Обложка Собко Е.М. История России с древнейших времен до конца XVII века: Краткий курс лекций
Id: 253832
369 руб.

История РОССИИ с древнейших времен до конца XVII века:
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
История России с древнейших времен до конца XVII века: Краткий курс лекций

URSS. 2021. 200 с. ISBN 978-5-9710-7599-8.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Преподавание истории России в вузах в наши дни — нелегкая задача для специалистов. Многообразие учебников и методических подходов, введение ОГЭ и ЕГЭ в средней школе, изменение самой системы преподавания в высшей школе привели к тому, что студентам, изучающим общие курсы российской истории, трудно сориентироваться в фактическом материале, сложно определить саму логику развития событий, взаимосвязь исторических явлений ...(Подробнее)и процессов, систематизировать их. Поэтому в учебных пособиях по общему курсу истории России необходимо делать больший акцент на систематизацию и обобщение изучаемых тем. Подходом к решению данной проблемы является разработка курса лекций, связанных между собой хронологически и методически, помогающих студентам представить себе общую картину событий российской истории — политической, социально-экономической, внешнеполитической и т. д.

В настоящем учебном пособии в краткой форме обобщены и систематизированы основные вопросы внутренней и внешней политики, социально-экономического и культурного развития России в один из самых сложных периодов отечественной истории. Курс охватывает историю России с древнейших времен до конца XVII века.

Книга адресована студентам неисторических факультетов вузов, а также поступающим в высшие учебные заведения.


Содержание
Оглавление 5
Введение 10
Лекция 1 Восточные славяне в VI–IX веках 12
1. Проблемы ранней истории восточного славянства 12
2. Расселение восточных славян. Восточнославянские племена накануне образования государства 13
3. Социально-экономическое развитие славян в VI–IX веках 15
3.1. Занятия славян 15
3.2. Община 16
4. Внешнее окружение восточных славян 19
Лекция 2 Образование и развитие древнерусского государства 21
1. Образование древнерусского государства. Норманская теория 21
2. Политическая история древнерусского государства до конца княжения Владимира I (1015 г.) 25
2.1. Принятие христианства 30
2.2. Причины принятия на Руси православной религии 31
2.3. Значение принятия христианства 31
2.4. Отличия православия от католичества 31
3. Социально-экономическое и политическое развитие Древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019–1054). «Русская Правда» 33
4. Начало междукняжеских усобиц 37
5. Княжение в Киеве Владимира Мономаха 38
6. Историческое значение Древнерусского государства 39
Лекция 3 Политическая раздробленность на Руси 40
1. Причины политической раздробленности 40
2. Владимиро-Суздальское княжество 44
3. Новгородская республика 45
4. Галицко-Волынское княжество 46
Лекция 4 Культура Руси домонгольского периода (IX–XII вв.) 48
1. Периодизация истории русской культуры 48
2. Основные факторы, повлиявшие на развитие культуры Древнерусского государства (IX – 1-я половина (четверть) XII века) 51
3. Живопись Киевской Руси и живопись Руси периода политической раздробленности (X – середина XIII в.) 52
3.1. Софийский собор в Киеве 53
3.2. Иконопись 56
3.3. Период политической раздробленности. Развитие живописи 58
4. Архитектура Древнерусского государства и архитектура Руси периода политической раздробленности (IX–XII века) (домонгольский период) 59
4.1. Архитектура Древнерусского государства 59
4.2. Архитектура периода политической раздробленности 63
4.3. Галицко-Волынское княжество 63
4.4. Владимиро-Суздальское княжество 63
4.5. Новгородская архитектура 66
5. Письменность, грамотность, литература, образование в Древней Руси 67
Лекция 5 Борьба Руси за независимость в XIII веке 71
1. Начало монголо-татарского нашествия. Чингисхан 71
2. Поход на Русь хана Батыя 74
3. Русские земли и Золотая Орда. Причины поражения Руси в борьбе с монголами 76
3.1. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарским завоеванием 77
3.2. Последствия монголо- татарского ига для Руси 78
3.3. Историческое значение борьбы русского народа против монгольских завоевателей 78
4. Борьба Руси с иностранными завоевателями на севере страны 79
4.1. Рыцарские ордена 79
4.2. Значение «Ледового побоища» 81
Лекция 6 Образование единого Российского государства 82
1. Особенности образования единого Российского государства 82
2. Причины возвышения Москвы 84
3. Основные этапы образования единого Российского государства 86
3.1. 1-й этап: с начала XIV века до 70-х годов XIV века 86
3.2. 2-й этап: конец XIV – первая четверть XV века 88
3.3. 3-й этап: 2-я четверть XV века 91
3.4. 4-й этап: вторая половина XV – начало XVI века 93
Лекция 7 Русская культура XIII–XV веков 97
1. Основные черты и особенности развития русской культуры в XIII–XV веках 97
2. Развитие архитектуры 101
3. Живопись 103
4. Литература и общественно- политическая мысль 108
Лекция 8 Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного 111
1. Государственный строй России в первой половине XVI века 111
2. Начало правления Ивана Грозного 114
3. Борьба боярских группировок в период малолетства Ивана IV 115
4. Внутренняя политика и реформы государственного управления до 1565 года 117
4.1. Почему стояла задача централизации? 118
4.2. Как ее осуществлял Иван Грозный? 118
4.3. Создание постоянного стрелецкого войска 119
4.4. 1550-е годы — реформа местного управления 120
5. Опричнина (1565–1572) 121
5.1. Указ об опричнине 121
5.2. Итог опричнины 126
6. Закрепостительные указы Ивана Грозного 127
7. Внешняя политика Ивана Грозного 129
8. Зарождение системы сословно-представительной монархии 132
Лекция 9 Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время» 137
1. Российское государство в период царствования Федора Иоанновича и Бориса Годунова 137
2. Обострение внутриполитических противоречий в России в начале XVII века 138
3. Лжедмитрий I 140
4. Восстание Ивана Исаевича Болотникова (1606–1607) 142
5. Усиление интервенции. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь 143
6. Начало открытой интервенции. Семибоярщина 143
7. Национально-освободительная борьба русского народа против польских захватчиков. Минин и Пожарский 145
8. Избрание царем Михаила Романова. Выход из «смуты» 147
Лекция 10 Социально-экономическое развитие России в середине – второй половине XVII века 149
1. Развитие сельского хозяйства 149
2. Развитие ремесла, рост мелкотоварного производства, зарождение мануфактур 152
3. Развитие торговли, начало формирования всероссийского внутреннего рынка 154
Лекция 11 Культура России в XVI–XVII веках 156
1. Культура России XVI века 156
1.1. Религиозная борьба и общественно- политическая мысль 156
1.2. Архитектура 159
1.3. Живопись 160
2. Культура России XVII века 161
2.1. Религиозная борьба и общественно- политическая мысль. Раскол в русской православной церкви. Реформы Никона 161
2.2. «Обмирщение» в архитектуре 166
2.3. «Обмирщение» в живописи 168
Лекция 12 Россия в середине – второй половине XVII века 170
1. Политическое развитие 170
2. Воссоединение Украины с Россией 176
3. Внешняя политика России в XVII веке. Отношения с Польшей 179

