Настоящий труд не является историческим исследованием в полном смысле слова. Он обнимает собою лишь ряд отдельных очерков, связанных единством предмета. Поэтому читатель напрасно будет искать подробных данных о возникновении отдельных идеологических систем, об их развитии и последующих перерождениях. Менее всего мы задавались целью дать полную историю развития идеологий на Востоке. Этим объясняется и тот факт, что некоторые страны и возникшие в них идеологические системы остались вовсе без рассмотрения. Повторяем, мы предполагали дать очерки, а не полную историю. Вместе с тем нужно отметить, что мы специально остановили наше внимание именно на идеологических системах. Само собой разумеется, в марксистской работе мы не могли ограничиться только изложением и критикой одних идеологий. Они поставлены в необходимую связь с тем, хозяйственным бытием, которое создало эти идеи. Но целью нашего труда было не столько установление подробной исторической связи между развитием отдельных форм хозяйства и соответственной надстройкой, сколько классовый анализ памятников, несущих в себе непосредственное отражение экономических условий, классового разделения и эксплоатации. Источники должны сами говорить за себя. Будучи созданием классового гнета в данных хозяйственных условиях, они сами должны рассказать о реальной основе, их породившей. Поэтому более всего мы предоставляем памятникам Востока свободу их собственной речи. Приходится отметить и некоторые особые трудности при настоящей работе. Не говорим уже о том, что приходилось пользоваться европейскими переводами с восточных языков. Но, к сожалению, до настоящего времени слишком мало имеется трудов по истории идеологий Востока. И едва ли не один труд покойного Макса Вебера по социологии религий представляет попытку подойти к религиозным системам с точки зрения социолога и политика. Само собой разумеется, однако, что Макс Вебер менее всего был заинтересован в классовом подходе с точки зрения революционного марксизма. Считаю долгом принести благодарность за помощь книжным материалом тт. Ильинскому и Евдокимову и за ценные указания по истории Индии И.М.Рейснеру. Москва, октябрь 1926 года. ![]() Известный российский правовед, историк, социолог и социальный психолог, философ. Родился в Виленской губернии, в семье чиновника. В 1893 г. окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893–1896 гг. преподавал правовые науки в Киевском университете. Был командирован в Гейдельберг; по возвращении (1898) занимал должность экстраординарного профессора юридического факультета Томского университета. С 1903 г. — в эмиграции; читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 г. вернулся в Россию; был приват-доцентом Петербургского университета, профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института. После Октябрьской революции — профессор Петроградского университета, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Автор текста декрета об отделении церкви от государства. Участвовал в разработке первой конституции РСФСР.
М. А. Рейснер — автор ряда работ по проблемам социальной психологии, права, религии, теории государства, политики, идеологии и социологии. Он полагал, что социальная психология обусловлена экономическим бытом и лежащим в его основе способом производства и, в свою очередь, обуславливает методы восприятия и идеологического построения. Он также стремился по-новому переосмыслить психоанализ З. Фрейда, полагая, что следует «очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки» посредством применения материалистической диалектики К. Маркса. В 1920-е гг. он разрабатывал учение о государстве Советов, вопросы общей теории права и советского права, классового анализа теократических систем Востока. Работы М. А. Рейснера оказали значительное влияние на становление социальной психологии в СССР. Известность получили его труды: «Общественное благо и абсолютное государство» (1902), «Государство и верующая личность» (1905), «Русский абсолютизм и европейская реакция» (1906), «Духовная полиция в России» (1909; переизд. в URSS), «Право. Наше право. Чужое право. Общее право» (1925), «Проблемы социальной психологии» (1925; переизд. в URSS), «История политических учений» (1929; переизд. в URSS) и другие. |