URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Соколов В.В. Средневековая философия Обложка Соколов В.В. Средневековая философия
Id: 251589
999 р.

Средневековая философия Изд. стереотип.

2019. 352 с.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга доктора философских наук В.В.Соколова, представляющая собой курс истории средневековой философии. Этот курс вырос из лекций автора, читавшихся им в течение ряда лет студентам и аспирантам философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; его характеризует углубленность проблемного анализа в сочетании с конкретными историческими реалиями. На фоне цивилизационных процессов поздней Античности и Средневековья... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
I.Торжество  христианского монотеизма в поздней Античности. Религиозно-философские учения, сопутствующие ему
 Религия и теология в поисках философского обоснования
 Экзегетика Филона Александрийского
 Теософия гностиков
 Радикальный дуализм манихейства
II.Раннее хр истианство перед лицом античной философии. Патристика
 Неоплатонизм как органистический и идеалистический итог античного философствования
 Откровение Cв. Писания как фундамент мировоззрения патристики. Верознание во взаимоотношениях религии и философии
 Бог как сверхабсолютизированный, предельно активный творящий Субъект
 Макрокосм природы перед лицом божественного Сверхабсолюта
 Человек, душа и познание в контексте божественного креационизма
 Человек моральный и социальный в его зависимости от внеприродного Бога
III.Религия  и философия между Античностью и Средневековьем, между патристикой и схоластикой в Западной Европе и Византии V–X вв.
 Религиозная и светская образованность в раннем западноевропейском Средневековье
 Православная религия и философия в ранней Византийской империи. Аристотелизм и зарождение схоластики
 Научно-философская многоаспектность Боэция
 Философско-теологическая оригинальность Эриугены
IV.Схоластик а, мистика и оппозиционные направления в теологии и философии в Западной Европе XI–XII вв.
 Оформление римско-католической церкви
 Общество, государственность и церковь
 Народно-еретические движения и их идеология
 Культура, образование, элементы научных знаний
 Диалектики и антидиалектики
 Ансельм Кентерберийский и оформление схоластики
 Схоластический реализм Ансельма
 Концепция Бога и доказательство его бытия
 Теологическая схоластика после Ансельма
 Росцелин и начало борьбы реализма и номинализма
 Абеляр и его борьба с ортодоксальными схоластиками и церковниками
 Абеляр как представитель диалектики. Его решение проблемы веры и разума
 Проблема универсалий и особенности номинализма Абеляра
 Этическая доктрина Абеляра
 Рационализм и натурализм Шартрской школы
 Гносеологические идеи шартрианцев. Зарождение концепции "двух истин"
 Критицизм Иоанна Солсберийского
 Мистическое направление XII в. Бернар Клервосский
 Умеренный мистицизм Сен-Викторской школы
V.Религиозна я и светская философия в мусульманских странах. Еврейская философия там же
 Культура и религия в арабо-мусульманских странах
 Ислам. Мировоззренческие направления в нем и в связи с ним
 Калам – мусульманская схоластика. Мутазилиты и ашариты
 Философия и наука в странах Ближнего Востока в раннем Средневековье
 Ал-Кинди и начало арабоязычной философской традиции
 Ал-Фараби и усиление аристотелизирующего рационализма
 Классификация наук
 Метафизика. Бог и мир
 Разум и познание
 Этико-социальная доктрина
 Рационализм, натурализм и синкретизм "чистых братьев"
  Вольнодумство в мусульманских странах
 Расцвет философской и научной мысли в творчестве Ибн Сины. Его жизнь и произведения
 Общий характер мировоззрения Авиценны. Его энциклопедия
 Познаваемость мира. Материя и форма. Проблема универсалий
 Метафизика Ибн Сины. Проблема Бога и мира. Натурализм и детерминизм
 Вопросы психологии и этики
 Ал-Газали и мистико-теологические итоги философского развития на арабоязычном Востоке
 Культура и философия в мусульманской Испании
 Творчество Ибн Рушда как вершина арабоязычного перипатетизма
 Разновидности знания. Религия, теология и философия
 Вечность мира и его отношение к Богу. Органицизм натуралистической онтологии Ибн Рушда
 Смертность индивидуальной души и бессмертие разума
 Истолкование человека и общества
 Еврейская философия Средневековья
 Пантеизм Ибн Гебироля
 Аристотелизирующий рационализм Маймонида
VI.Расцвет с холастики. Оппозиционность номиналистических и мистико-пантеистических направлений в западноевропейской философии XIII–XIV вв.
 Общество, церковь и образованность в странах Западной Европы XIII в.
 Некоторые новые явления сектантско-еретической идеологии
 Освоение схоластической ученостью античного и арабоязычного знания
 Пантеизм и натурализм Давида Динанского
 Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
 Концепция двоякой истины латинского аверроизма. Натурализм его трактовки природы и человека
 Августинизм XIII в. Мистицизм Бонавентуры
 Оксфордская школа и естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике XIII в.
 Роджер Бэкон и его позиция по отношению к знанию и наукам
 Проблема опыта. Соотношение теологии и философии
 Социальные выводы
 Католический аристотелизм. Альберт Больштедт
 Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии в Западной Европе
 Теология выше философии
 Естественная теология
 Метафизика Аквината. Сущность и существование
 Форма и материя. Проблема универсалий
 Аристотелизирующий креационизм Аквината и его картина мира
 Антропология Аквината как проблема души и тела
 Познание человеческое и познание божественное
 Этико-социальная доктрина
 Судьбы философии Аквината
 Схоластическая логика. Раймунд Луллий
 Общество, церковь, народно-еретические движения в странах Западной Европы XIV в.
 Мистический пантеизм Мейстера Экхарта
 Этико-социальные идеи Экхарта и его историческое значение
 Схоластика на распутье. Иоанн Дунс Скот
 Метафизика Дунса Скота
 Воля человека и воля Бога
 Аверроистское направление позднесхоластической философии и его отражение в политической мысли
 Номиналистический крицитизм в схоластике. Уильям Оккам и его решение проблемы философии и теологии
 Номиналистическое истолкование предмета философии. Номинализм Оккама как терминизм
 Парижский оккамизм. Социально-историческая роль номинализма XIV в.
VII.Средневе ковая философия – история и современность
Библиография
Именной указатель

