С конца 2010 г. внимание мирового сообщества так или иначе было приковано к событиям, развернувшимся в Арабском мире. Волна социально-политических потрясений, прокатившаяся по странам Ближнего Востока и Северной Африки, стала в большинстве случаев именоваться "Арабской весной", хотя не все участники выступлений причисляли себя к арабам. По всей видимости, здесь актуализировалась коллективная память народа о так и не реализовавшемся проекте консолидации арабских народов – панарабизме, выработанном Мишелем Афляком и Салах ад-Дином Битаром, внедрявшимся в жизнь Гамалем Абдель Насером, Хафезом аль-Асадом, Муамаром Каддафи, Саддамом Хусейном, Ясиром Арафатом и другими легендарными арабскими политиками. Падение режимов Зин аль-Абидина Бен Али, Хосни Мубарака и других "безоговорочных" лидеров арабских стран, а также последующие события дают все основания полагать, что место новой идеологии объединения населения арабских стран все более прочно занимает модифицированная версия панисламизма, ориентированная в большей степени не на общемусульманские ценности, а на территориальную принадлежность народов. События 2011 г. едва ли стоит ограничивать рамками Арабского мира – они приобрели общемировое значение, трансформируя устоявшуюся картину мира и оказывая значительное влияние как на развитие отдельных стран, так и на мировые геополитические тренды. Примерами могут служить беспорядки на Уолл-стрит, а также массовые выступления в США и многих европейских городах – в том числе погромы в Лондоне и Риме, студенческие волнения в Гааге, забастовки в Греции и т.д. Некоторые процессы 2011 г. уже произвели существенный политический эффект в форме состоявшегося или очевидно наметившегося переформатирования странового или регионального политического спектра, другие еще ждут своего отражения в институционально-политическом плане (Труевцев 2011). Таким образом, события в Арабском мире, с одной стороны, стали своего рода точкой отсчета этого процесса, но с другой - они, в свою очередь, оказывают значительное влияние на будущее человечества в целом. В целом социально-политические потрясения, захлестнувшие Арабский мир в 2011 г. представляют собой достаточно редкое явление, которое в научной литературе получило название "волны революций" (Цирель 2012) или "волны демократизации" (Труевцев 2012). Подобные явления уже имели место в середине XIX в. в период т.н. "весны народов", в 60-х гг. XX в. во время антиколониальной борьбы народов Африки и на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. в процессе распада социалистического блока. В случае с Арабским миром существовал целый ряд синхронизационных факторов происходивших событий: от общих тенденций социально-экономического развития до вполне схожей реакции народов арабских стран на мировой продовольственный кризис. При этом, с нашей точки зрения, термин "революция" не совсем применим к событиям т.н. Арабской весны, которую правильнее было бы характеризовать как волну социально-политических потрясений. Наиболее удачным представляется определение этого термина, данное А.А. Давыдовым, согласно которому Арабская весна представляет собой системное социальное явление, обусловленное множеством взаимосвязанных глобальных, региональных и национальных факторов – как объективных (социально-демографических, экономических, политических, технологических, социокультурных и т.д.), так и субъективных (уровень притязаний, реализация потребности в политической свободе, самореализация, неудовлетворенность авторитарным политическим режимом, готовность к массовым акциям протеста, делигитимизация власти и т.д.) (Давыдов 2012). В то время как социально-политические потрясения в Тунисе и Египте привели к более или менее мирной смене политических режимов и деконструкции системы политической власти, в Ливии протестные движения против выстроенного Муамаром Каддафи режима джамахирии вылились в масштабную гражданскую войну с элементами внешней интервенции. В контексте этих событий наиболее ожидаемым представлялось падение режимов Башара аль-Асада в Сирии и Али Абдаллы Салеха в Йемене, однако этого так и не произошло. В рамках данной книги мы попытаемся провести комплексный социально-экономический и политико-демографический анализ ситуации в Йемене и Сирии, выявить основные причины и действующие силы протестных движений, а также определить ключевые отличия политических систем в этих странах от не устоявших в ходе Арабской весны североафриканских режимов. Эта работа основана на ряде исследований и экспертных комментариев отечественных и зарубежных ученых в отношении событий Арабской весны, свидетельствах очевидцев событий, а также на собственных эмпирических данных, полученных авторами во время их пребывания в рассматриваемых странах. ![]() Старший преподаватель общей политологии Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», научный сотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ и Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. Окончил факультет прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики и Каирский университет. Проходил стажировку в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире. Автор более 60 научных трудов, включая монографии «Египетская смута XXI века» (М.: URSS; в соавт. с А. Р. Шишкиной), «Сирия и Йемен: неоконченные революции» (М.: URSS; в соавт. с А. Р. Шишкиной), «Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабский мир после Арабской весны» (М.: URSS; в соавт. с А. В. Коротаевым и А. Р. Шишкиной), «Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Центральная Азия: новые вызовы» (М.: URSS; в соавт. с Б. А. Акаевой, А. В. Коротаевым и А. Р. Шишкиной).
![]() Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ. Сфера научных интересов — риски нестабильности, политическая культура, коммуникативистика. Автор более 40 научных публикаций на русском и английском языке, в том числе в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science.
|