URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мюллер-Лиер Ф.К. Социология страданий. (От болезней до социальных конфликтов: Закономерности и пути их устранения). Пер. с нем. Обложка Мюллер-Лиер Ф.К. Социология страданий. (От болезней до социальных конфликтов: Закономерности и пути их устранения). Пер. с нем.
Id: 253520
782 руб. 709 р.

СОЦИОЛОГИЯ СТРАДАНИЙ.
(От болезней до социальных конфликтов: Закономерности и пути их устранения). Пер. с нем. Изд. стереотип.

Социология страданий. (От болезней до социальных конфликтов: Закономерности и пути их устранения). Пер. с нем.
Franz Carl Müller-Lyer. Soziologie der Leiden
2020. 270 с.
Типографская бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 20.02.25!

Аннотация

Автор предлагаемой читателю книги Ф.К.Мюллер-Лиер (1857–1916), медик по образованию, занимался глубоким изучением вопросов социологии. Его мировоззрение основывалось на необходимости достижения наибольшего благополучия индивида при непрерывном совершенствовании среды, что устраняет противоречия между личностью и обществом. В книге "Социология страданий" автор не только рассматривает с различных сторон и классифицирует страдания (от... (Подробнее)


Содержание
top
Ф. Мюллер-Лиер и его труды. Вступительная статья П. Берман
Предисловие автора
ГЛАВА I.Медицинское и социологическое изучение страданий.
 Медицина, как исходный пункт исследования. Предмет социологической патологии. Возможность и необходимость этой новой науки. Положение социологической патологии в иерархии наук. Медицина биологическая и социологическая.
ГЛАВА II.Трудности и возражения
 Мнимая неопределимость понятий страдания и зла. Понятие страдания и зла. Понятие "конфликт". Мнимая бесчисленность страданий и бедствий.
ГЛАВА III.Методы исследования
 Метод естествознания. Собирание и отбор материала.
ГЛАВА IV.Систематика страданий
 Необходимость систематики.
ГЛАВА V.Классификация
 Конфликты природные и социальные. Подробное подразделение и система страданий и бедствий. Общий обзор классификации.
ГЛАВА VI.Социологическое выполнение
 Описание. Установление зависимости. Причины. Социологическая обработка. Ценность и значение линии направления. Обзор.
ГЛАВА VII.Польза социологической науки о страданиях
 Наука и польза. Интеллектуальное обогащение. Практическая польза.
ГЛАВА VIII.Закономерность страданий
 Данные статистики. Закономерность человеческих действий, кажущихся произвольными. Действие одних и тех же причин. Изменчивость причин.
ГЛАВА IX.Страдания индивидуума, как болезни общества
 Тезис. Доказательство. Социальное средство.
ГЛАВА X.Формы и фазы развития причинного мышления
 Введение. Наивно-реалистический взгляд. Теологическое воззрение. Его неправильность. Неправильность наивно-реалистической теории. Толкования критицизма. Позитивизм.
ГЛАВА XI.Ценность и значение страданий
 Взгляды на страдание, как на положительную ценность и полезность. Изречения различных поэтов и мыслителей, народные поговорки. Критика этих изречений. Психологическое значение радости и боли. Физиологическое значение. Мнимость стимулирующего влияния страдания. Страдание и действие. Радость, как стимул. Мнимость очистительного влияния страдания. Сострадание. Страдание и совершенствование интеллекта. Оклеветание наслаждения. Нужда делает человека изобретательным. Желания и долг. Горе, как необходимое дополнение радости. Назначение человека.
ГЛАВА XII.Фазы развития идеи искупления
 1.Терпение без рассуждений. Средство: жалобы.
 2.Иллюзия. Духи, демоны, боги как причины зла. Средство: заговоры, жертвоприношения, молитвы. Моральные запреты этой фазы.
 3.Смирение. Квиэтизм. Пессимистический, фаталистический, оптимистический квиэтизм. Средство: восхваление страданий.
 4.Активизм.
ГЛАВА XIII.Господство над культурой (Активизм)
 Введение. Прежний путь. Переворот в области мышления. Причины перехода к активизму. Появление естественных наук. Господство над природой,техника. Упадок теологической религии. Обобществление труда, товарное производство. Почти все страдания причиняются людьми. Мнимая недоброкачественность человеческого "материала". Рост богатства.
ГЛАВА XIV.(продолжение тринадцатой главы). Влияние социологии.
 Господство над культурой. Открытие факта развития культуры. Коперник, Дарвин, философы истории. Преодоление трех фикций застоя. Учение о роли хозяйства (марксизм). Моральные проповеди. Культура материальная и духовная. Метод фаз. Хронологическое, географическое и социологическое подразделения. Основная направляющая линия. Ступени сотрудничества. Война. Принцип зоологического и человеческого прогресса. Основная истина социологии (чертеж).
ГЛАВА XV.Цель
 Благоустроенное государство. Государство военное и трудовое. Организованный труд. Принцип синергии. Творческий синтез. Организация и свобода. Военная и трудовая организации. Дух организации. Роль государства по Шопенгауэру. Закон обобществления труда. Благоустроенное государство, как конечная познаваемая цель человеческого рода.
ГЛАВА XVI.Путь
 Этико-религиозные преобразования. Новая этика и новая религия. Мощь организации. Синергетический императив. Метафизические запросы. Преимущество новой религии над христианской. Новые организации. Международная организация. Изменение структуры социального организма. Последовательное изменение принципа социальной организации. Возражения против тенденции этого развития. Главные причины страданий. Главные задачи борьбы с ними. Евгеника. Воспитание. Социальная проблема. Реформы наследственного права и земельная реформа. Международная проблема. Война или соглашение. Противодействия. Изречение Герберта Спенсера.
ГЛАВА XVII.Современность
 Важность цели. Стоицизм. Отстранение старых средств. Самопомощь. Средства индивидуальные и социальные. Пример: сексуальная реформа. Ложные социальные средства. Реакционные революционеры. Метод фаз и линий направления. Социал-аристократия. Вожди, организаторы. Отличие от старой аристократии. Отличие от мещанства, ищущего наживы. Промысловые товарищества. Идейные общества. Социализирование страданий. Мощь организации. Резюме.
ГЛАВА XVIII.Страдания и искусство
 Искусство, как утешение в страдании. Объективирование конфликта. Взгляды Гете. Внутренняя правда художественного произведения. Искусство как предтеча науки. Социологический смысл искусства. Изобразительные искусства. Новый вид использования искусства. Задача. Примеры. Сравнение содержания. Значение для самопомощи. Значение для писателей. Призыв. Необходимость такого призыва.
ГЛАВА XIX.Заключение
 Происхождение страданий. Миф евреев (первородный грех). Учение Зороастра. Легенда греков. Борьба между неразумием и разумом. Общественные учреждения и социальный интеллект. Значение науки. Трудности и препятствия. Мощь человеческого общества. Взгляд на будущее.

