URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гивишвили Г.В. Начала: От Вселенной до человека Обложка Гивишвили Г.В. Начала: От Вселенной до человека
Id: 251516
845

Начала:
От Вселенной до человека

2019. 256 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В книге излагаются идеи, радикально пересматривающие представления о взаимоотношениях между человеком и миром, которые складывались веками. Поэтому она адресуется прежде всего молодым людям, ищущим свой особенный путь в жизни. (Подробнее)


Оглавление
top
Благодарность5
Пояснение5
Введение8
Часть 1. Вселенная и космология14
Часть 2. Земля и геохронология37
Выводы к части 246
Часть 3. Организмы и естественный отбор47
Выводы к части 364
Часть 4. Понятие «жизнь» и эволюция65
Выводы к частям 1–483
Часть 5. Человек и его эго86
Глава 1. Психика89
Глава 2. Мышление100
Глава 3. Сознание110
Выводы к части 5136
Часть 6. Тупики социализма139
Глава 1. Аграрный социализм152
Глава 2. Индустриальный социализм170
Выводы к части 6185
Часть 7. Первый опыт демократии187
Выводы к части 7203
Часть 8. Два лика либерализма205
Глава 1. Либерализм в политике211
Глава 2. Либерализм в экономике221
Выводы к части 8235
Часть 9. Итоги. Что дальше?237
Список терминов251

Пояснение
top

Quo vadis

Полагаю, мало кто не задумывался хотя бы раз в жизни над вопросом: зачем я живу, в чем смысл жизни моей и жизни как таковой? Задаваясь вопросом: зачем нам дан разум, неужели же мы допускаем, будто для того, чтобы ловчее обманывать друг друга? Или: к чему нас озадачили понятием о чести, которой иногда лишаются без всякого сожаления? Для чего нас снабдили совестью? Но ведь не для того же, чтобы торговать ею? А разве не считают некоторые, что в часы испытаний лучше не вспоминать о своем человеческом достоинстве? Вопросы эти смущают тем более, что, казалось бы, ответы на них ничего не меняют, ибо мы — не более, чем травинки в необъятном чертоге Вселенной.

С другой стороны, царящая в ней гармония, так восхищавшая И. Канта и Г. Лейбница, намекает нам, что, коль скоро, наш разум воспринимает эту величественную симфонию космоса, мы, следовательно, не просто травинки, но травинки мыслящие, как говорил Б. Паскаль. Тем не менее, далеко не всегда это озарение приносит облегчение. В особенности, если за ним следует другой вопрос: что с того, что мы стали обладателями разума и прочих беспокойных даров эволюции? Что дало это нам, и кому было нужно так обременить нас? И еще — так ли ошибался Екклесиаст, утверждавший, что умножая познания, мы умножаем скорбь?

Религии приучили нас думать, будто мир представляет собой иерархическую пирамиду, на вершине которой царствуют бессмертные боги, под ними располагаются их подданные — бренные люди, топчущие всё нижестоящее. И самое большее, что дано нам в общении со своими небесными покровителями — исполнять их предписания, оставаясь в неведении об их замыслах, прежде всего, в отношении нас самих. Науки, напротив, внушают нам, что боги есть не более, чем иллюзии нашего сознания. Однако цель нашего пребывания в мире не может быть нами осознана.

В частной жизни каждый, разумеется, чаще всего сам фор-мирует свое кредо, составляет собственные жизненные планы и ищет способы их реализации. (В связи с чем, можно заметить, что истинно счастлив тот, кто нашел свое призвание и достойное занятие, отвечающее ему взаимностью.) Иное дело, когда речь заходит о Homo sapiens в целом. Вот тогда-то возникает неясность с тем, для чего небеса наделяют некоторых из его представителей неистреби-мой страстью к познанию.

Человек — закономерное творение Природы. Поэтому, что-бы понять смысл нашего общего существования необходимо познать закономерности ее эволюции. Очевидно, что это невозможно без обращения к науке. Однако ее разделы слишком разобщены и редко «слышат» друг друга. Синтезировать, соединить все изучаемые ею фрагменты в единый пазл дано лишь философии, способной интегрировать в единое целое то, что анализирует наука. При одном, однако, непременном условии: ее готовности самостоятельно и критически оценивать частные выводы своего союзника, не поддаваясь давлению авторитетов его признанных светил. Цель настоящего эссе как раз и состоит в том, чтобы попытаться обобщить рациональные знания наших дней в надежде, что это поспособствует постижению конечной цели: познанию смысла эволюции Природы вообще и, как следствие, — смысла нашего существования, в особенности.

Вместе с тем, мы отдаем себе отчет в том, что многое из ка-жущегося очевидным и незыблемым сегодня, в действительности далеко не бесспорно, и завтра с большой вероятностью будет пересмотрено. Ибо не существует никаких конечных, абсолютных истин, овладев которыми можно возомнить себя непогрешимым знатоком всего на свете. Руководствуясь этой очевидностью и принимаясь за рукопись, мы стремились не к тому, чтобы кого-то в чем-то убедить, или, напротив, разубедить, но в том, чтобы активизировать мышление — величайшую способность, дарованную каждому из нас Природой. Поскольку «кто не думает по своему, тот не думает вовсе», как утверждал А. Бирс.

А коль скоро соображения, содержащиеся в книге, сугубо еретичны и оппонируют большинству «непререкаемых» истин, их легче воспринимать молодым интеллектуалам, еще не успевшим забронзоветь в общепринятых догматах. Надеюсь, что именно в их среде развиваемые идеи встретят наиболее доброжелательный прием.


Об авторе
top
photoГивишвили Гиви Васильевич
Гиви Васильевич Гивишвили

Доктор физико-математических наук. Вице-президент Российского гуманистического общества. Автор теории универсального гуманизма. Научные интересы — физика околоземного космического пространства. Настоящая книга представляет собой раздел, содержащий анализ влияния гуманизма на рождение, развитие и будущее демократии.