Не какая-нибудь новая философiя предлагается здесь читателю, а именно то, что возвещается заглавiемъ: Введенiе въ философiю. Эта книга имеетъ въ виду дать своимъ читателямъ то, что я старался дать своимъ слушателямъ въ лекцiяхъ, которыя я въ теченiе целаго ряда летъ читалъ подъ темъ же заглавiемъ; она хочетъ навести ихъ на то, чтобъ они предложили себе, въ качестве вопросовъ, те последнiя великiя проблемы, которыя задаетъ мiръ мыслящему духу человека, и обдумали те великiя мысли, которыми ответили на эти вопросы духовные вожди человечества. Такое введенiе могло бы иметь форму историческаго обзора; но оно можетъ также иметь и форму разбора этихъ вопросовъ и мыслей. Я избралъ последнюю форму, или, скорее, не избралъ, а она представилась мне сама собою, какъ единственно возможная. Только тотъ, кто занялъ самостоятельное положенiе къ философскимъ проблемамъ и ихъ решенiямъ, можетъ излагать ихъ другимъ; и опять, какъ могъ бы онъ сделать это, не давая проникнуть въ изложенiе своимъ воззренiямъ и своему сужденiю? Я имею, следовательно, въ виду не только изложить проблемы и возможныя и выступившiя въ исторiи решенiя ихъ, но и постараться въ то же время привести читателя къ признанiю того разрешенiя, которое я считаю за правильное. Такимъ образомъ онъ все-таки найдетъ на этихъ страницахъ и философiю. Чтобы повести дело открыто и помочь ему занять определенное положенiе къ развитой ниже философiи, я здесь же обозначу ее въ несколькихъ чертахъ. Воззренiе, къ которому, на мой взглядъ, стремится развитiе философскаго мышленiя, то направленiе, въ которомъ лежитъ истина, я обозначаю именемъ идеалистическаго монизма. Противоположности, ограничивающiя и определяющiя это воззренiе, это – супранатуралистический дуализмъ и атомистический матерiализмъ. Первый есть перешедшая изъ средневековой схоластики и продолжавшаяся въ протестантской новосхоластике вплоть до XVIII столетiя школьная философiя церковнаго ученiя; она разделяетъ тело и духъ какъ две, только случайно и временно связанныя между собою, субстанцiи; она старается отделить другъ отъ друга Бога и природу, какъ две чуждыя другъ другу действительности. Атомистическiй матерiализмъ, напротивъ, есть философiя, въ которой возникшее въ XVII столетiи механическое объясненiе природы видитъ не просто свои собственныя последнiя предположенiя, а и вообще последнiя мысли о мiре. Всю исторiю новейшей философiи можно конструировать какъ постоянную попытку выйти за пределы этой противоположности. Супранатурализмъ противопоставляетъ мiру Бога, какъ внемiрное и человекоподобное отдельное существо, и предполагаетъ, что онъ, сотворивши изъ ничего этотъ мiръ, въ определенный моментъ времени, потомъ продолжаетъ при случае воздействовать на него. Это воззренiе, благодаря возникновенiю новейшаго естествознанiя, все более и более утрачивало изъ-подъ ногъ почву. Принципъ изследованiя природы есть естественная закономерность явленiй. Одна область за другой подводились подъ этотъ принципъ, и постепенно такимъ образомъ непреодолимо проложила себе дорогу мысль: все явленiя въ природе надо разсматривать какъ результатъ закономерно действующихъ силъ. Этой мысли матерiализмъ придаетъ теперь форму метафизики, предполагая зтимъ сделать последнiй выводъ изъ научнаго познанiя вещей: вся действительность есть не что иное, какъ система слепо действующихъ физическихъ силъ. Старая супранатуралистическая система нашла себе защиту противъ этого частью въ традицiонныхъ доспехахъ онтолого-космологическаго умозренiя, главнымъ же образомъ въ заподозриванiи и поруганiи матерiалистической философiи, а при случае также и новыхъ наукъ, какъ безбожныхъ нововведенiй, опасныхъ также и для государства и общества. Философiя старается теперь побороть эту противоположность изнутри; она всюду старается – и это, можно сказать, есть движущiй моментъ во всемъ развитiи новейшей философiи – сделать релтiозное мiросозерцание и научное объяснение природы совместимыми другъ съ другомъ. По воззренiю многихъ, это будетъ значить – найти квадратуру круга. Можетъ быть, такая задача имеетъ известное сходство съ этимъ: какъ здесь можно достигнуть только приближенiй, такъ и тамъ дело никогда, можетъ быть, не удастся вполне. Но во всякомъ случае должно признать, какъ историческiй фактъ, что философское мышленiе последнихъ трехъ столетiй было направлено на эту цель. Его точкой отправленiя и его предположенiемъ служатъ новейшее естествознанiе и основная мысль последняговсеобщая естественная закономерность явленiй. То, что не признаетъ этой мысли, лежитъ вне этого ряда развитiя. Его второе основное убежденiе следующее: то, чему насъ поучаютъ о действительности естественныя науки, не есть еще все, что о ней можно сказать; действительность есть еще нечто другое и болыиее, чемъ движущiйся по законамъ механики телесный мiръ. Весьма различнымъ образомъ старались определить это другое и большее, или же доказать его неопределимость, но признали его въ сущности все. То, что его не признаетъ, точно также лежитъ вне собственнаго развитiя новейшей философiи. Ясно выступаютъ обе эти черты въ техъ двухъ большихъ направленiяхъ, въ которыхъ двигалась философiя XVII и XVIII столетiй. Рационалистическi-метафизический рядъ, главными представителями котораго служатъ Декартъ, Спиноза и Лейбницъ, исходитъ изъ признанiя истинности новаго физическаго мiровоззренiя, чтобы затемъ дополнить его метафизическимь воззренiемъ. Возникшее въ Англiи эмпирически-позитивистическое направленiе, представителями котораго служатъ Локкъ, Беркли и Юмъ, исходитъ изъ того же самаго предположенiя, но приходитъ путемъ гносеологической рефлексiи ко взгляду, что физическiй видъ мiра есть не абсолютная действительность, а случайный видъ, проекцiя действительности на нашу чувственность. Въ Канте оба эти воззренiя встречаются и проникаютъ другъ друга въ высшей степени своеобразнымъ образомъ; но прежде всего съ него начинается тотъ значительный поворотъ, который старается достигнуть мира между религiознымъ мiровоззренiемъ и научнымъ объясненiемъ природы – темъ, что онъ отделяетъ религiозность отъ интеллектуальной функцiи и обосновываетъ ее на стороне воли. Своеобразный видъ принимаетъ дело въ XIX столетiи. Развитiе философскаго мышленiя распадается, по крайней мере въ Германiи, на три ясно расходящiяся эпохи. Первая треть принадлежитъ спекулятивной философiи; она представляетъ собою попытку своимъ спекулятивно-метафизическимъ толкованiемъ мiра въ духовно-логическомъ смысле не только пополнить физическое мiровоззренiе, но и вполне преодолеть его. Во второй трети, когда философiя, после неудачи спекулятивнаго предпрiятiя, была подавлена какъ внутреннимъ малодушiемъ, такъ и внешнимъ пренебреженiемъ, возстаетъ физическое воззренiе и обосновывается въ метафизике какъ абсолютная истина. Еще и по сей день это воззренiе является господствующимъ въ обширномъ кругу образованныхъ классовъ, а въ последнее время также и среди массъ, пробудившихся къ размышленiю о своемъ положенiи. Но рядомъ съ этимъ въ последнюю треть столетiя и философiя также пробуждается изъ своей летаргiи къ новой жизни и приступаетъ къ старой задаче – не вытеснить или преодолеть физическое воззренiе, а пополнить и завершить его более обширнымъ и более глубо кимъ воззренiемъ на действительность, метафизикой. Назовемъ здесь Фехнера и Лотце – какъ представителей более стараго поколенiя, Ланге и Вундта – какъ представителей более молодого... Фридрих ПАУЛЬСЕН (1846–1908) Известный немецкий философ-идеалист и педагог. C 1878 г. – профессор Берлинского университета. Философские взгляды складывались под влиянием учений Г. Фехнера, А. Шопенгауэра, В. Вундта, Р. Лотце, И. Канта и Б. Спинозы. Автор получивших в свое время широкую известность трудов по философии, этике и педагогике, среди которых многократно переиздававшееся, в том числе и на русском языке, "Введение в философию", а также "Основы этики", "Педагогика", биография Иммануила Канта, работы по истории педагогики. Фридрих Паульсен – автор пантеистического учения о мире как проявлении "единой духовной всежизни", или бога. Материальный мир, по его мнению, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели, и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. В этике, в противовес гедонизму, Ф. Паульсен развивает концепцию так называемого энергетизма: счастье человека усматривается в проявлении воли к жизни, в активном обнаружении своей природы, в самом процессе деятельности. |