Из вступительной статьи. Франц Мюллер-Лиер и его труды
top

Выпускаемая в русском издании книга "Социология страданий" в оригинале впервые появилась в свет за несколько месяцев до начала мировой войны. Автор книги, Ф.Мюллер-Лиер, до ее опубликования, в Германии издал целый ряд других своих трудов и пользуется там большой известностью. Не только некоторые германские исследователи готовы называть Мюллер-Лиера "немецким Гербертом Спенсером", но даже в журнале Лондонского Социологического Общества можно встретить отзыв, в котором Мюллер-Лиер ставится на одну ступень с Контом, Боклем и Спенсером.

Однако, большинство работ Мюллер-Лиера, в том числе главные, на русский язык не переведены. Имя Мюллер-Лиера в России почти (чтобы не сказать совершенно) неизвестно широкой читательской массе и вообще не привлекает заметного внимания.

Это обязывает, при выпуске русского издания одной из главных работ Мюллер-Лиера, дать читателю хотя бы самые минимальные и суммарные сведения о личности и трудах автора, тем более, что его уже нет в живых.

Как ни скудны биографические данные, имеющиеся в нашем распоряжении о Мюллер-Лиере, одно можно установить довольно определенно – он человек не принадлежащий к числу университетских ученых, по крайней мере в той области, в которой Мюллер-Лиер приобрел известность.

Франц Карл Мюллер-Лиер (1857–1916 г.), будучи сыном врача, первоначально избрал профессию медика. Одно время, по окончании университета, он работал в психиатрической клинике в Страссбурге, позднее у Дюбуа-Реймонда в Берлине, у Шарко в Париже и у друг. И печатные работы Мюллер-Лиера в первое время относятся к области психиатрии, психо-физиологии и родственным областям.

