Призрак бродит по России – призрак исчезновения с исторической сцены великой русской цивилизации, исчезновения не только как многомиллионного этноса, но и как одного из крупнейших в истории человечества духовных явлений. Задача излагаемого "Манифеста" – в сжатом виде изложить основные особенности русской цивилизации, определить, что ей угрожает, какие силы реализуют эти угрозы и противостоят им, и, наконец, оценить возможные пути ее сохранения.
Политика в двух отношениях принципиально отличается от науки. В науке достаточно, в идеале, один раз рассказать о полученном результате. Далее научное сообщество воспримет его, включит его в круг понятого и сделанного и двинется дальше. В ином случае отвергнет или поставит под сомнение, предоставив исследователю право убеждать коллег, либо согласиться с их мнением. В политике, напротив, приходится повторять вновь и вновь, до тех пор, пока не удастся убедить единомышленников, оппонентов, лидеров партий, элиты или широкие массы. Это трудная, но необходимая работа. К числу людей занимающихся ей, стремящихся внести свой вклад в большое общее дело, можно отнести и автора книги "Манифест русской цивилизации" профессора Валерия Николаевича Ильина, которую вы держите в руках. Второе отличие – различные требования к личным, моральным, духовным качествам ученого и политика. История науки беспощадна в качестве редактора. Вначале на автора ссылаются, потом "ссылают" в примечания, а потом, в большинстве случаев забывают. Зато личные качества выдающихся ученых, их политические взгляды и пристрастия история прощает. И забывается, к примеру, что выдающийся математик XX в. Джон фон Нейман был большим поборником ядерных бомбардировок и советовал ударить по Токио и Киото (верх взяло мнение генералов, бывавших в этих городах и предложивших Хиросиму и Нагасаки). Лишь знатоки помнят рассуждения великого Лейбница об агрессивности России и о том, что именно она и является главной угрозой Европе. Есть въевшийся в сознание стереотип, что "политика – грязное дело". Но ведь для крупных политиков дело обстоит совсем наоборот! Этическая, нравственная основа их дел, а зачастую и слов помнится долго, очень долго, меняет сам образ государственного деятеля. Вспомним Черчилля – с одной стороны, одного из лидеров антигитлеровской коалиции, лауреата Нобелевской премии по литературе. А с другой – автора Фултоновской речи, одного из организаторов и пророков "холодной войны"... Кроме того одни и те же политические, общественные идеи могут радикально меняться, в зависимости от личностей тех, кто берется воплощать их в жизнь. Совсем не то в объективной, рациональной и интернациональной науке... Толстой писал, что в каждом произведении автор должен любить его главную мысль. В книге В.Н.Ильина, которую вы держите в руках – эта мысль о совести и о состоянии умов. В Китае, который сейчас набирает силу, есть древняя притча о Конфуции и императоре. Император спросил у мудреца, что нужно, чтобы страна благоденствовала и подданные были счастливы. – "Нужны три вещи: сильная армия, много хлеба и состояние умов". Шли годы, страну ожидали испытания, и вновь император обратился к мудрецу, чем можно пожертвовать, если нельзя удержать все. "Армией", – был ответ. Когда стало еще хуже, через несколько лет Конфуций ответил: "Пожертвуй хлебом". – "Но почему не состоянием умов?" – спросил изумленный император. "Пожертвовав состоянием умов, ты потеряешь все", – прозвучал ответ. В справедливости этой древней притчи граждане России имели горькую возможность убедиться на своем опыте. Мир России – цивилизацию, остановившую фашизм, предлагавшую человечеству свой тип жизнеустройства, открывшую путь к звездам, – "окоротили", спустили с небес на землю. Помните, хрущевское: "Лучшая рыба колбаса", "хороши идеи Маркса, если смазать их сальцем"... Вместо образов творцов стали культивировать образы мелких кулаков, "бизнесменов"... Позор Горбачевщины, тотальное предательство своих святынь, истории, идеалов, союзников и собственных граждан. Уже сейчас ельцинскую эпоху зам. главы Администрации Президента В.Ю.Сурков называет "зоологическим периодом российской истории". Нетрудно представить, как об этом будут писать в школьный учебниках через несколько лет. Наверно, как об эпохе национального позора и унижения. И будут правы. В теории самоорганизации – синергетике – развита концепция параметров порядка. Эти параметры порядка – ведущие, главные переменные в сложной системе, которые в процессе самоорганизации становятся основными и с течением времени начинают определять динамику остальных переменных системы. В книге В.