| Оглавление | 5
|
| Предисловие | 9
|
| 1 Как учить и как учиться | 11
|
| 1.1 Идеологический вираж | 12
|
| 1.2 Об умении решать задачи | 13
|
| 1.3 Категории учащихся | 14
|
| 1.4 Крайние точки | 16
|
| 1.5 О взаимодействии с подсознанием | 18
|
| 1.6 Гипноз: ни дна ему, ни покрышки | 19
|
| 2 Числа и арифметика | 22
|
| 2.1 Числа в Поднебесной | 22
|
| 2.2 Как математики из мухи делают слона | 23
|
| 2.3 Откуда берутся отрицательные числа | 25
|
| 2.4 Очень важный параграф | 27
|
| 2.5 Рациональные числа | 29
|
| 2.6 Корни целой степени | 30
|
| 2.7 Бьющий по мозгам пример | 31
|
| 2.8 Десятичные дроби | 32
|
| 2.9 Вещественные числа | 33
|
| 2.10 Что делать, если ум заходит за разум | 35
|
| 2.11 Отношения и пропорции | 36
|
| 2.12 Проценты, будь они неладны | 38
|
| 2.13 Операции с множествами | 39
|
| 3 Натуральный ряд | 40
|
| 3.1 Позиционная система счисления | 40
|
| 3.2 Простые числа | 42
|
| 3.3 Основная теорема арифметики | 44
|
| 3.4 Делимость, НОД и НОК | 46
|
| 3.5 Признаки делимости | 48
|
| 3.6 Алгоритмы вычислений | 48
|
| 3.7 О фундаменте арифметики | 50
|
| 3.8 Ещё раз об игровых площадках | 51
|
| 3.9 Когда читать роман «Анна Каренина» | 54
|
| 4 Функции и системы координат | 55
|
| 4.1 Что такое функция | 55
|
| 4.2 Графическое описание функции | 56
|
| 4.3 Сопутствующие понятия | 57
|
| 4.4 Функции нескольких переменных | 59
|
| 4.5 Системы координат | 60
|
| 5 Линейная функция | 62
|
| 5.1 Что такое линейная функция | 62
|
| 5.2 О замене переменных | 63
|
| 5.3 Прямые на плоскости | 64
|
| 5.4 Равномерное прямолинейное движение | 66
|
| 5.5 Плоскости в пространстве | 67
|
| 6 Квадратный многочлен | 69
|
| 6.1 Квадратные уравнения | 69
|
| 6.2 Теорема Виета | 70
|
| 6.3 Вернёмся к нашим баранам | 71
|
| 6.4 Ряд Фибоначчи | 72
|
| 6.5 Квадратичная функция | 73
|
| 6.6 Брошенное вверх тело | 75
|
| 6.7 Неравенство Коши—Буняковского | 76
|
| 6.8 Чем знаменита парабола | 76
|
| 6.9 Деление многочленов и теорема Безу | 77
|
| 6.10 Полезные следствия | 78
|
| 7 Показательная функция | 80
|
| 7.1 Экспонента | 80
|
| 7.2 Свойства показательной функции | 81
|
| 7.3 Экспоненциальный рост | 83
|
| 7.4 Геометрическая прогрессия | 85
|
| 7.5 Рекуррентные соотношения | 86
|
| 8 Логарифмы | 87
|
| 8.1 Логарифмическая функция | 87
|
| 8.2 Свойства логарифмов | 89
|
| 8.3 Где нужны логарифмы | 90
|
| 9 Комбинаторика | 93
|
| 9.1 Экспоненциальные кошмары | 93
|
| 9.2 Размещения, перестановки, сочетания | 94
|
| 9.3 Бином Ньютона | 96
|
| 10 Как строить графики | 97
|
| 10.1 С чего начинать | 97
|
| 10.2 Некоторые общие соображения | 98
|
| 10.3 Графики с модулями | 100
|
| 10.4 Потенциал здравого смысла | 102
|
| 10.5 Другие варианты | 105
|
| 10.6 Типовые графики и примеры | 106
|
| 10.7 Геометрические места точек | 110
|
| 11 Суммирование последовательностей | 111
|
| 11.1 Арифметическая прогрессия | 111
|
| 11.2 Геометрическая прогрессия | 112
|
| 11.3 Трюк вычисления двумя способами | 113
|
| 11.4 Камуфлируя банальные факты | 114
|
| 12 Преобразования, тождества, уравнения | 116 |
| 12.1 Опорные точки | 116
|
| 12.2 О самородках в рутине | 118
|
| 12.3 Разложение на множители | 119
|
| 12.4 Секреты маскировки | 121
|
| 12.5 Избавление от иррациональности | 124
|
| 12.6 Иррациональные уравнения | 125
|
| 12.7 Системы уравнений | 125
|
| 12.8 Использование симметрии | 128
|
| 12.9 Опора на графическое представление | 131
|
| 13 Неравенства | 133
|
| 13.1 Основные свойства | 133
|
| 13.2 Задачи на доказательство | 134
|
| 13.3 Решение неравенств | 136
|
| 13.4 Территория метода интервалов | 137
|
| 13.5 Категория мышления — выпуклость | 139
|
| 13.6 Неравенство Иенсена | 141
|
| 13.7 Искусство заметать следы | 143
|
| 14 Текстовые задачи | 144
|
| 14.1 В чём главная трудность | 144
|
| 14.2 Задачи на составление уравнений | 145
|
| 14.3 Обыденные задачи | 147
|
| 14.4 Примеры | 148
|
| 14.5 Правильные многогранники | 151
|
| 15 Факультатив | 153
|
| 15.1 Существует ли бесконечность | 153
|
| 15.2 Когда помогает бесконечность | 158
|
| 15.3 Теорема Кронекера | 160
|
| 15.4 Метод шевелений | 161
|
| 15.5 Комплексные числа | 163
|
| 15.6 Сетевые графики | 169
|
| 15.7 О теории игр | 174
|
| 15.8 Решение игры по Нэшу | 176
|
| 15.9 Чем выгодны убыточные акции | 177
|
| 16 Вероятность | 180
|
| 16.1 Важное предисловие | 180
|
| 16.2 Основная модель | 181
|
| 16.3 Объединение и пересечение событий | 183
|
| 16.4 Условная вероятность | 185
|
| 16.5 Независимость | 186
|
| 16.6 Случайные величины | 186
|
| 16.7 Парадокс транзитивности | 187
|
| 16.8 Подводные рифы статистики | 188
|
| 16.9 Дисперсия и ковариация | 189
|
| Обозначения | 190
|
| Предметный указатель | 192
|
Опойцев Валерий Иванович Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».
Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.
Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».
За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.
Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.
Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».