"Дiалоги о Естественной Религiи" впервые появились въ начале 1779 года (Dialogues concerning natural religion, by David Hume Esq., безъ имени издателя), спустя 2,5 года со дня смерти ихъ творца (25 августа 1776 г.), написаны же они Юмомъ около 1751 г., т.е. въ ту пору, когда его генiй, исчерпавъ все области философiи, уже тяготепъ къ другимъ отраслямъ знанiя; нежеланiе оттолкнуть отъ себя друзей и опасенiе нажить новыхъ враговъ-таковы были по всей вероятности мотивы, побудившiе философа не спешить ихъ опубликованiемъ. Первымъ изданiемъ "Дiалоговъ" философская литература обязана племяннику автора, тоже Давиду Юму, выполнявшему ихъ опубликованiемъ последнюю волю своего дяди, согласно которой собственность на "Дiалоги" и вместе съ темъ обязанность издать ихъ переходитъ къ его племяннику въ томъ случае, если издатель Уильямъ Страханъ не выпуститъ ихъ почему либо въ свегь черезъ 2,5 года по смерти автора. "Быть можетъ, самое совершенное изъ творенiй Юма", говоритъ Grose, – "Дiалоги" не возбудили однако, общаго вниманiя". Въ 1781 году, т.е. въ годъ появленiя "Критики Чистаго Разума" появляется и первый немецкiй переводъ Дiалоговъ (Schreiter'а) въ изданiи проф. Э.Платнера, известнаго впоследствiи критика Канта; издатель считаетъ нужнымъ предупредить, что переводъ сделанъ не имъ лично, а присланъ ему анонимно, и онъ не сталъ бы даже издавать это ссбезотрадное сочиненiе", не будь онъ уверенъ въ томъ, что все-равно кто-нибудь да займется этимъ. Гаманъ, также переводившiй "Дiалоги" и кончившiй свой трудъ уже къ половине 1780 г., отказался въ конце концовъ, несмотря на настоянiя Канта (впервые познакомившагося съ Дiалогами по гаманову переводу) и Гердера, отъ его опубликованiя-на томъ основанiи, что, какъ онъ слышалъ, другой уже взялся за эту "трудную, опасную и неблагодарную задачу". Впоследствiи собирался переводить "Дiалоги" Шопенгауеръ и даже написалъ небольшое предисловiе въ две страницы, изъ которыхъ полторы, къ сожаленiю, заняты полемикой, не имеющей прямого отношенiя къ самому Юму. Статьи (Еssays) "О самоубiйстве" и "О безсмертiи души" принадлежатъ также къ посмертнымъ сочиненiямъ. Оне написаны между 1755 и 1757 годами и по первоначальному плану Юма должны были появиться въ "Опытахъ и трактатахъ на разныя темы" (1757). Впервые изданы въ Лондоне: "Тwо Essays. London. МDССLХVII. (Оn suicide and the Immortа1itу of the Soul). На немецкiй языкъ переведены проф. Паульсеномъ. Настоящiй переводъ сделанъ съ четырехтомнаго изданiя ("Philosophical Works", Edinborough, 1826, и сличенъ съ прекраснымъ переводомъ проф. Паульсена ("Dialoge uber naturliche Religion", 75 томъ "Философской библiотеки") и анонимнымъ французскимъ переводомъ, вышедшимъ вскоре после оригинала (Dialogue sur lа religion naturelle раг David Hume, Edinborough, 1779). С.Р.
Замечено было, любезный Гермиппъ, что хотя древнiе философы облекали большинство своихъ поученiй въ форму дiалога-въ позднейшiе века этотъ методъ изложенiя применялся мало и редко приводилъ къ удачнымъ результатамъ въ рукахъ техъ, кто на него решался. Въ самомъ деле, тщательная и выдержанная аргументацiя, каковой ждутъ теперь отъ философскихъ изследователей, естественнымъ образомъ наталкиваетъ каждаго на методическiй и дидактическiй способъ изложенiя, где онъ имеетъ возможность непосредственно, безъ околичностей разъяснить тезисъ, который является его целью, а затемъ приступить безъ перерывовъ къ выведенiю доказательствъ, на которыхъ онъ основанъ. Излагать систему въ беседе едва ли представляется естественнымъ; и въ то время какъ сочинитель дiалога желаетъ, путемъ уклоненiя отъ простого стиля изложеыiя, придать своему произведенiю более живости и избежать картины Автора и Читателя, онъ легко можетъ впасть въ еще худшую беду и явить зрелище Наставника и Ученика. Если же онъ, вводя разнообразiе доводовъ и со храняя соответствующее равновесiе между собеседниками, ведетъ споръ въ естественномъ тоне хорошаго общества, то онъ зачастую теряетъ столько времени въ подходахъ и переходахъ, что читатель едва ли сочтетъ себя вознагражденнымъ всеми красотами дiалога за порядокъ, краткость и точность, которыми пожертвовали для нихъ. Есть однако некоторые вопросы, къ которымъ дiалогическая форма особенно приноровлена и где она все еще предпочтительнее прямого и простого метода изложенiя. Известные