URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Опойцев В.И. Школа Опойцева: Арифметика и алгебра. Краткий курс (6--11) Обложка Опойцев В.И. Школа Опойцева: Арифметика и алгебра. Краткий курс (6--11)
Id: 253397
1199

Школа Опойцева:
Арифметика и алгебра. Краткий курс (6--11). Изд. стереотип.

2020. 200 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Коротко, просто и полно излагается школьная арифметика и алгебра с добавлением элементов теории вероятностей. Краткое и ясное изложение предмета создает общую картину, чего обычно не хватает при медленном и расплывчатом процессе обучения. Курс может быть использован: (1) для обычных и ускоренных занятий математикой; (2) для повторения пройденного и упущенного; (3) для самообразования. Полезное для себя найдут также учителя и родители.

Текст... (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление


Оглавление
top
Оглавление5
Предисловие9
1 Как учить и как учиться11
1.1 Идеологический вираж12
1.2 Об умении решать задачи13
1.3 Категории учащихся14
1.4 Крайние точки16
1.5 О взаимодействии с подсознанием18
1.6 Гипноз: ни дна ему, ни покрышки19
2 Числа и арифметика22
2.1 Числа в Поднебесной22
2.2 Как математики из мухи делают слона23
2.3 Откуда берутся отрицательные числа25
2.4 Очень важный параграф27
2.5 Рациональные числа29
2.6 Корни целой степени30
2.7 Бьющий по мозгам пример31
2.8 Десятичные дроби32
2.9 Вещественные числа33
2.10 Что делать, если ум заходит за разум35
2.11 Отношения и пропорции36
2.12 Проценты, будь они неладны38
2.13 Операции с множествами39
3 Натуральный ряд40
3.1 Позиционная система счисления40
3.2 Простые числа42
3.3 Основная теорема арифметики44
3.4 Делимость, НОД и НОК46
3.5 Признаки делимости48
3.6 Алгоритмы вычислений48
3.7 О фундаменте арифметики50
3.8 Ещё раз об игровых площадках51
3.9 Когда читать роман «Анна Каренина»54
4 Функции и системы координат55
4.1 Что такое функция55
4.2 Графическое описание функции56
4.3 Сопутствующие понятия57
4.4 Функции нескольких переменных59
4.5 Системы координат60
5 Линейная функция62
5.1 Что такое линейная функция62
5.2 О замене переменных63
5.3 Прямые на плоскости64
5.4 Равномерное прямолинейное движение66
5.5 Плоскости в пространстве67
6 Квадратный многочлен69
6.1 Квадратные уравнения69
6.2 Теорема Виета70
6.3 Вернёмся к нашим баранам71
6.4 Ряд Фибоначчи72
6.5 Квадратичная функция73
6.6 Брошенное вверх тело75
6.7 Неравенство Коши—Буняковского76
6.8 Чем знаменита парабола76
6.9 Деление многочленов и теорема Безу77
6.10 Полезные следствия78
7 Показательная функция80
7.1 Экспонента80
7.2 Свойства показательной функции81
7.3 Экспоненциальный рост83
7.4 Геометрическая прогрессия85
7.5 Рекуррентные соотношения86
8 Логарифмы87
8.1 Логарифмическая функция87
8.2 Свойства логарифмов89
8.3 Где нужны логарифмы90
9 Комбинаторика93
9.1 Экспоненциальные кошмары93
9.2 Размещения, перестановки, сочетания94
9.3 Бином Ньютона96
10 Как строить графики97
10.1 С чего начинать97
10.2 Некоторые общие соображения98
10.3 Графики с модулями100
10.4 Потенциал здравого смысла102
10.5 Другие варианты105
10.6 Типовые графики и примеры106
10.7 Геометрические места точек110
11 Суммирование последовательностей111
11.1 Арифметическая прогрессия111
11.2 Геометрическая прогрессия112
11.3 Трюк вычисления двумя способами113
11.4 Камуфлируя банальные факты114
12 Преобразования, тождества, уравнения116
12.1 Опорные точки116
12.2 О самородках в рутине118
12.3 Разложение на множители119
12.4 Секреты маскировки121
12.5 Избавление от иррациональности124
12.6 Иррациональные уравнения125
12.7 Системы уравнений125
12.8 Использование симметрии128
12.9 Опора на графическое представление131
13 Неравенства133
13.1 Основные свойства133
13.2 Задачи на доказательство134
13.3 Решение неравенств136
13.4 Территория метода интервалов137
13.5 Категория мышления — выпуклость139
13.6 Неравенство Иенсена141
13.7 Искусство заметать следы143
14 Текстовые задачи144
14.1 В чём главная трудность144
14.2 Задачи на составление уравнений145
14.3 Обыденные задачи147
14.4 Примеры148
14.5 Правильные многогранники151
15 Факультатив153
15.1 Существует ли бесконечность153
15.2 Когда помогает бесконечность158
15.3 Теорема Кронекера160
15.4 Метод шевелений161
15.5 Комплексные числа163
15.6 Сетевые графики169
15.7 О теории игр174
15.8 Решение игры по Нэшу176
15.9 Чем выгодны убыточные акции177
16 Вероятность180
16.1 Важное предисловие180
16.2 Основная модель181
16.3 Объединение и пересечение событий183
16.4 Условная вероятность185
16.5 Независимость186
16.6 Случайные величины186
16.7 Парадокс транзитивности187
16.8 Подводные рифы статистики188
16.9 Дисперсия и ковариация189
Обозначения190
Предметный указатель192

Об авторе
top
photoОпойцев Валерий Иванович
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».