Что такое язык. О происхождении языка Язык интересовал ученых еще со времен глубокой древности, и этому есть множество примеров: описание грамматики шумерского языка 4000 лет назад, лингвистические традиции древней Индии и античной Греции (Платон, Аристотель — IV в. до н. э.), труды арабских лексикографов в Средние века, достижения науки в эпоху Возрождения и век Просвещения. Что такое язык? Является ли он таким же естественным биологическим феноменом как, например, ходьба? Судьба детей, выросших вместе с животными — без социализации, позволяет ответить на этот вопрос отрицательно, т. е. Маугли, к сожалению, вернувшись в человеческое общество, не смог бы уже овладеть человеческим языком, так как время (от 2 до 7 лет) уже прошло. Можно привести также в пример Ивана Антоновича, сына императрицы Анны Леопольдовны, который, находясь с младенчества в тюрьме, не имел возможности начать говорить. Следовательно, язык, вопреки мнению Р. Декарта и Н. Хомского, не свойственен человеку от рождения, но приобретается в человеческом обществе в процессе общения индивидов. Поэтому языкознание является общественной наукой. Языкознание связано с такими общественными науками, как филология (литературоведение), история , этнография, археология, антропология, психология, философия, социология, а также с некоторыми естественными науками: физиологией, акустикой, математикой, логикой, информатикой, семиотикой. «Языкознание — это научное изучение человеческого языка» [Martinet 1961: 9]. Вопрос о происхождении языка поднимался неоднократно. Лейбниц, Руссо, Нуаре, Леви-Стросс предлагали различные версии появления языка . Поскольку язык возник в обществе и одна из главных его функций — коммуникативная, то наиболее адекватной представляется теория происхождения языка, предложенная Ф. Энгельсом: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» [Энгельс 1952: 135]. Таким образом, возникновение языка вызвано необходимостью общения в процессе труда. Однако, отображая картину мира, человеческий мозг вырабатывает понятия и концепты, придавая им языковую форму и выполняя тем самым когнитивную функцию языка. Следовательно, становление языка связано с развитием мышления у человека. Исследователи коммуникативной системы человекообразных обезьян отмечают, что «языковое поведение антропоидов — это некий „прото-язык“» [Зорина 2008: 166]. Однако «язык говорящего антропоида качественно уступает полноценному человеческому языку» [Кошелев 2008: 213], «большинство авторов не спешат приписать наличие естественной языковой системы даже таким высокосоциальным животным, как приматы и дельфины» [Резникова 2008: 311]. Однако ни один из общающихся приматов не владеет языком, похожим на человеческий. В их языке отсутствуют сложный синтаксис и интенциональность, т. е. способность говорить о вещах абстрактных, о прошлом или будущем [Le langage 2010: 119]. «Полноценный язык возник в промежутке между 100 и 150 тыс. лет назад у Homo sapiens sapiens» [Черниговская 2008: 403].
Цыбова Ирина Александровна Доктор филологических наук, профессор МГИМО МИД Российской Федерации. Признанный специалист в области лексикологии французского языка. Во время работы в Университете г. Шецин (Польша) в 1999–2005 гг. читала на французском языке курсы лекций по введению в языкознание, общему языкознанию, лексикологии и истории французского языка, истории Франции, сопоставительной грамматике французского и польского языков, введению в литературоведение.
И. А. Цыбова — автор более 180 научных работ, в том числе 5 монографий и 14 пособий. 32 ее работы были опубликованы за рубежом. Она была официальным оппонентом на защите трех докторских и пяти кандидатских диссертаций, участвовала в качестве докладчика во многих международных конференциях и в XXIV Международном конгрессе по романскому языкознанию и филологии (Великобритания, 2004). |