Введение

Данное учебное пособие основывается на лекциях, которые читались автором в различных вузах Москвы.

Преподавание истории России в вузах в наши дни — нелегкая задача для специалистов. Многообразие учебников, методических и методологических подходов, введение ОГЭ и ЕГЭ в средней школе, наконец, изменение самой системы преподавания в высшей школе, привело к тому, что студентам, изучающим общие курсы российской истории, трудно сориентироваться в фактическом материале, не говоря уже о концептуальной стороне вопроса. Более того, достаточно часто студенту, даже хорошо знающему фактическую сторону проблемы, сложно определить саму логику развития событий, взаимосвязь исторических явлений и процессов, систематизировать их. Совсем иначе обстоят дела в ситуации, когда читаются спецкурсы или какие-либо междисциплинарные предметы. Здесь подобные трудности практически не возникают.

Поэтому, на наш взгляд, в учебных пособиях, по общему курсу истории России, необходимо делать больший акцент на систематизацию и обобщение изучаемых тем. Подходом к решению данной проблемы является разработка курса лекций, связанных между собой хронологически и методически, помогающих студентам представить себе общую картину событий российской истории — политической, социально-экономической, внешнеполитической и т. д.

Нам представляется, что «Курс лекций» — это именно тот жанр, который больше всего поможет воссоздать «связь времен», явится хорошим подспорьем для изучения общего курса Истории России.


Об авторе
Собко Елена Михайловна
Российский историк, кандидат исторических наук, специалист по внутренней и внешней политике России XVIII–XIX веков. Родилась в Таджикистане, в семье известного российского ученого, крупнейшего специалиста по истории психологии М. Г. Ярошевского. Закончила исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирантуру МГУ. Автор более 50 научных и научно-методических работ, в том числе опубликованных в журналах «Вопросы истории» и «Вестник МГУ», а также двух монографий: «Государственный совет в эпоху Александра III» и «Россия и война за австрийское наследство» (М.: URSS). Преподавала курс истории России в целом ряде московских вузов — Московском государственном историко-архивном институте (ныне РГГУ), Московском институте тонкой химической технологии (ныне Московский технологический университет); более 20 лет — в Московском государственном институте культуры. В 2012 г. награждена почетной грамотой Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры». Проходила стажировку в зарубежных университетах (Университет города Гронинген, Нидерланды, исторический факультет; Центрально-Европейский университет, Будапешт, Венгрия, исторический факультет). Является членом Международного общества по изучению XVIII века, входит в состав Дома ученых Российской академии наук.