тезисы вероученiя, которые настолько явны, что почти исключаютъ возможиость спора, но въ то же время настолько важны, что немогутъ ставиться ыа видъ слишкомъ часто – требуютъ, повидимому, именно такого метода обработки, где новизна способа можетъ вознаградить за избитость вопроса, где живость беседы можетъ придать силу конечному выводу и где разнообразiе освещенiй, даваемыхъ разыыми лицами и характерами, не можетъ показаться ни докучливымъ ни чрезмернымъ. Съ другой стороны, известные вопросы философiи, которые настолько темны и недостоверны, что человеческiй разумъ не можетъ притти отыосительно ихъ ни къ какому твердому решенiю, если вообще следуетъ разбираться въ нихъ, приводятъ насъ, повидимому, естественыымъ образомъ къ стилю дiалога и беседы. Разумнымъ людямъ позволительно расходиться въ мненiяхъ тамъ, где въ согласiи съ разумомъ ни съ чьей стороны не уместенъ положительный тонъ; противоположныя воззренiя даже при отсутствiи решенiя доставляютъ прiятное времяпровожденiе, и если вопросъ занятенъ и интересенъ, то книга вводитъ васъ некоторымъ образомъ въ кружокъ беседующихъ и соединяетъ два величайшихъ и наиболее чистыхъ наслажденiя чело веческой жизни, – занятiя и общество. Къ счастью все эти обстоятельства налицо въ вопросе о естественной религiи. Какая истина столь явна, столь достоверна, какъ бытiе Бога, истина, которую признавали самые невежественные века; къ созданiю новыхъ доказательствъ и аргументовъ для которой, какъ къ чести, стремились самые возвышенные генiи? Какая истина столь важна, какъ эта, которая есть основанiе всехъ нашихъ надеждъ, самая прочная опора нравственности, крепчайшiй оплотъ общества и единственный принципъ, который ни на моментъ не долженъ покидать нашихъ помысловъ и думъе Но какiе темные вопросы о природе этого Божественнаго Бытiя, о его атрибутахъ, его решенiяхъ, его плане Провиденiя поднимаются при разборе этой явной и важной истины! Эти вопросы всегда составляли тему человеческихъ спо ровъ: относительно ихъ разумъ не пришелъ ни къ какому достоверному решенiю. Но эта область настолько занимательна, что мы не можемъ поставить предела нашимъ безустаннымъ изследованiямъ въ ней, хотя до сихъ поръ единствеынымъ результатомъ самыхъ тщательныхъ нашихъ изысканiй были только сомненiе, недостоверность и противоречiя. Недавно я имелъ случай заметить это, когда проводилъ, по обыкновенiю, часть летняго сезона съ Клеантомъ и присутствовалъ при той его беседе съ Филономъ и Демеемъ, о которой я недавно сообщалъ Вамъ въ общихъ чертахъ. Ваша любознательность, какъ сказали вы мне тогда, была столь возбуждена, что я долженъ по необходимости войти въ более точныя подробности ихъ разсужденiй и развернуть те различныя системы, которыя выдвигались ими относительно столь притязательнаго вопроса, какъ естественная религiя. Замечательный контрастъ ихъ характеровъ еще более повышалъ ваши ожиданiя, когда вы противопоставляли точный философскiй складъ ума Клеанта съ безпечнымъ скептицизмомъ Филона или сравнивали умонастроенiе коголибо изъ нихъ съ суровымъ непреклоннымъ правоверiемъ Демея. Моя молодость делала меня простымъ слушателемъ ихъ споровъ, и эта любозыательность, естественная въ раннемъ возрасте жизни, столь глубоко запечатлела въ моей памяти всю цепь и связь ихъ аргументовъ, что, какъ я надеюсь, въ моемъ пересказе я не пропущу и не спутаю ни одной ихъ значительной части. Юм Давид Крупнейший британский философ, историк, публицист. Заслужил мировое признание в первую очередь благодаря своей системе философского эмпиризма и скептицизма. Его "Трактат о человеческой природе" стал одним из краеугольных камней складывавшейся в эпоху Просвещения науки о человеке, его природе и психологии.
Философия Юма оказала огромное влияние на дальнейшее развитие научной мысли. В XVIII в. воздействие его идей испытали французские просветители, такие видные немецкие философы, как И. Кант (отмечавший, что Юм пробудил его от «догматического сна»), И. Г. Гаман, И. Н. Тетенс. В XIX в. влияние Юма испытали А. Шопенгауэр, основоположник позитивизма О. Конт, классик экономической мысли Дж. С. Милль, соотечественник Юма шотландец Т. Рид. В XX в. на наследие Юма опирались Э. Гуссерль и представители аналитической философии. Сегодня философию Юма принято считать одним из источников философии сознания. |