|
|
Предисловие |
Глава первая. Идеологии и хозяйство древнего Востока |
| § 1. Земледелие и крестьянское хозяйство |
| § 2. Земледелие и магия |
| § 3. Развитие магии |
| § 4. Идеология и классы |
| § 5. Надклассовая идеология |
Глава вторая. Идеологии древнего Египта |
| § 6. Речные культуры. Нил и боги |
| § 7. Бог-фараон |
| § 8. Бюрократия и жрецы |
| § 9. Физический труд |
| § 10. Идеология трудящихся |
| § 11. Военная идеология |
Глава третья. Идеология хеттов и древнего Вавилона |
| § 12. Хетты |
| § 13. Вавилон и его хозяйство |
| § 14. Государственный строй, царь и конституция |
| § 15. Политика |
| § 16. Характер идеологии |
| § 17. Ограждение слабых |
| § 18. Религиозные гарантии |
| § 19. Террор |
Глава четвертая. Идеология библейского Ягве |
| § 20. Древний Израиль и демократия |
| § 21. Договор |
| § 22. Лоза и пряник |
| § 23. Теократия |
| § 24. Жрецы и царь |
| § 25. Пророки |
| § 26. Мессия |
| § 27. Царство божие |
| § 28. Социальная революция |
Глава пятая. Идеология Корана |
| § 29. Ягве и Аллах. Арабская торговля |
| § 30. Аллах-хозяин |
| § 31. Прибыли и убытки |
| § 32. Рай и ад |
| § 33. Идеология Корана |
| § 34. Теократия и торговля |
| § 35. Мистика и мессия ислама |
Глава шестая. Идеология законов Ману |
| § 36. Хозяйство и магия |
| § 37. Касты |
| § 38. Брахманы |
| § 39. Прочие касты |
| § 40. Каста, класс и профессия |
| § 41. Раджа и государство |
| § 42. Основы царской политики |
| § 43. Система наказаний |
| § 44. Касты в наше время |
Глава седьмая. Буддизм и его социальная идеология |
| § 45. Социальные предпосылки буддизма |
| § 46. Учение о страдании |
| § 47. Любовь |
| § 48. Метафизика буддизма |
| § 49. Аристократия мудрых |
| § 50. Санга |
| § 51. Непротивление |
| § 52. Буддизм и рационализм |
| § 53. Буддизм, как идеология абсолютизма |
| § 54. Перерождение буддизма |
| § 55. Бодисатва |
Глава восьмая. Идеология конфуцианства |
| § 56. Судьбы конфуцианства |
| § 57. Речная культура |
| § 58. Экономика |
| § 59. Материализм, беднота и богатство |
| § 60. Социальное неравенство |
| § 61. Мандаринат в идеологии |
| § 62. Религия |
| § 63. Народ и царь |
| § 64. Политика и метод |
| § 65. Крестьянская политика |
| § 66. Семейно-родовое начало |
Настоящий труд не является историческим исследованием в полном смысле слова. Он обнимает собою лишь ряд отдельных очерков,
связанных единством предмета. Поэтому читатель напрасно будет
искать подробных данных о возникновении отдельных идеологических систем, об их развитии и последующих перерождениях. Менее
всего мы задавались целью дать полную историю развития идеологий на Востоке. Этим объясняется и тот факт, что некоторые
страны и возникшие в них идеологические системы остались вовсе
без рассмотрения. Повторяем, мы предполагали дать очерки, а не полную историю.
Вместе с тем нужно отметить, что мы специально остановили
наше внимание именно на идеологических системах. Само собой
разумеется, в марксистской работе мы не могли ограничиться только
изложением и критикой одних идеологий. Они поставлены в необходимую связь с тем, хозяйственным бытием, которое создало эти
идеи. Но целью нашего труда было не столько установление подробной исторической связи между развитием отдельных форм хозяйства и соответственной надстройкой, сколько классовый анализ
памятников, несущих в себе непосредственное отражение экономических условий, классового разделения и эксплоатации. Источники
должны сами говорить за себя. Будучи созданием классового гнета
в данных хозяйственных условиях, они сами должны рассказать
о реальной основе, их породившей. Поэтому более всего мы предоставляем памятникам Востока свободу их собственной речи.
Приходится отметить и некоторые особые трудности при настоящей работе. Не говорим уже о том, что приходилось пользоваться
европейскими переводами с восточных языков. Но, к сожалению,
до настоящего времени слишком мало имеется трудов по истории
идеологий Востока. И едва ли не один труд покойного Макса Вебера
по социологии религий представляет попытку подойти к религиозным
системам с точки зрения социолога и политика. Само собой разумеется, однако, что Макс Вебер менее всего был заинтересован
в классовом подходе с точки зрения революционного марксизма.
Считаю долгом принести благодарность за помощь книжным материалом тт. Ильинскому и Евдокимову и за ценные указания
по истории Индии И.М.Рейснеру.
Москва, октябрь 1926 года.
Рейснер Михаил Андреевич Известный российский правовед, историк, социолог и социальный психолог, философ. Родился в Виленской губернии, в семье чиновника. В 1893 г. окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893–1896 гг. преподавал правовые науки в Киевском университете. Был командирован в Гейдельберг; по возвращении (1898) занимал должность экстраординарного профессора юридического факультета Томского университета. С 1903 г. — в эмиграции; читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 г. вернулся в Россию; был приват-доцентом Петербургского университета, профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института. После Октябрьской революции — профессор Петроградского университета, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Автор текста декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой конституции РСФСР.
М. А. Рейснер — автор ряда работ по проблемам социальной психологии, права, религии, теории государства, политики, идеологии и социологии. Он полагал, что социальная психология обусловлена экономическим бытом и лежащим в его основе способом производства и, в свою очередь, обуславливает методы восприятия и идеологического построения. Он также стремился по-новому переосмыслить психоанализ З. Фрейда, полагая, что следует «очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки» посредством применения материалистической диалектики К. Маркса. В 1920-е гг. он разрабатывал учение о государстве Советов, вопросы общей теории права и советского права, классового анализа теократических систем Востока. Работы М. А. Рейснера оказали значительное влияние на становление социальной психологии в СССР. Известность получили его труды: «Общественное благо и абсолютное государство» (1902), «Государство и верующая личность» (1905), «Русский абсолютизм и европейская реакция» (1906), «Духовная полиция в России» (1909; переизд. в URSS), «Право. Наше право. Чужое право. Общее право» (1925), «Проблемы социальной психологии» (1925; переизд. в URSS), «История политических учений» (1929; переизд. в URSS) и другие.
|
|
|
|