Памяти дорогого учителя и друга Валентина Фердинандовича Асмуса посвящается Предлагаемая читателю книга по истории средневековой философии была опубликована издательством "Высшая школа" в 1979 г. Теперь она переработана в некоторых местах и разделах в соответствии с более углубленной и четкой субъект-объектной парадигмой историко-философского процесса. Отметим здесь два момента, имеющие наибольшее значение для проблематики, трактуемой в названной книге. Исходя из сути человека как действенно-познающего существа, автор определяет философию как систему верознания. Понятие веры заключает в себе как гносеологический, собственно философский, так и фидеистический, собственно религиозный смысл. Последний наиболее значим для проблематики данной книги, что не означает отсутствия различных элементов веры в ее первом, гносеологическом смысле. Последнее невозможно уже в силу наличия компонента знания в комплексе верознания. Другой аспект субъект-объектной концепции определяется соотношением органистического и механистического – в максимально широком смысле этого грекоязычного термина – компонентов, наиболее значительных при онтологической трактовке бытия. Первый из названных компонентов выражает целостность любых его элементов, осознаваемых верой, а второй – частичность, устанавливаемую на аналитических путях знания. Более частные моменты субъект-объектной концепции выявляются в изложении конкретной проблематики учений и идей различных философов. Наиболее переработан в соответствии с названной парадигмой нечетко написанный в предшествующем издании весь первый раздел, трактующий религиозную философию поздней Античности и важнейшую среди них – христианскую патристику. Краткие историко-биографические сведения перерастают здесь в рассмотрения определяющих проблем всего направления. В издаваемых у нас, как и за рубежом, общих трудах по средневековой философии, изложение, как правило, начинается с рассмотрения формирования позднеантичной христианской философии, обычно именуемой патристикой. Поскольку такое формирование переплеталось с другими религиозными повериями и учениями, они тоже рассматриваются попутно. Действительно, важнейшие особенности и многие руководящие положения позднеантичной религии и философии были унаследованы, в ряде случаях изменены и развиты философией западноевропейского Средневековья, и, с другой стороны, философией Византии, Армении, Грузии, древней Руси. Хотя поздняя Античность и Средневековье весьма различаются характером существовавших тогда цивилизаций, религиозно-философские учения и идеи сохраняют больше черт сходства, чем различия. Поэтому более правильным названием предлагаемой книги было бы "Антично-средневековая религиозная философия". В особенности имея в виду очерки о могучем направлении неоплатононизма, оказавшего огромное влияние как на христианскую, так и на мусульманскую философию в поздней Античности и во времена Средневековья. Правда, и такое название было бы не вполне адекватным, если учесть, что и в эпоху Средневековья существовало немало таких идей и учений, которые выходили за его рамки и оказывались в оппозиции официально принятым и господствовавшим догматам религиозного вероучения и подчинявшейся ей философии. Такие ситуации складывались не только на европейском Западе, но и на ближнем, мусульманском (частично и иудейском) Востоке. Поскольку существовавшие здесь философские учения, как в той или иной мере зависевшие от мусульманства и иудаизма, так и становившиеся в оппозицию к ним, оказали значительное влияние на философию западноевропейского Средневековья, они тоже рассматриваются в особом разделе. Соколов Василий Васильевич Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РСФСР. В. В. Соколов — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени, награжден медалью "За отвагу". В 1946 г. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертацию на тему "Философия Спинозы и современность". Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), в Издательстве иностранной литературы при Совете Министров СССР, был советником ректора Пхеньянского университета (награжден орденом Государственного знамени КНДР 2-й степени). С 1950 г. — старший преподаватель, доцент, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. За цикл работ по истории западноевропейской философии получил в 1986 г. Ломоносовскую премию 1-й степени. В своих многочисленных трудах разрабатывал вопросы истории и методологии философии, места философии в системе духовной культуры. Среди книг В. В. Соколова: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия" (М.: URSS), "Европейская философия XV–XVII вв.", "Историческое введение в философию".
|