URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Деборин А.М. Очерки по истории материализма XVII--XVIII вв.: От Фрэнсиса Бэкона до Дени Дидро Обложка Деборин А.М. Очерки по истории материализма XVII--XVIII вв.: От Фрэнсиса Бэкона до Дени Дидро
Id: 253316
650 р.

Очерки по истории материализма XVII--XVIII вв.
: От Фрэнсиса Бэкона до Дени Дидро. Изд. стереотип.

2020. 304 с.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного отечественного философа, академика А.М.Деборина (1881–1963) включает в себя ряд статей, посвященных истории материализма. Автор излагает взгляды наиболее заметных представителей материалистического течения в философии XVII–XVIII столетий --- начиная от "родоначальника английского материализма и всей опытной науки новейшего времени" Ф.Бэкона и заканчивая крупнейшим французским мыслителем... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Френсис Бэкон
Томас Гоббс
Бенедикт Спиноза
Чировоззрение Спинозы
Джон Толанд
Жан Мелье
Жюльен Оффре Ламетри
Гольбах
Дени Дидро

Предисловие
top
Предлагаемая работа составилась из ряда статей, написанных автором главным образом в связи с изданием сочинений английских и французских материалистов на русском языке. Статьи: Томас Гоббс, Джон Толанд, Ламеттри, Годьбах и Дени Дидро появились впервые в качестве вступительных очерков к избрапным сочинениям этих мыслителей, изданных Институтом К.Маркса и Ф.Энгельса. Статья "Жан Мелье" была первоначальна напечатана в виде предисловия к "Завещанию" Ж.Мелье, издачному, "Обществом воинствующих материалистов". Что касается остальных статей, то они явились в свое время откликами на те или иные юбилейные даты. Из девяти статей, помещенных в этой книге, три (Мелье, Ламеттри и Гольбах) вошли в изданный автором в 1926 г. сборник статей "Философия и марксизм". Так, как в настоящее время этот сборник уже почти весь разошелся, то автор счел возможным включить их в предлагаемые "Очерки по истбрии материализма XVII и XVIII вв.".

Автор хорошо сознает недостатки "Очерков", их неполноту, отрывочность и непропорциональность частей. Одним мыслителям уделено, быть может, слишком много внимания, другим (напр., Спинозе) слишком мало, в то время как третьи (как, напр., Гельвеций) просто отсутствуют". Отмеченные недостатки "Очерков" объясяяются прежде всего тем обстоятельством, что отдельные статьи написаны по тому или другому "случайному" поводу. Однако автор не теряет надежды, что ему в будущем удастся пополнить свои "Очерки" недостающими главами и придать им большую цельность.


Об авторе
top
photoДеборин Абрам Моисеевич
Крупнейший в мире представитель философской школы диалектического материализма. Первый философ, ставший академиком АН СССР. Ученик Г. В. Плеханова. В 1922 г. А. М. Деборин был избран действительным членом Коммунистической академии, был введен в состав Президиума Академии, а также редколлегии журнала «Вестник Коммунистической академии». С 1926 г. он руководил отделом философии Большой советской энциклопедии, состоял членом Экспертной эмиссии по присуждению премии имени В. И. Ленина в области науки. Был членом Главного ученого совета Наркомата просвещения РСФСР. В 1927 г. он организовал в Коммунистической академии философскую секцию, а в 1928 г. — Институт философии АН СССР.

С именем деборинской школы диалектиков связаны расцвет философии в СССР во второй половине 1920-х гг., разработка теории материалистической диалектики на основе фундаментального изучения истории философии, философское осмысление и защита новейших направлений естествознания: квантовой механики, теории относительности, генетики. А. М. Деборин привлек своих учеников к деятельности по изданию философской классики, в результате чего в 1920-е гг. было переведено и опубликовано множество трудов выдающихся философов прошлого. Он инициировал издание серий «Библиотека материализма» и «Библиотека атеизма», в которых вышли сочинения Т. Гоббса, Дж. Толанда, Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха, Л. А. Фейербаха и др., начато издание собрания сочинений Гегеля на русском языке.

В 1930 г. в результате идеологического поворота деборинская школа была фактически уничтожена, а ему самому было запрещено писать работы по философии. Идеи диалектиков начали возрождаться с середины 1950-х гг. в философской школе Э. В. Ильенкова. Сегодня произведения советских мыслителей-марксистов, ранее находившиеся в спецхране, возвращаются к читателю.