От составителя....................... 5 Педагогические взгляды и деятельность П. Ф. Лесгафта....... 6 Семейное воспитание ребенка и его значение............ 16 Руководство по физическому образованию детей школьного возраста................. 228 О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка................. 264 Ответ на статью г. Каптерева «О детских типах».......... 273 О педагогической литературе последнего времени......... 276 Новые труды, появившиеся на русском языке, по вопросу о физическом образовании в школе........ 289 О физическом образовании в школе.............. 312 Об играх в семье........... 336 Значение школы................ 340 О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях............ 353 Антропология и педагогика............ 366 Отчеты............. 376 Комментарии............. 387 Библиография............. 394 Указатель имен............. 397
Лесгафт Петр Францевич Выдающийся русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре. Родился в Санкт-Петербурге, в семье ювелира. В 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге. С 1865 г. доктор медицины, с 1868 г. — профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, с 1886 г. — профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В 1893 г. организовал Биологическую лабораторию, а в 1896 г. добился открытия Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, ставших прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры. В 1919 г. на базе Курсов был открыт Государственный институт физического образования (ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта).
В основе теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Основой физического развития он считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Рассматривая закономерности воспитания ребенка в семье, формирования его темперамента и характера, П. Ф. Лесгафт дал анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Выделив в жизни человека пять основных периодов, он вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Он также стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии. |