Выпускаемая в русском издании книга "Социология страданий" в оригинале впервые появилась в свет за несколько месяцев до начала мировой войны. Автор книги, Ф.Мюллер-Лиер, до ее опубликования, в Германии издал целый ряд других своих трудов и пользуется там большой известностью. Не только некоторые германские исследователи готовы называть Мюллер-Лиера "немецким Гербертом Спенсером", но даже в журнале Лондонского Социологического Общества можно встретить отзыв, в котором Мюллер-Лиер ставится на одну ступень с Контом, Боклем и Спенсером. Однако, большинство работ Мюллер-Лиера, в том числе главные, на русский язык не переведены. Имя Мюллер-Лиера в России почти (чтобы не сказать совершенно) неизвестно широкой читательской массе и вообще не привлекает заметного внимания. Это обязывает, при выпуске русского издания одной из главных работ Мюллер-Лиера, дать читателю хотя бы самые минимальные и суммарные сведения о личности и трудах автора, тем более, что его уже нет в живых. Как ни скудны биографические данные, имеющиеся в нашем распоряжении о Мюллер-Лиере, одно можно установить довольно определенно – он человек не принадлежащий к числу университетских ученых, по крайней мере в той области, в которой Мюллер-Лиер приобрел известность. Франц Карл Мюллер-Лиер (1857–1916 г.), будучи сыном врача, первоначально избрал профессию медика. Одно время, по окончании университета, он работал в психиатрической клинике в Страссбурге, позднее у Дюбуа-Реймонда в Берлине, у Шарко в Париже и у друг. И печатные работы Мюллер-Лиера в первое время относятся к области психиатрии, психо-физиологии и родственным областям. Однако, с начала 90-х годов Мюллер-Лиер начинает чувствовать определенное тяготение к социологическим вопросам, и его деятельность принимает иное направление. Отчасти в своей "Социологии страданий" автор дает понять читателю, что побудило его к этому (см. стр.248). К сожалению, мы не знаем подробностей жизни Мюллер-Лиера вообще и в этот период в особенности. Известно, что, еще будучи в Парилке (1884–1885 г.), Мюллер-Лиер ознакомился с социологией Конта, а также с учениями социализма, оказавшими на него сильное влияние; однако лишь лет десять спустя он всецело посвящает себя Проблемам обществоведения. Будучи все же новичком в этих вопросах, Мюллер-Лиер отдает их углубленному изучению многие годы своей жизни. Проработав таким образом четверть века, Мюллер-Лиер приступает к опубликованию своих трудов. Так, с 1908 г. начинает печататься его многотомная работа: "Ступени развития человечества. Система социологии в обзорах и монографиях". Однако, при жизни Мюллер-Лиеру не удалось опубликовать всех XIII задуманных томов своей системы "чистой социологии". Продолжая подготовлять к печати дальнейшие выпуски "Ступеней развития человечества", Мюллер-Лиер за 2 года до смерти торопится выпустить в свет, хотя бы первую общую часть той работы, которая собственно и толкнула его от занятий медицины к социологии, работы, которая названа "Социология страданий" и относится автором к социологии "прикладной". В последние годы своей жизни, во время войны, Мюллер-Лиер печатает лишь небольшие журнальные статьи, в частности, в органе Германского Союза Монистов, председателем которого он был избран. Посмертная статья Мюллер-Лиера "Synergie" опубликована в журнале "Die Neue Zeit" (1917 г.) Что касается общего характера работ Мюллер-Лиера, то, несмотря на ряд принципиальных разногласий с ним, в известной мере можно согласиться с тем, что сказал об одной из главных его работ Эд.Бернштейн. "Автор обладает", писал он, "рядом замечательных качеств: научным беспристрастием, эрудицией, философским складом ума, независимым мировоззрением, гуманностью и действительным даром излагать понятно, без ненужной вульгаризации, научные вопросы". Приведем еще два-три штриха о Мюллер-Лиере, как человеке. С девятилетнего возраста будущий "Privatgelehrte" ведет обстоятельный дневник, разросшийся на протяжение долгих лет в груду томов. Этот дневник служит Мюллер-Лиеру между прочим материалом для целого ряда работ. Будучи человеком большой умственной сосредоточенности, системы и упорного искания ответов на сложные научные проблемы, Мюллер-Лиер однако далеко не сухой и холодный, флегматик. Знающие его характеризуют, как жизнерадостную, привлекательную и гуманную личность. Недаром в книгах Мюллер-Лиера затрагиваются столь интересные жизненные проблемы. Общее мировоззрение Мюллер-Лиера проникнуто во многом большим активизмом. Человеческое мышление Мюллер-Лиер рассматривает отнюдь не как самоцель, а как средство для действия. Задача человечества по Мюллер-Лиеру не познание вселенной, как таковой, не абсолютное познание само по себе, а облагораживание, украшение, совершенствование жизни на земле, борьба за благо человека и человечества. В области общих философских построений Мюллер-Лиер причисляет себя к позитивистам, в области этических, в частности, к мелиористам. Однако свое мировоззрение, которое полагает Мюллер-Лиер может быть воспринято широкими кругами как система народной философии, он предпочитает называть, "эюфоризмом". "Эюфория", в понимании автора, это – движение в направлении наибольшего субъективного благополучия при непременном объективном совершенствовании среды, это непрестанное устремление к процессу внутренней и внешней