Однако, с начала 90-х годов Мюллер-Лиер начинает чувствовать определенное тяготение к социологическим вопросам, и его деятельность принимает иное направление. Отчасти в своей "Социологии страданий" автор дает понять читателю, что побудило его к этому (см. стр.248). К сожалению, мы не знаем подробностей жизни Мюллер-Лиера вообще и в этот период в особенности. Известно, что, еще будучи в Парилке (1884–1885 г.), Мюллер-Лиер ознакомился с социологией Конта, а также с учениями социализма, оказавшими на него сильное влияние; однако лишь лет десять спустя он всецело посвящает себя Проблемам обществоведения. Будучи все же новичком в этих вопросах, Мюллер-Лиер отдает их углубленному изучению многие годы своей жизни. Проработав таким образом четверть века, Мюллер-Лиер приступает к опубликованию своих трудов. Так, с 1908 г. начинает печататься его многотомная работа: "Ступени развития человечества. Система социологии в обзорах и монографиях". Однако, при жизни Мюллер-Лиеру не удалось опубликовать всех XIII задуманных томов своей системы "чистой социологии". Продолжая подготовлять к печати дальнейшие выпуски "Ступеней развития человечества", Мюллер-Лиер за 2 года до смерти торопится выпустить в свет, хотя бы первую общую часть той работы, которая собственно и толкнула его от занятий медицины к социологии, работы, которая названа "Социология страданий" и относится автором к социологии "прикладной".

В последние годы своей жизни, во время войны, Мюллер-Лиер печатает лишь небольшие журнальные статьи, в частности, в органе Германского Союза Монистов, председателем которого он был избран.

Посмертная статья Мюллер-Лиера "Synergie" опубликована в журнале "Die Neue Zeit" (1917 г.)

Что касается общего характера работ Мюллер-Лиера, то, несмотря на ряд принципиальных разногласий с ним, в известной мере можно согласиться с тем, что сказал об одной из главных его работ Эд.Бернштейн. "Автор обладает", писал он, "рядом замечательных качеств: научным беспристрастием, эрудицией, философским складом ума, независимым мировоззрением, гуманностью и действительным даром излагать понятно, без ненужной вульгаризации, научные вопросы".

Приведем еще два-три штриха о Мюллер-Лиере, как человеке. С девятилетнего возраста будущий "Privatgelehrte" ведет обстоятельный дневник, разросшийся на протяжение долгих лет в груду томов. Этот дневник служит Мюллер-Лиеру между прочим материалом для целого ряда работ.

Будучи человеком большой умственной сосредоточенности, системы и упорного искания ответов на сложные научные проблемы, Мюллер-Лиер однако далеко не сухой и холодный, флегматик. Знающие его характеризуют, как жизнерадостную, привлекательную и гуманную личность. Недаром в книгах Мюллер-Лиера затрагиваются столь интересные жизненные проблемы.

Общее мировоззрение Мюллер-Лиера проникнуто во многом большим активизмом. Человеческое мышление Мюллер-Лиер рассматривает отнюдь не как самоцель, а как средство для действия. Задача человечества по Мюллер-Лиеру не познание вселенной, как таковой, не абсолютное познание само по себе, а облагораживание, украшение, совершенствование жизни на земле, борьба за благо человека и человечества.

В области общих философских построений Мюллер-Лиер причисляет себя к позитивистам, в области этических, в частности, к мелиористам. Однако свое мировоззрение, которое полагает Мюллер-Лиер может быть воспринято широкими кругами как система народной философии, он предпочитает называть, "эюфоризмом". "Эюфория", в понимании автора, это – движение в направлении наибольшего субъективного благополучия при непременном объективном совершенствовании среды, это непрестанное устремление к процессу внутренней и внешней гармонии. Эюфоризм Мюллер-Лиера это социальный эвдемонизм, чуждый однако всякого гедонизма, понимаемого как устремление лишь к грубым чувственным наслаждениям; в своем эвдемонизме Мюллер-Лиер не видит противоречия между моралью долга и моралью счастья, так как в служении великим идеям, осуществлении "сверхчеловеческих" социальных задач человек находит свое наивысшее удовлетворение. "Эюфория" Мюллер-Лиера устраняет также всякое противоречие между личностью и обществом. Правильно понимаемый социализм и индивидуализм, в конечном счете, по Мюллер-Лиеру, не только не противоречат друг другу, а наоборот, обусловливают друг друга. Чем лучше организовано общество, чем богаче и сильнее оно, тем богаче и сильнее – при справедливом распределении продуктов – подчеркивает Мюллер-Лиер, отдельные личности.

