URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Цыбова И.А. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. (Язык и мышление. Семиотика. Речь. Классификации языков. Уровни структуры языка. Письмо. Психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика. Коммуникация. Когнитивная лингвистика. Терминоведение. Переводоведение. Методы изучения языка) Обложка Цыбова И.А. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. (Язык и мышление. Семиотика. Речь. Классификации языков. Уровни структуры языка. Письмо. Психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика. Коммуникация. Когнитивная лингвистика. Терминоведение. Переводоведение. Методы изучения языка)
Id: 253616
425 р.

Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ:
Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. (Язык и мышление. Семиотика. Речь. Классификации языков. Уровни структуры языка. Письмо. Психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика. Коммуникация. Когнитивная лингвистика. Терминоведение. Переводоведение. Методы изучения языка). № 331

URSS. 2023. 144 с. ISBN 978-5-9710-9860-7.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга — краткий экскурс по разнообразным темам лингвистики: от вопросов языка и мышления, семиотики, грамматики до вопросов, связанных с коммуникацией, когнитивной лингвистикой, методами изучения языка. В книге рассматриваются работы как отечественных, так и зарубежных авторов, она включает в себя материал, посвященный истории происхождения и развития языка; психолингвистике, нейролингвистике и социолингвистике;... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение. Что такое язык. О происхождении языка6
1. Сущность и функции языка
Язык и мышление ● Язык как знаковая система ● Семиотика ● Языковой знак ● Асимметрия языкового знака ● Язык — общественное явление10
2. Язык (langue), речь (parole), речевая деятельность (langage)
Синхрония и диахрония ● Парадигматические и синтагматические отношения18
3. Классификации языков. Языковые универсалии. Лакунарность и потенциальность22
4. Уровни структуры языка
Фонетика и фонология ● Морфология ● Грамматическая категория ● Части речи ● Слово как лексический знак ● Словообразование ● Морфемный и словообразовательный анализ ● Словообразовательный синтез ● Синтаксис ● Тема и рема ● Семантика ● Сигнификативное, денотативное, коннотативное значения слова ● Семантические поля ● Компонентный анализ35
5. Письмо. Типы письма56
6. Психолингвистика. Социолингвистика. Нейролингвистика61
7. Коммуникация
Коммуникативные схемы ● Высказывание (процесс — énonciation и результат — énoncé) ● Два типа высказывания ● Пресуппозиция ● Подразумеваемое (sous-entendu) ● Контекст лингвистический и экстралингвистический ● Текст и дискурс ● Характеристики текста ● Прагматика ● Речевые акты69
8. Основные понятия когнитивной лингвистики
Концепт и концептуализация ● Категория и категоризация ● Прототип ● Инференция ● Когнитивно-дискурсивная парадигма80
9. Терминоведение
Предмет ● Методы ● Структура92
10. Переводоведение
Предмет ● Методы96
11. Соотношение между лингвистикой и методикой обучения языкам98
12. Методы изучения языка100
Приложение 1 Генеалогическая классификация языков102
Приложение 2 Схема размещения языковых семей и объединений110
Приложение 3 Примеры разных типов письма112
Приложение 4 Развитие письменности124
Библиография130

Введение
top
Что такое язык. О происхождении языка

Язык интересовал ученых еще со времен глубокой древности, и этому есть множество примеров: описание грамматики шумерского языка 4000 лет назад, лингвистические традиции древней Индии и античной Греции (Платон, Аристотель — IV в. до н. э.), труды арабских лексикографов в Средние века, достижения науки в эпоху Возрождения и век Просвещения.

Что такое язык? Является ли он таким же естественным биологическим феноменом как, например, ходьба? Судьба детей, выросших вместе с животными — без социализации, позволяет ответить на этот вопрос отрицательно, т. е. Маугли, к сожалению, вернувшись в человеческое общество, не смог бы уже овладеть человеческим языком, так как время (от 2 до 7 лет) уже прошло. Можно привести также в пример Ивана Антоновича, сына императрицы Анны Леопольдовны, который, находясь с младенчества в тюрьме, не имел возможности начать говорить. Следовательно, язык, вопреки мнению Р. Декарта и Н. Хомского, не свойственен человеку от рождения, но приобретается в человеческом обществе в процессе общения индивидов. Поэтому языкознание является общественной наукой. Языкознание связано с такими общественными науками, как филология (литературоведение), история , этнография, археология, антропология, психология, философия, социология, а также с некоторыми естественными науками: физиологией, акустикой, математикой, логикой, информатикой, семиотикой. «Языкознание — это научное изучение человеческого языка» [Martinet 1961: 9].

Вопрос о происхождении языка поднимался неоднократно. Лейбниц, Руссо, Нуаре, Леви-Стросс предлагали различные версии появления языка . Поскольку язык возник в обществе и одна из главных его функций — коммуникативная, то наиболее адекватной представляется теория происхождения языка, предложенная Ф. Энгельсом: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» [Энгельс 1952: 135]. Таким образом, возникновение языка вызвано необходимостью общения в процессе труда. Однако, отображая картину мира, человеческий мозг вырабатывает понятия и концепты, придавая им языковую форму и выполняя тем самым когнитивную функцию языка. Следовательно, становление языка связано с развитием мышления у человека.

Исследователи коммуникативной системы человекообразных обезьян отмечают, что «языковое поведение антропоидов — это некий „прото-язык“» [Зорина 2008: 166]. Однако «язык говорящего антропоида качественно уступает полноценному человеческому языку» [Кошелев 2008: 213], «большинство авторов не спешат приписать наличие естественной языковой системы даже таким высокосоциальным животным, как приматы и дельфины» [Резникова 2008: 311]. Однако ни один из общающихся приматов не владеет языком, похожим на человеческий. В их языке отсутствуют сложный синтаксис и интенциональность, т. е. способность говорить о вещах абстрактных, о прошлом или будущем [Le langage 2010: 119]. «Полноценный язык возник в промежутке между 100 и 150 тыс. лет назад у Homo sapiens sapiens» [Черниговская 2008: 403].


Об авторе
top
photoЦыбова Ирина Александровна
Доктор филологических наук, профессор МГИМО МИД Российской Федерации. Признанный специалист в области лексикологии французского языка. Во время работы в Университете г. Шецин (Польша) в 1999–2005 гг. читала на французском языке курсы лекций по введению в языкознание, общему языкознанию, лексикологии и истории французского языка, истории Франции, сопоставительной грамматике французского и польского языков, введению в литературоведение.

И. А. Цыбова — автор более 180 научных работ, в том числе 5 монографий и 14 пособий. 32 ее работы были опубликованы за рубежом. Она была официальным оппонентом на защите трех докторских и пяти кандидатских диссертаций, участвовала в качестве докладчика во многих международных конференциях и в XXIV Международном конгрессе по романскому языкознанию и филологии (Великобритания, 2004).