гармонии. Эюфоризм Мюллер-Лиера это социальный эвдемонизм, чуждый однако всякого гедонизма, понимаемого как устремление лишь к грубым чувственным наслаждениям; в своем эвдемонизме Мюллер-Лиер не видит противоречия между моралью долга и моралью счастья, так как в служении великим идеям, осуществлении "сверхчеловеческих" социальных задач человек находит свое наивысшее удовлетворение. "Эюфория" Мюллер-Лиера устраняет также всякое противоречие между личностью и обществом. Правильно понимаемый социализм и индивидуализм, в конечном счете, по Мюллер-Лиеру, не только не противоречат друг другу, а наоборот, обусловливают друг друга. Чем лучше организовано общество, чем богаче и сильнее оно, тем богаче и сильнее – при справедливом распределении продуктов – подчеркивает Мюллер-Лиер, отдельные личности. "Мы созданы – пишет Мюллер-Лиер – в вводном томе своей системы социологии, названном "Смысл жизни и наука" – для радости, и должна быть охота жить. Только в радости жизнь находит свое оправдание. И, если мир полон убожества и нелепости, мы должны этот мир изменить. И мы можем это сделать: посредством общественной работы, организации, научной проникновенности – посредством господства над культурой". "Kulturbeherrschung", овладение культурой, господство над ней, вот – излюбленная идея Мюллер-Лиера. Человечество в целом, указывает он 2), до сего времени росло и развивалось подобно растению, или животному не зная пути, по которому оно идет и должно итти. Неведомые стихии управляют судьбами человечества. Однако этому должен быть положен конец. Подобно тому, как человек познал, а потом и научился господствовать над слепыми силами природы ("Naturbeherrschung"), так человек и должен осознать силы определяющие историческое, культурное развитие и научиться господствовать над ними. Человек должен из исторического объекта стать суб'ектом своей истории. Однако, не нужно думать, подчеркивает Мюллер-Лиер, что идея господства над культурой аналогична тем ошибкам, которые делались такими мыслителями, как Тюрго, Кондорсе, Конт, Гегель и друг., тем ошибкам, которые были вскрыты Марксом и Энгельсом: будто идеи правят миром; "теперь мы тога мнения" – пишет Мюллер-Лиер – "что ход культуры управляется не идеями сознания, а экономической жизнью, по преимуществу; идеи (философские, религиозные, научные, моральные, эстетические) являются не причинами, а следствиями экономического развития" и идею господства над культурой Мюллер-Лиер рассматривает лишь, как необходимое следствие экономического развития, следствие капитализма, при котором развитие техники, все усиливающееся господство над природой, ставит людей во все большую взаимозависимость и вызывает необходимость урегулирования общественных отношений. Вместе с тем, однако, Мюллер-Лиер отмечает, что господство над культурой в данный момент невозможно, и пока это только цель, которую нужно иметь в виду, чтобы пойти по правильному пути. Помочь осуществлению господства над культурой должна, по Мюллер-Лиеру, новая наука – социология, "Как девятнадцатый век был веком естествознания, так двадцатый век будет веком социологии". П.Берман
Моя работа "Ступени развития человечества", из которой пока опубликовано 5 томов, представляет собой опыт изложения "чистой социологии", а "Социология страданий", предположенная также в нескольких томах, посвящается обозрению "прикладной социологии". Задача этой работы – применить выводы, полученные нами в "Ступенях развития" к центральной проблеме практической жизни человеческого общества – страданию. В виду обширности материала, подлежащего исследованию, в этом томе мы можем рассмотреть только общую часть всей проблемы социологии страданий. Специальной же части будут посвящены последующие выпуски. Социология чистая и социология прикладная поддаются отделению друг от друга скорее в теории, нежели на практике, при изложении. Поэтому выпуски моих обоих работ будут служить взаимным дополнением. Внешними причинами, отчасти упомянутыми ниже в главе XVII, объясняется то, что я теперь приступаю к опубликованию "Социологии страданий", ранее чем закончено опубликование "Ступеней развития". Со всяком случае, я полагаю, что моими опубликованными шестью томами уже и теперь заложен прочный фундамент и отчетливый план той науке, какою мне мыслится "социология". Мюнхен, март 1914 г. Франц Карл Мюллер-Лиер (1857–1916) Известный немецкий социолог. Получил медицинское образование. Работал в клиниках Парижа и Берлина, написал труды в области психиатрии и психофизиологии. Будучи в Париже (1884-1885), познакомился с социологическими взглядами О.Конта, оказавшими на Мюллер-Лиера сильное влияние. В 1890-х гг. всецело посвятил себя проблемам обществоведения. Многие годы углубленно изучал вопросы социологии, и с 1908 г. начал публиковать многотомную работу "Ступени развития человечества. Система социологии в обзорах и монографиях". При жизни Мюллер-Лиеру не удалось выпустить все 13 томов задуманной им работы. За два года до смерти он опубликовал первую общую часть работы, которая была названа "Социология страданий" и относится, по мнению автора, к социологии "прикладной". В последние годы жизни, во время Первой мировой войны, Мюллер-Лиер печатает лишь небольшие журнальные статьи, в частности, в органе Германского союза монистов, председателем которого он был избран. |