"Мы созданы – пишет Мюллер-Лиер – в вводном томе своей системы социологии, названном "Смысл жизни и наука" – для радости, и должна быть охота жить. Только в радости жизнь находит свое оправдание. И, если мир полон убожества и нелепости, мы должны этот мир изменить. И мы можем это сделать: посредством общественной работы, организации, научной проникновенности – посредством господства над культурой".

"Kulturbeherrschung", овладение культурой, господство над ней, вот – излюбленная идея Мюллер-Лиера. Человечество в целом, указывает он 2), до сего времени росло и развивалось подобно растению, или животному не зная пути, по которому оно идет и должно итти. Неведомые стихии управляют судьбами человечества. Однако этому должен быть положен конец. Подобно тому, как человек познал, а потом и научился господствовать над слепыми силами природы ("Naturbeherrschung"), так человек и должен осознать силы определяющие историческое, культурное развитие и научиться господствовать над ними. Человек должен из исторического объекта стать суб'ектом своей истории.

Однако, не нужно думать, подчеркивает Мюллер-Лиер, что идея господства над культурой аналогична тем ошибкам, которые делались такими мыслителями, как Тюрго, Кондорсе, Конт, Гегель и друг., тем ошибкам, которые были вскрыты Марксом и Энгельсом: будто идеи правят миром; "теперь мы тога мнения" – пишет Мюллер-Лиер – "что ход культуры управляется не идеями сознания, а экономической жизнью, по преимуществу; идеи (философские, религиозные, научные, моральные, эстетические) являются не причинами, а следствиями экономического развития" и идею господства над культурой Мюллер-Лиер рассматривает лишь, как необходимое следствие экономического развития, следствие капитализма, при котором развитие техники, все усиливающееся господство над природой, ставит людей во все большую взаимозависимость и вызывает необходимость урегулирования общественных отношений.

Вместе с тем, однако, Мюллер-Лиер отмечает, что господство над культурой в данный момент невозможно, и пока это только цель, которую нужно иметь в виду, чтобы пойти по правильному пути.

Помочь осуществлению господства над культурой должна, по Мюллер-Лиеру, новая наука – социология, "Как девятнадцатый век был веком естествознания, так двадцатый век будет веком социологии".

П.Берман

Предисловие
top

Моя работа "Ступени развития человечества", из которой пока опубликовано 5 томов, представляет собой опыт изложения "чистой социологии", а "Социология страданий", предположенная также в нескольких томах, посвящается обозрению "прикладной социологии". Задача этой работы – применить выводы, полученные нами в "Ступенях развития" к центральной проблеме практической жизни человеческого общества – страданию. В виду обширности материала, подлежащего исследованию, в этом томе мы можем рассмотреть только общую часть всей проблемы социологии страданий. Специальной же части будут посвящены последующие выпуски.

Социология чистая и социология прикладная поддаются отделению друг от друга скорее в теории, нежели на практике, при изложении. Поэтому выпуски моих обоих работ будут служить взаимным дополнением.

Внешними причинами, отчасти упомянутыми ниже в главе XVII, объясняется то, что я теперь приступаю к опубликованию "Социологии страданий", ранее чем закончено опубликование "Ступеней развития". Со всяком случае, я полагаю, что моими опубликованными шестью томами уже и теперь заложен прочный фундамент и отчетливый план той науке, какою мне мыслится "социология".

Мюнхен, март 1914 г.


Об авторе
top
Франц Карл Мюллер-Лиер (1857–1916)

Известный немецкий социолог. Получил медицинское образование. Работал в клиниках Парижа и Берлина, написал труды в области психиатрии и психофизиологии. Будучи в Париже (1884-1885), познакомился с социологическими взглядами О.Конта, оказавшими на Мюллер-Лиера сильное влияние. В 1890-х гг. всецело посвятил себя проблемам обществоведения. Многие годы углубленно изучал вопросы социологии, и с 1908 г. начал публиковать многотомную работу "Ступени развития человечества. Система социологии в обзорах и монографиях". При жизни Мюллер-Лиеру не удалось выпустить все 13 томов задуманной им работы. За два года до смерти он опубликовал первую общую часть работы, которая была названа "Социология страданий" и относится, по мнению автора, к социологии "прикладной". В последние годы жизни, во время Первой мировой войны, Мюллер-Лиер печатает лишь небольшие журнальные статьи, в частности, в органе Германского союза монистов, председателем которого он был избран.