URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Серебреников В.С. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности: Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием Обложка Серебреников В.С. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности: Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием
Id: 254887
1022 р.

Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности:
Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. Изд. 2

URSS. 2020. 368 с. ISBN 978-5-397-07061-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Предлагаемая читателю книга отечественного психолога, философа и историка философии В.С.Серебреникова посвящена рассмотрению учения выдающегося английского мыслителя Джона Локка о прирожденных началах знания и деятельности в его отношении к христианскому учению об образе Божием. Книга включает три части. В первой части автор обращается к истории написания главного произведения Локка "Опыт о человеческом понимании" и исследует... (Подробнее)


Содержанiе
top
ВВЕДЕНIЕ
Часть первая . Ея задача и деленiе
I. Жизнь Локка
 Локкъ въ доме своихъ родителей, въ вестминстерской школе, въ оксфордскомъ уyиверситете, въ Cleve и въ доме Shaftesbury; - знакомство Локка съ Sydenham'омъ и его методомъ. Последнiе годы жизни и смерть Локка. Общее заключенiе
II. Исторiя происхожденiя Локкова Опыта о человеческомъ пониманiи
 Поводъ къ написанiю Опыта и его начало. Время и место изготовленiя Опыта; его изданiя и переводы. Исторiя составленiя Опыта. Сходство и различiе между Опы- томъ первоначальнымъ и явившимся въ нечати. Не- правилъное пониманiе Опыта во времена Локка и после него
III. Философiя Декарта и ея общее влiянiе на Локка
 Знакомство Локка съ философiей Декарта. Гпосеологiя Декарта: новый методъ и полученныя посредствомъ него достоверныя истины; природа и виды знанiя; его источникъ и способъ образованiя. Психологiя Декарта: природа души и связь ея съ теломъ; классификацiя душевныхъ явленiй; внешнее воспрiятiе; воспроизведеыiе; воображенiе; акты чистаго разуменiя; воля. Влiяяiе гносеологiи Декарта на Локка
IV. Психологiя Гоббеса и выработка подъ влiянiемъ ея психологическихъ взглядовъ Локка изъ психологическихъ воззренiй Декарта
 Знакомство Локка съ психологiею Гоббеса. Психологiя Гоббеса: внешнiя чувства; воображенiе; благоразумiе; языкъ и знанiе; воля; свобода; отношенiе между познавательными и деятельыыми снособностями; прирожденныя начала душевной жизни. Влiянiе психологiи Гоббеса и Декарта па Локка
V. Влiянiе, произведенное на Локка Ньютоновскимъ открытiемъ закона всемiрнаго тяготенiя
 Знакомство Локка съ Ньютоновскимъ открытiемъ. Влiяиiе этого открытiя на метафизическiя воззренiя Локка
Члсть вторая . Ея деленiе
I. Ученiе Локка о прирожденныхъ способностяхъ и стремленiяхъ души
 1. Общее мiровоззренiе Локка. 2. Прирожденныя душевныя силы, или способности. З.Разделенiе прирожденныхъ способностей 4. Ощущенiя. 5. Рефлексiя. 6. Память. 7. Разсудочныя способности въ собственномъ смысле. 8. Сравненiе. 9. Сочетанiе. 10. Отвлеченiе. 11. Языкъ. 12. Разумъ и получаемое посредствомъ него знанiе. 13. Прирожденпыя стремленiя. 14. Деятельныя способности. 15. Воля. 16. Свобода. 17. Отношенiе между познавательными и деятельными способностями. 18. Душевныя способности человека въ ихъ отношенiи къ душевнымъ способностямъ животныхъ. 19. Субстанцiя душевныхгь силъ человека
II. Полемика Локка противъ ученiя о прирожденныхъ началахъ, понимаемыхъ въ смысле готовыхъ понятiй и знанiй
 Возраженiя противъ ученiя о прирожденныхъ идеяхъ и принципахъ
Часть третья . Ея задача и деленiе
IV. Христiанское ученiе объ образе Божiемъ.
 Побужденiя къ разсмотренiю учеyiя Cв. Писанiя и Св. Преданiя объ образе Божiемъ. Ученiе Св. Писанiя объ образе Божiемъ. Ученiе Св. Преданiя объ образе Божiемъ: мнеиiя: св. Климента Римскаго, Афинагора, Тертуллiана, Климента Александрiйскаго, Оригена, св. Мефодiя, Лактанцiя, Евсевiя Кесарiйскаго, св. Иларiя, св. Афанасiя великаго, Ефрема Сирина, св. Василiя великаго, св. Кирилла Iерусалимскаго, св. Григорiя Назiанзина, св. Макарiя Египетскаго, св. Григорiя Нисскаго, св. Амвросiя, Марка, св. Епифанiя, св. Iоанна Златоуста. Северiана, блаж. Iеронима, блаж. Августина, св. Исидора Пелусiота, св. Кирилла Александрiйскаго, Геласiя Кизикскаго, блаж. Феодорита, св. Льва великаго, Захарiя Митиленскаго, св. Максима Исповедника, св. Анастасiя Синаита. св. Iоанна Дамаскина и св. Димитрiя Ростовскаго. Анализъ этихъ мнеиiй и общее заключенiе
II. Cравненiе Локкова ученiя о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятельности съ христiанскимъ ученiемъ объ образе Божiемъ: взгляды Ловка, несогласные съ христiанскимъ ученiемъ и ихъ критическая оценк
 Основныя положенiя Локка, согласныя съ христiанскимъ ученiемъ. Критическая оценка взглядовъ Локка, создавшихъ наклонъ къ противохристiанскимъ воззренiямъ: сенсуализма, утилитаризма и матерiализма