От автора
top

Памяти дорогого учителя и друга Валентина Фердинандовича Асмуса посвящается

Предлагаемая читателю книга по истории средневековой философии была опубликована издательством "Высшая школа" в 1979 г. Теперь она переработана в некоторых местах и разделах в соответствии с более углубленной и четкой субъект-объектной парадигмой историко-философского процесса. Отметим здесь два момента, имеющие наибольшее значение для проблематики, трактуемой в названной книге.

Исходя из сути человека как действенно-познающего существа, автор определяет философию как систему верознания. Понятие веры заключает в себе как гносеологический, собственно философский, так и фидеистический, собственно религиозный смысл. Последний наиболее значим для проблематики данной книги, что не означает отсутствия различных элементов веры в ее первом, гносеологическом смысле. Последнее невозможно уже в силу наличия компонента знания в комплексе верознания.

Другой аспект субъект-объектной концепции определяется соотношением органистического и механистического – в максимально широком смысле этого грекоязычного термина – компонентов, наиболее значительных при онтологической трактовке бытия. Первый из названных компонентов выражает целостность любых его элементов, осознаваемых верой, а второй – частичность, устанавливаемую на аналитических путях знания. Более частные моменты субъект-объектной концепции выявляются в изложении конкретной проблематики учений и идей различных философов.

Наиболее переработан в соответствии с названной парадигмой нечетко написанный в предшествующем издании весь первый раздел, трактующий религиозную философию поздней Античности и важнейшую среди них – христианскую патристику. Краткие историко-биографические сведения перерастают здесь в рассмотрения определяющих проблем всего направления.

В издаваемых у нас, как и за рубежом, общих трудах по средневековой философии, изложение, как правило, начинается с рассмотрения формирования позднеантичной христианской философии, обычно именуемой патристикой. Поскольку такое формирование переплеталось с другими религиозными повериями и учениями, они тоже рассматриваются попутно. Действительно, важнейшие особенности и многие руководящие положения позднеантичной религии и философии были унаследованы, в ряде случаях изменены и развиты философией западноевропейского Средневековья, и, с другой стороны, философией Византии, Армении, Грузии, древней Руси. Хотя поздняя Античность и Средневековье весьма различаются характером существовавших тогда цивилизаций, религиозно-философские учения и идеи сохраняют больше черт сходства, чем различия. Поэтому более правильным названием предлагаемой книги было бы "Антично-средневековая религиозная философия". В особенности имея в виду очерки о могучем направлении неоплатононизма, оказавшего огромное влияние как на христианскую, так и на мусульманскую философию в поздней Античности и во времена Средневековья. Правда, и такое название было бы не вполне адекватным, если учесть, что и в эпоху Средневековья существовало немало таких идей и учений, которые выходили за его рамки и оказывались в оппозиции официально принятым и господствовавшим догматам религиозного вероучения и подчинявшейся ей философии.

Такие ситуации складывались не только на европейском Западе, но и на ближнем, мусульманском (частично и иудейском) Востоке. Поскольку существовавшие здесь философские учения, как в той или иной мере зависевшие от мусульманства и иудаизма, так и становившиеся в оппозицию к ним, оказали значительное влияние на философию западноевропейского Средневековья, они тоже рассматриваются в особом разделе.


Об авторе
top
photoСоколов Василий Васильевич
Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РСФСР. В. В. Соколов — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени, награжден медалью "За отвагу". В 1946 г. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертацию на тему "Философия Спинозы и современность". Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), в Издательстве иностранной литературы при Совете Министров СССР, был советником ректора Пхеньянского университета (награжден орденом Государственного знамени КНДР 2-й степени). С 1950 г. — старший преподаватель, доцент, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. За цикл работ по истории западноевропейской философии получил в 1986 г. Ломоносовскую премию 1-й степени. В своих многочисленных трудах разрабатывал вопросы истории и методологии философии, места философии в системе духовной культуры. Среди книг В. В. Соколова: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия" (М.: URSS), "Европейская философия XV–XVII вв.", "Историческое введение в философию".