Н.Ильина в качестве таких параметров рассматриваются духовно-нравственные устои цивилизации. Следует им страна – дела идут на лад, можно браться за другие проблемы, не следует – жди беды. Каждая цивилизация опирается на свои устои, сложившиеся в ходе многовековой истории. По мысли автора, "ключевым понятием русской цивилизации служит понятие совести. Совесть по-русски... это социальный моральный долг отдельного человека перед другими людьми и обществом в целом, восчувствованный и осознанный им посредством русского мироощущения и миропонимания как личный, внутренний нравственный долг перед самим собой. Главная черта русской совести – ее соборный характер, учет в ней общих интересов, рассматриваемых как главная часть личного интереса". В нашей серии "Будущая Россия" вышло несколько книг. И многие авторы с разных позиций, исходя из различных подходов, приходят к близким выводам. Например, известный физик, экономист, специалист по математическому моделированию в биологии и оригинальный мыслитель Д.С.Чернавский полагает, что императивы мира России это: "Духовное выше материального", "Общее выше личного", "Справедливость выше закона". Наверно, стоило бы добавить к этому "Будущее важнее настоящего и прошлого". На тысячелетнем пути наша цивилизация всегда смотрела не только ввысь, но и вперед. Ценным и важным является то, что автор этой книги – профессор Московского авиационного института, известный специалист в области компьютерных наук, представитель научно-технической интеллигенции. Это не только логика, ясный и точный стиль, краткость и стремление выделить главное. Это точка зрения, принадлежащая не политику, социологу, философу, а инженеру – человеку, осмысливающему прожитое, исходя из своего пройденного пути и прожитых десятилетий. Если многие представители научно-технического и педагогического сообщества будут видеть путь в будущее России схожим образом, то у нашей страны появится надежда. В самом деле, какой социальный слой сможет стать субъектом грядущих перемен? Кто сможет попытаться перевести Россию с уготованной нашему отечеству траектории регресса на другой путь? Страна живет сейчас на "нефтяной и газовой игле", поэтому в условиях развала обрабатывающей промышленности на самоорганизацию рабочих в этих отраслях, активность их профсоюзов надеяться не приходится. Трудящиеся экспортно-ориентированных отраслей – новая "рабочая аристократия". Так кто же? Выдающийся математик и мыслитель, академик Никита Николаевич Моисеев полагал, что субъектом российского развития может и должна стать научно-техническая интеллигенция страны и поддерживающий ее профессорско-преподавательский корпус. Численность первой группы накануне реформ составляла около 10 миллионов человек. Вторая группа может быть очень влиятельна. К образованию в современной России так или иначе причастно 35 миллионов человек. Кроме того, при нынешнем, колониальном пути развития обе группы, по сути, становятся не нужны. Они теряют работу и смысл своей деятельности. В то же время инновационное развитие, создание экономики основанной на знаниях, необходимые России как воздух, целиком зависят от творческого потенциала, профессиональных навыков, эффективности самоорганизации, трудовых и нравственных установок этих групп. России мало подняться с коленей. Ей надо еще совершить технологический рывок. При этом речь идет не только о производственных технологиях, но и об алгоритмах управления, о гуманитарных технологиях. У тех, кто живет в России, должна появиться мечта и большие цели, которые дают большие силы. Должно появиться новое видение себя. И ведь такое видение и своих задач, и своего масштаба в истории Росси уже было. "Мы не враждебно, а дружественно приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу снимать противоречия, извинять и примерять различия... Да, назначение русского человека есть бесспорное европейское и всемирное. Стать настоящим русским, может быть и значит только (в конце концов это подчеркиваю) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите", – говорил Ф.М.Достоевский на заседании, посвященным памяти А.С.