Введенiе
top

Душевная жiзнь человека развивается наподобiе организма. А так какъ органiзмы развиваются изъ основъ, то должна существовать основа душевной жизни. Въ душевной жизни различаютъ две стороны: познавательную и деятельную. Двоякаго рода задатки должны существовать и въ душевной основе. Эти задатки мы называемъ прирожденными началами знанiя и деятельности.

Псiхологiя имеетъ своею задачею объяснить развитую душевную жизнь. Но развитая душевная жизнь, какъ жизнъ организма, представляетъ собою раскрытiе началъ, присущихъ душевной основе. Посему до техъ поръ, пока не будутъ опредеяемы прирожденныя начала знанiя и деятелъности, задача психологии не можетъ быть вполне осуществлена. Такiмъ образомъ вопросъ о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятелъности есть важнейшiй вопросъ психологiи.

Этотъ вопросъ имеетъ значение также для богословiя. Св.Писанiе учитъ, что душа человека создана по образу Божiю и что образъ Божiй переходитъ отъ родителей къ детямъ. Изъ этого учения прямо следуетъ, что черты образа Бооюiя относятся къ прирожденнымъ началамъ души. Св.Преданiе раскрываетъ ученiе Св.Писанiя. Оно говорiтъ, что природный образъ Божiгi заключается во всехъ техъ прирожденныхъ принадлежностяхъ души, которыя, будучи аналогичны свойствамъ Божiимъ, въ то же время toto genere обособляютъ душевную природу человека отъ душевной природы животныхъ. Для науки богословской остается вопросомъ: какiя именно прирожденныя принадлежности души составляютъ частныя черты образа Божiя? Всестороннее научное разъясненiе этого вопроса въ богословской науке едва ли можетъ быть достигнуто безъ содействия псисхологии. По крайней мере св. отцы – Григорiй Нисскiй и Анастасiй Синаитъ (какъ будетъ показано въ своемъ месте) прямо говорятъ, что для определенiя частныхъ чертъ образа Божия необходмо прежде изучить самымъ тщательнымъ образомъ природу человечеокой души. Отсюда открывается тотъ интересъ, который можетъ представлять для богословiя научно-психологическое решенiе вопроса о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятелъности. Правильное научное решенiе этого вопроса можетъ содействовать уясненiю частныхъ чертъ образа Божiя, неправилъиое же можетъ въ известныхъ случаяхъ враждебно сталкиватъся съ боготкровеннымъ ученiемь о богоподобной природе человеческой души.

Но вопросъ о прирожденныхъ началахъ знания и деятелъности очень труденъ и потому до сихъ поръ не разрешенъ наукою. Въ современной психологии высказываются по этому вопросу мненiя, расходящiяся между собою до противоположности. При трудности вопроса, получить вполне правилъный ответъ на него врядъ ли возможно безъ предварителънаго внимательнаго разсмотрения и критической оценки существовавшiхъ доселе способовъ его решения. Отсюда вытекаетъ значенiе для психологии и богословiя историко-критическихъ изследований по вопросу о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятелъности.

