеет большой опыт в области подготовки отчетности по международным стандартам, в постановке международного учета в компаниях среднего бизнеса с нуля, разработке внутрифирменных методологических документов. Участвовал в проектах вывода компаний на Лондонскую фондовую биржу, долгое время занимался финансовым анализом крупных инвестиционных проектов и сделок по приобретению предприятий, оптимизацией внутреннего контроля. С 2007 г. читает лекции и проводит семинары по постановке международного учета и внедрению бухгалтерских информационных систем.