Пушкина – "русского человека в его развитии". И это говорил человек, который видел и бездны русской души и мерзости жизни, и пороки современного ему общества и крушение надежд нескольких поколений! Положение дел ныне драматично. Народу, большим социальным группам, отказавшимся от одних смыслов, ценностей, идеалов надо обрести другие, высокие и сильные. Как вдохнуть жизнь в опустошенную, разуверившуюся душу? Как обрести единство и доверие друг к другу? Как отстроить разрушенное? Да и возможно ли это? Возможно ли без войны, крови, слез? Нам, в России, предстоит в ближайшие годы найти ответы на эти главные, "последние", как говорил Ф.М.Достоевский, вопросы. России сегодня не хватает высоты. Ей надо увидеть своего "журавля в небе". И книга В.Н.Ильина помогает увидеть его. Не скрывая проблем, она дает надежду. Конечно, как в любой яркой, талантливой, написанной на одном дыхании книге, есть о чем поспорить. Может быть, некоторые оценки слишком прямолинейны. В самом деле, если позиции КПРФ так надежны, как написано в книге, то почему же партию, которую поддерживали миллионы, сгрызла "крыса компромисса", а борьбу за идеалы сменили схватки за посты? Быть может, автор идеализирует НЭП, видя в нем не только прошлое, но и "заготовку для будущего"? И бог, и черт в деталях. Может быть, социологические данные позволили бы лучше представить состояние умов и глубину той пропасти, из которой предстоит выбираться? Сегодня социологи, политики, экономисты, аналитики все чаще оперируют представлениями теории самоорганизации – синергетики, равновесной и неравновесной термодинамики. Интересно и оригинально это сделано и в книге В.Н.Ильина. Однако, на мой взгляд, предложенная автором, "философская интерпретация термодинамики" – красивая метафора. Она помогает в понимании и в объяснении, но на нее нельзя опираться в исследовании. Однако, вероятно, автор во многих случаях и не рассчитывал на изложение готовых ответов (их предстоит искать народу России), а предполагал начать диалог о проблеме развития нашего отечества. И чем активнее будут в нем участвовать неравнодушные к судьбе России люди, тем лучше. Может быть, сегодня пора учить мечтать о будущем страны со школьной скамьи. Политика, общественные дела отличаются от науки и еще в одном важном отношении. В политике обычно труднее, чем в науке, оценить путь, который предстоит пройти до результата. Трудно оценить ту "латентную теплоту народного патриотизма", пользуясь выражением Льва Толстого, без которой не бывает побед и свершений. И тем важнее каждый шаг. Таким шагом является яркая, талантливая книга "Манифест русской цивилизации". Думаю, что многие, прочитав ее, согласятся с таким суждением. Председатель редакционной коллегии серии "Будущая Россия",
профессор Г.Г.Малинецкий
![]() Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского авиационного института (национального исследовательского университета), академик Международной академии информатизации и Академии новых информационных технологий. Один из пионеров применения в СССР методов компьютерного моделирования в электронике, автор первой отечественной монографии по этому направлению («Машинное проектирование электронных схем»), переведенной в Польше, Чехословакии и ГДР. Широко известен в научных кругах как специалист в области автоматизации проектирования и искусственного интеллекта. Автор более 200 научных работ по этой тематике, в том числе 20 монографий и учебных пособий. Обладая широким научным кругозором, в последнее время работает над проблемой объективизации гуманитарных наук на основе социально-физико-математических методов, обобщенно называемых софизматикой (монографии «Негуманитарная социология. Новый взгляд на обществоведение» (М.: URSS), «Термодинамика и социология. Физические основы социальных процессов и явлений» (М.: URSS), «Манифест русской цивилизации» (М.: URSS)). Его работы в этой области отличаются острой постановкой актуальных вопросов и нестандартностью предлагаемых ответов. В них излагается разработанная автором оригинальная теория взаимодействия сознания, природы и бытия, представляющая собой особую ветвь софизматики — соприматику, в которой с физико-математических позиций рассматривается феномен появления маятниковых алгоритмических колебаний в самых разнообразных бытовых, экономических, исторических, общественно-политических и планетарных процессах, протекающих с участием сознания и природы, обосновывается субъективно-объективный характер этих колебаний и предлагаются методы борьбы с ними.
|