Психологiя новаго временги ведетъ свое начало отъ Локка. Онъ определилъ границы и степень достоверности опытной науки, наметилъ правила, которымъ должны удовлетворять научныя гипотезы, и своимъ изследованiемъ представилъ опытъ научнаго решенiя вопроса о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятельности. Между темъ его ученiе о прирожденныхъ началахъ до настоящаго времени не уяснено надлежащимъ образомъ. Распространенный и въ наши дни взглядъ на Локка, какъ на сенсуалиста или чистаго эмпирика, составляетъ простое недоразуменiе. Понять последнее можно чрезъ обстоятельное изученiе техъ факторовъ, изъ которыхъ развилось Локково ученiе. Этимъ определяется специальиое для психологiи значенiе установки Локкова ученiя о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятельности на основанiи историко-критическаго изследованiя.

Критгiческое разсмотрение Локкова ученiя о прирожденныхъ началахъ въ его отпошении къ христианскому ученiю объ образе Божiемъ представляетъ спецiальный интересъ также для богословiя. Въ Локковомъ ученiи находятся задатки многихъ современныхъ, какъ правильныхъ, такъ и неправилъныхъ, психологическихъ воззренiй. Первыя представляютъ собою развитiе основныхъ положенiй Локка, согласныхъ съ ученiемъ христiанскимъ; вторыя же развилисъ изъ взглядовъ Локка, несогласныхъ ни съ его основными положенiями, ни съ ученiемъ христiанскимъ. Отсюда, выделить изъ Локкова ученiя основныя положенiя значитъ очертитъ рамки, въ которыхъ научная мысль можетъ свободно развиваться, безъ опасения статъ въ противоречiе съ учениемъ Церкви. Показать же научную несостоятельпосшь взглядовъ Локка, несогласныхъ съ ученiемъ христианскимъ, значитъ сделать косвенную критику на современныя противохристiанскiя воззренiя.

Въ виду сказаннаго, задачею предлагаемаго сочиненiя ставится: уясненiе подлиннаго Локкова ученiя о прирожденныхъ началахъ знанiя и деятелъпости и критическое разсмотренiе его въ его отношении къ христiанскому ученiю объ образе Божiемъ. Эта задача содержитъ въ себе три частныхъ задачи: 1) установить Локково ученiе на основании историко-критическаго изследованiя, 2) изложить это ученiе и 3) критически разсмотретъ его въ его отношенiи къ христiанскому ученiю объ образе Божiемь. Соответственно этимъ тремъ задачамъ предлагабмое сочиненiе делится на три части.


Об авторе
top
photoСеребреников Виталий Степанович
Российский психолог, философ, историк философии. В 1886 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию; среди его учителей был выдающийся философ и логик М. И. Каринский. С 1887 г. — доцент кафедры психологии. В 1892 г. защитил магистерскую диссертацию (тема — философия Дж. Локка). В 1892–1893 гг. стажировался в Германии; занимался экспериментальной психологией у В. Вундта в Лейпциге и у Г. Мюллера в Геттингене, знакомился с институтами экспериментальной психологии в Берлине, Бонне, Гейдельберге и Париже. С 1896 г. — профессор по кафедре психологии Санкт-Петербургской духовной академии. С 1897 г. преподавал историю философии в Императорском училище правоведения. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию (тема — философия Г. Лейбница).

В своих работах В. С. Серебреников отстаивал принципы спиритуализма, критиковал материалистические и феноменологические представления о «вторичности» и зависимости содержания душевной жизни от всевозможных «материальных» или «внешних» процессов, настаивал на принципиальной «автономности» психического опыта и реальности индивидуальной души. Помимо книги «Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности» (1892) в число его основных сочинений вошли «Психофизические исследования и их значение для психологии» (1895), «Самооткровение духа как источник его познания» (1897), «Опытная психология и ее методы» (1899), «Декарт и его философия» (1896), «Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни» (1904), «Возражения Лейбница против философии Декарта» (1906), «Учение Лейбница о свободе воли» (1906) и др.