Настоящий сборникъ объединяетъ въ себе статьи, напечатанныя въ разныхъ повременныхъ изданияхъ за время съ 1899 по 1902 годъ включительно. Статьи эти, однако, до настоящаго времени не потеряли своего значения, такъ какъ все реформы последняго времени принадлежатъ къ темъ своеобразнымъ украшениямъ русской действительности, которыя изменяютъ название, коегде преобразуютъ форму, но по существу оставляютъ все по-старому. Въ последней статье, приложенной къ сборнику, написанной уже въ настоящемъ году и трактующей одну изъ подобныхъ реформъ", читатель можетъ видеть, до какой степени устойчивъ нашъ старый порядокъ, какъ мало изменяется онъ въ своихъ более глубокихъ основахъ. Какъ можно видеть изъ сопоставления помещенныхъ въ сборникъ статей, оне должны были составитъ диссертацию автора по вопросу объ отношении государства къ церкви и верующей личности. Планъ этотъ остался невыполненнымъ по независящимъ отъ автора причинамъ. Вместо научной работы пришлось заниматься журналистикой и почти целикомъ отдать ей свое время. И несмотря на то, что многолетнимъ трудомъ удалось собрать драгоценнейшие материалы по вопросу о "религиозной полиции въ России и западно-европейскихъ государствахъ эпохи полицейскаго строя, продолжение научнаго труда при существующихъ условияхъ оказалось немыслимымъ, а собранные материалы ждутъ более удобнаго времени для своей разработки. Приходится ограничиться настоящимъ сборникомъ. Еще надо сделать одну оговорку. Въ основу собранныхъ здесь статей, независимо отъ ихъ научной ценности, вложено определенное миросозерцание автора, которое заключаетъ въ себе съ естественной необходимостью и определенные политические идеалы. Эти идеалы были подсказаны въ свое время окружающей действительностью и ходомъ научнаго развития ихъ обладателя. Они придаютъ некоторую цельность большей части статей и отличаются известной умеренностью. Въ настоящее время миросозерцание автора статей резко и глубоко изменилось, какъ это можно видеть изъ последнихъ работъ его, хотя бы въ недавно вышедшихъ сборникахъ "Конституционное государство", "Политический строй", въ "Русскомъ Богатстве" и "Сыне Отечества", а также въ изданияхъ, вышедшихъ заграницею на немецкомъ языке. Однако же, переделывать и исправлять сборникъ въ новомъ духе представлялось прямо невозможнымъ. Для этого пришлось бы ихъ написать наново отъ начала до конца. Выпуская темъ не менее настоящий сборникъ въ светъ, авторъ помещенныхъ въ сборникъ статей делаетъ это въ надежде, что оне послужатъ исходнымъ пунктомъ для эволюции политическаго миросозерцания многихъ читателей въ такой же мере, какъ оне уже стали первоначальнымъ этапомъ для политической сознательности ихъ автора. Въ этомъ отношении эти статьи могутъ пригодиться. Оне могутъ быть небезполезнымъ материаломъ для самостоятельной политической и научной деятельности техъ лицъ, которыя пойдутъ гораздо дальше, чемъ делаютъ это объединенныя въ сборникъ статьи. М.Рейснеръ.
Berlin-Wilmersdorf. Въ октябре 1905 г. Михаил Андреевич РЕЙСНЕР (1868–1928) Известный российский правовед, историк, социолог и социальный психолог, философ. Родился в Виленской губернии, в семье чиновника. В 1893 г. окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893–1896 гг. преподавал правовые науки в Киевском университете. Был командирован в Гейдельберг; по возвращении (1898) занимал должность экстраординарного профессора юридического факультета Томского университета. С 1903 г. – в эмиграции; читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 г. вернулся в Россию; был приват-доцентом Петербургского университета, профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института. После Октябрьской революции – профессор Петроградского университета, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Автор текста декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой конституции РСФСР. М.А.Рейснер – автор ряда работ по проблемам социальной психологии, права, религии, теории государства, политики, идеологии и социологии. Он полагал, что социальная психология обусловлена экономическим бытом и лежащим в его основе способом производства, и, в свою очередь, обуславливает методы восприятия и идеологического построения. Он также стремился по-новому переосмыслить психоанализ 3. Фрейда, полагая, что следует "очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки" посредством применения материалистической диалектики К.Маркса. В 1920-е гг. он разрабатывал учение о государстве Советов, вопросы общей теории права и советского права, классового анализа теократических систем Востока. Работы М.А.Рейснера оказали значительное влияние на становление социальной психологии в СССР. Известность получили его труды: "Общественное благо и абсолютное государство" (1902), "Государство и верующая личность" (1905), "Русский абсолютизм и европейская реакция" (1906), "Духовная полиция в России" (1908), "Право. Наше право. Чужое право. Общее право" (1925), "Проблемы социальной психологии" (1925), "История политических учений" (1929) и другие. |