Оглавление 5
|
Введение 10
|
Лекция 1 Восточные славяне в VI–IX веках 12
|
1. Проблемы ранней истории восточного славянства 12
|
2. Расселение восточных славян. Восточнославянские племена накануне образования государства 13
|
3. Социально-экономическое развитие славян в VI–IX веках 15
|
3.1. Занятия славян 15
|
3.2. Община 16
|
4. Внешнее окружение восточных славян 19
|
Лекция 2 Образование и развитие древнерусского государства 21
|
1. Образование древнерусского государства. Норманская теория 21
|
2. Политическая история древнерусского государства до конца княжения Владимира I (1015 г.) 25
|
2.1. Принятие христианства 30
|
2.2. Причины принятия на Руси православной религии 31
|
2.3. Значение принятия христианства 31
|
2.4. Отличия православия от католичества 31
|
3. Социально-экономическое и политическое развитие Древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019–1054). «Русская Правда» 33
|
4. Начало междукняжеских усобиц 37
|
5. Княжение в Киеве Владимира Мономаха 38
|
6. Историческое значение Древнерусского государства 39
|
Лекция 3 Политическая раздробленность на Руси 40
|
1. Причины политической раздробленности 40
|
2. Владимиро-Суздальское княжество 44
|
3. Новгородская республика 45
|
4. Галицко-Волынское княжество 46
|
Лекция 4 Культура Руси домонгольского периода (IX–XII вв.) 48
|
1. Периодизация истории русской культуры 48
|
2. Основные факторы, повлиявшие на развитие культуры Древнерусского государства (IX – 1-я половина (четверть) XII века) 51
|
3. Живопись Киевской Руси и живопись Руси периода политической раздробленности (X – середина XIII в.) 52
|
3.1. Софийский собор в Киеве 53
|
3.2. Иконопись 56
|
3.3. Период политической раздробленности. Развитие живописи 58
|
4. Архитектура Древнерусского государства и архитектура Руси периода политической раздробленности (IX–XII века) (домонгольский период) 59
|
4.1. Архитектура Древнерусского государства 59
|
4.2. Архитектура периода политической раздробленности 63
|
4.3. Галицко-Волынское княжество 63
|
4.4. Владимиро-Суздальское княжество 63
|
4.5. Новгородская архитектура 66
|
5. Письменность, грамотность, литература, образование в Древней Руси 67
|
Лекция 5 Борьба Руси за независимость в XIII веке 71
|
1. Начало монголо-татарского нашествия. Чингисхан 71
|
2. Поход на Русь хана Батыя 74
|
3. Русские земли и Золотая Орда. Причины поражения Руси в борьбе с монголами 76
|
3.1. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарским завоеванием 77
|
3.2. Последствия монголо- татарского ига для Руси 78
|
3.3. Историческое значение борьбы русского народа против монгольских завоевателей 78
|
4. Борьба Руси с иностранными завоевателями на севере страны 79
|
4.1. Рыцарские ордена 79
|
4.2. Значение «Ледового побоища» 81
|
Лекция 6 Образование единого Российского государства 82
|
1. Особенности образования единого Российского государства 82
|
2. Причины возвышения Москвы 84
|
3. Основные этапы образования единого Российского государства 86
|
3.1. 1-й этап: с начала XIV века до 70-х годов XIV века 86
|
3.2. 2-й этап: конец XIV – первая четверть XV века 88
|
3.3. 3-й этап: 2-я четверть XV века 91
|
3.4. 4-й этап: вторая половина XV – начало XVI века 93
|
Лекция 7 Русская культура XIII–XV веков 97
|
1. Основные черты и особенности развития русской культуры в XIII–XV веках 97
|
2. Развитие архитектуры 101
|
3. Живопись 103
|
4. Литература и общественно- политическая мысль 108
|
Лекция 8 Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного 111
|
1. Государственный строй России в первой половине XVI века 111
|
2. Начало правления Ивана Грозного 114
|
3. Борьба боярских группировок в период малолетства Ивана IV 115
|
4. Внутренняя политика и реформы государственного управления до 1565 года 117
|
4.1. Почему стояла задача централизации? 118
|
4.2. Как ее осуществлял Иван Грозный? 118
|
4.3. Создание постоянного стрелецкого войска 119
|
4.4. 1550-е годы — реформа местного управления 120
|
5. Опричнина (1565–1572) 121
|
5.1. Указ об опричнине 121
|
5.2. Итог опричнины 126
|
6. Закрепостительные указы Ивана Грозного 127
|
7. Внешняя политика Ивана Грозного 129
|
8. Зарождение системы сословно-представительной монархии 132
|
Лекция 9 Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время» 137
|
1. Российское государство в период царствования Федора Иоанновича и Бориса Годунова 137
|
2. Обострение внутриполитических противоречий в России в начале XVII века 138
|
3. Лжедмитрий I 140
|
4. Восстание Ивана Исаевича Болотникова (1606–1607) 142
|
5. Усиление интервенции. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь 143
|
6. Начало открытой интервенции. Семибоярщина 143
|
7. Национально-освободительная борьба русского народа против польских захватчиков. Минин и Пожарский 145
|
8. Избрание царем Михаила Романова. Выход из «смуты» 147
|
Лекция 10 Социально-экономическое развитие России в середине – второй половине XVII века 149
|
1. Развитие сельского хозяйства 149
|
2. Развитие ремесла, рост мелкотоварного производства, зарождение мануфактур 152
|
3. Развитие торговли, начало формирования всероссийского внутреннего рынка 154
|
Лекция 11 Культура России в XVI–XVII веках 156
|
1. Культура России XVI века 156
|
1.1. Религиозная борьба и общественно- политическая мысль 156
|
1.2. Архитектура 159
|
1.3. Живопись 160
|
2. Культура России XVII века 161
|
2.1. Религиозная борьба и общественно- политическая мысль. Раскол в русской православной церкви. Реформы Никона 161
|
2.2. «Обмирщение» в архитектуре 166
|
2.3. «Обмирщение» в живописи 168
|
Лекция 12 Россия в середине – второй половине XVII века 170
|
1. Политическое развитие 170
|
2. Воссоединение Украины с Россией 176
|
3. Внешняя политика России в XVII веке. Отношения с Польшей 179
|
Данное учебное пособие основывается на лекциях, которые читались автором в различных вузах Москвы.
Преподавание истории России в вузах в наши дни — нелегкая задача для специалистов. Многообразие учебников, методических и методологических подходов, введение ОГЭ и ЕГЭ в средней школе, наконец, изменение самой системы преподавания в высшей школе, привело к тому, что студентам, изучающим общие курсы российской истории, трудно сориентироваться в фактическом материале, не говоря уже о концептуальной стороне вопроса. Более того, достаточно часто студенту, даже хорошо знающему фактическую сторону проблемы, сложно определить саму логику развития событий, взаимосвязь исторических явлений и процессов, систематизировать их. Совсем иначе обстоят дела в ситуации, когда читаются спецкурсы или какие-либо междисциплинарные предметы. Здесь подобные трудности практически не возникают.
Поэтому, на наш взгляд, в учебных пособиях, по общему курсу истории России, необходимо делать больший акцент на систематизацию и обобщение изучаемых тем. Подходом к решению данной проблемы является разработка курса лекций, связанных между собой хронологически и методически, помогающих студентам представить себе общую картину событий российской истории — политической, социально-экономической, внешнеполитической и т. д.
Нам представляется, что «Курс лекций» — это именно тот жанр, который больше всего поможет воссоздать «связь времен», явится хорошим подспорьем для изучения общего курса Истории России.