URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -- начала XX века Обложка Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX -- начала XX века
Id: 254216
1065 р.

Религиозные верования восточнославянских народов XIX -- начала XX века Изд. 3, стереотип.

2020. 168 с.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного этнографа и историка С.А.Токарева (1899–1985), посвященная исследованию народных религиозных верований, культов и обрядов восточнославянских народов --- русских, украинцев и белорусов. В книге показано, как складывалась самобытная, дохристианская религия восточных славян и какие изменения произошли в их религиозных верованиях и обрядах к началу XX века. Рассматриваются... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
 История изучения восточнославянских верований
 Задачи и трудности исследования
 План расположения материала
Верования, связанные с существами и предметами реального мира
 Колдуны, ведьмы, знахари, божьи люди и др
 Верования, связанные с мертвыми
 Поверья о животных
 Поверья и обряды, связанные с растениями
 Поверья, относящиеся к неживой природе. Почитание огня
 Верования и обряды, относящиеся к воде
 Следы культа земли
 Верования и обряды, относящиеся к вещам
Демонологические представления
 Леший
 Полевик и полудница
 Водяной
 Русалка
 Домашние духи: домовой и др.
 Злые духи
 Следы высшей мифологии и культ святых
Магические обряды, их виды и типы
 Лечебная магия
 Бредоносная магия (порча)
 Любовная (половая) магия
 Хозяйственная магия
 Второстепенные виды магии
Заключение
Литература

Введение (отрывок)
top

Изучение верований любого народа представляет двоякий интерес: исторический и практический. С исторической точки зрения народные верования интересны потому, что они являются отражением прошлых судеб народа. Всякие религиозные верования, как говорит Энгельс, суть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые гoсподствуют над ними в их повседневной жизни. Но верования обычно живут долгое время; они могут надолго пережить ту действительность, в пределах которой возникли. В ходе истории народа меняется постепенно обстановка его жизни. Новые условия нередко порождалц и новые верования, но старые продолжали существовать рядом с ними, видоизменяясь и переплетаясь с новыми представлениями. Одни религиозно-магические идеи как бы наслаивались на другие, и все вместе, живя в сознании людей из поколения в поколение, образовывали сложный клубок идей разного исторического происхождения, в котором нелегко разобраться.

Изучая эти народные верования, мы как бы снимаем слой за слоем те идеи, которые в них отлагались веками, и восходим к их источникам – той исторической действительности, которая в этих верованиях отразилась. Древние формы хозяйства и быта, отжившие общественные отношения, культурные связи с соседними народами, их взаимные влияния, – в той или иной степени отражались и отлагались в народном сознании. Они отражались также и в верованиях, суевериях, приметах, которые соединялись с обрядами и обычаями. Здесь перед нами живой музей истории народа, если только уметь его понимать.

Для историка и этнографа изучение верований определенного народа или группы народов особенно интересно и потому, что оно проливает свет на исторические связи между народами и тем самым освещает проблему этногенеза. В частности, исследование народных веровании восточных славян – русских, белорусов, украинцев – дает очень много для понимания глубокого исторического единства этих трех братских народов, единства их происхождения. В то же время изучение их верований позволяет протянуть нити культурного родства к западным и южным славянам, а также и к другим народам Европы.

Нет надобности особо доказывать, как важен конкретный материал по верованиям любого определенного народа или группы народов, в данном случае восточных славян, для общеи истории религии. Изучение этих верований позволяет сделать целыи ряд важных общих выводов по проблеме происхождения и развития религии.

С практической точки зрения знать народные верования интересно и важно потому, что такое знание дает нам возможность более сознательно и успешно вести борьбу за преодоление вредных пережитков в сознании человека. В культурном багаже народа верования являются старым грузом, давящим на народное сознание, препятствующим развитию здравого материалистического понимания действительности.

Разумеется, когда дело идет о верованиях таких передовых, высоко культурных народов, как русские, украинцы, белорусы, исторический интерес далеко преобладает над практическим. Религиозные верования в сознании восточнославянских народов в основном принадлежат прошлому. Многое здесь уже умерло, многое отмирает на наших глазах, сохраняя лишь исторический интерес. Но было бы ошибкой отрицать целиком и другую – практическую – сторону дела. Пережитки прошлого, побежденные в основном, в некоторой мере еще сохраняются в сознании людеи, являясь тормозом для дальнейшего развития культуры. Поэтому невозможно при какой бы то ни было культурно-просветительной работе игнорировать эти пережитки; а в числе их далеко не последнюю роль играют религиозные верования...


Об авторе
top
photoТокарев Сергей Александрович
Выдающийся советский этнограф и историк, крупнейший исследователь религиозных воззрений. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1971). Родился в Туле, в семье учителя гимназии. В 1926 г. окончил факультет общественных наук Московского государственного университета. В 1928–1932 гг. — старший научный сотрудник Центрального музея народов СССР, в 1932–1937 гг. — заведующий сектором Севера в этом музее. С 1935 г. — кандидат исторических наук. С 1939 г. — профессор кафедры этнографии исторического факультета МГУ; в 1957–1973 гг. — заведующий кафедрой. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию. С 1943 г. до последних дней работал в Институте этнографии АН СССР (руководил секторами народов Америки, Австралии и Океании, восточных славян, зарубежной Европы). Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

С. А. Токарев — автор более 250 работ, среди которых — книги и статьи о народах СССР, Европы, Австралии и Океании, Америки; по истории российской и зарубежной этнографии (этнологии); по истории, методологии, методике этнографических исследований; о происхождении религии и истории религий. Широкую известность получили его монументальный труд «Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры» (1958), фундаментальные тома «Народы Америки», «Народы зарубежной Европы», «Народы Австралии и Океании», где он выступил как ответственный редактор и автор большинства разделов. Им была подготовлена к печати знаменитая двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира», за второе издание которой С. А. Токарев был удостоен Государственной премии СССР. Многие его работы были переведены на различные европейские и восточные языки; несколько поколений отечественных и зарубежных этнографов называли его своим учителем.