Предлагаемая читателю книга по истории средневековой
философии была опубликована издательством "Высшая школа"
в 1979 г. Теперь она переработана в некоторых местах и разделах
в соответствии с более углубленной и четкой субъект-объектной
парадигмой историко-философского процесса. Отметим здесь два
момента, имеющие наибольшее значение для проблематики,
трактуемой в названной книге.
Исходя из сути человека как действенно-познающего
существа, автор определяет философию как систему верознания.
Понятие веры заключает в себе как гносеологический, собственно
философский, так и фидеистический, собственно религиозный
смысл. Последний наиболее значим для проблематики данной
книги, что не означает отсутствия различных элементов веры в ее
первом, гносеологическом смысле. Последнее невозможно уже
в силу наличия компонента знания в комплексе верознания.
Наиболее переработан в соответствии с названной
парадигмой нечетко написанный в предшествующем издании весь
первый раздел, трактующий религиозную философию поздней
Античности и важнейшую среди них -- христианскую патристику.
Краткие историко-биографические сведения перерастают здесь
в рассмотрения определяющих проблем всего направления.
В издаваемых у нас, как и за рубежом, общих трудах
по средневековой философии, изложение, как правило, начинается
с рассмотрения формирования позднеантичной христианской
философии, обычно именуемой патристикой. Поскольку такое
формирование переплеталось с другими религиозными повериями
и учениями, они тоже рассматриваются попутно. Действительно,
важнейшие особенности и многие руководящие положения
позднеантичной религии и философии были унаследованы, в ряде
случаях изменены и развиты философией западноевропейского
Средневековья, и, с другой стороны, философией Византии,
Армении, Грузии, древней Руси. Хотя поздняя Античность
и Средневековье весьма различаются характером существовавших
тогда цивилизаций, религиозно-философские учения и идеи
сохраняют больше черт сходства, чем различия. Поэтому более
правильным названием предлагаемой книги было бы "Антично-средневековая
религиозная философия". В особенности имея в виду
очерки о могучем направлении неоплатононизма, оказавшего
огромное влияние как на христианскую, так и на мусульманскую
философию в поздней Античности и во времена Средневековья.
Правда, и такое название было бы не вполне адекватным, если
учесть, что и в эпоху Средневековья существовало немало таких
идей и учений, которые выходили за его рамки и оказывались
в оппозиции официально принятым и господствовавшим догматам
религиозного вероучения и подчинявшейся ей философии.
Такие ситуации складывались не только на европейском
Западе, но и на ближнем, мусульманском (частично и иудейском)
Востоке. Поскольку существовавшие здесь философские учения,
как в той или иной мере зависевшие от мусульманства и иудаизма, так
и становившиеся в оппозицию к ним, оказали значительное влияние
на философию западноевропейского Средневековья, они тоже
рассматриваются в особом разделе.
От автора |
I.Торжество христианского монотеизма в поздней Античности. Религиозно-философские учения, сопутствующие ему |
| | Религия и теология в поисках философского обоснования |
| | Экзегетика Филона Александрийского |
| | Теософия гностиков |
| | Радикальный дуализм манихейства |
II.Раннее хр истианство перед лицом античной философии. Патристика |
| | Неоплатонизм как органистический и идеалистический итог античного философствования |
| | Откровение Cв. Писания как фундамент мировоззрения патристики. Верознание во взаимоотношениях религии и философии |
| | Бог как сверхабсолютизированный, предельно активный творящий Субъект |
| | Макрокосм природы перед лицом божественного Сверхабсолюта |
| | Человек, душа и познание в контексте божественного креационизма |
| | Человек моральный и социальный в его зависимости от внеприродного Бога |
III.Религия и философия между Античностью и Средневековьем, между патристикой и схоластикой в Западной Европе и Византии V--X вв. |
| | Религиозная и светская образованность в раннем западноевропейском Средневековье |
| | Православная религия и философия в ранней Византийской империи. Аристотелизм и зарождение схоластики |
| | Научно-философская многоаспектность Боэция |
| | Философско-теологическая оригинальность Эриугены |
IV.Схоластик а, мистика и оппозиционные направления в теологии и философии в Западной Европе XI--XII вв. |
| | Оформление римско-католической церкви |
| | Общество, государственность и церковь |
| | Народно-еретические движения и их идеология |
| | Культура, образование, элементы научных знаний |
| | Диалектики и антидиалектики |
| | Ансельм Кентерберийский и оформление схоластики |
| | Схоластический реализм Ансельма |
| | Концепция Бога и доказательство его бытия |
| | Теологическая схоластика после Ансельма |
| | Росцелин и начало борьбы реализма и номинализма |
| | Абеляр и его борьба с ортодоксальными схоластиками и церковниками |
| | Абеляр как представитель диалектики. Его решение проблемы веры и разума |
| | Проблема универсалий и особенности номинализма Абеляра |
| | Этическая доктрина Абеляра |
| | Рационализм и натурализм Шартрской школы |
| | Гносеологические идеи шартрианцев. Зарождение концепции "двух истин" |
| | Критицизм Иоанна Солсберийского |
| | Мистическое направление XII в. Бернар Клервосский |
| | Умеренный мистицизм Сен-Викторской школы |
V.Религиозна я и светская философия в мусульманских странах. Еврейская философия там же |
| | Культура и религия в арабо-мусульманских странах |
| | Ислам. Мировоззренческие направления в нем и в связи с ним |
| | Калам -- мусульманская схоластика. Мутазилиты и ашариты |
| | Философия и наука в странах Ближнего Востока в раннем Средневековье |
| | Ал-Кинди и начало арабоязычной философской традиции |
| | Ал-Фараби и усиление аристотелизирующего рационализма |
| | Классификация наук |
| | Метафизика. Бог и мир |
| | Разум и познание |
| | Этико-социальная доктрина |
| | Рационализм, натурализм и синкретизм "чистых братьев" |
| | Вольнодумство в мусульманских странах |
| | Расцвет философской и научной мысли в творчестве Ибн Сины. Его жизнь и произведения |
| | Общий характер мировоззрения Авиценны. Его энциклопедия |
| | Познаваемость мира. Материя и форма. Проблема универсалий |
| | Метафизика Ибн Сины. Проблема Бога и мира. Натурализм и детерминизм |
| | Вопросы психологии и этики |
| | Ал-Газали и мистико-теологические итоги философского развития на арабоязычном Востоке |
| | Культура и философия в мусульманской Испании |
| | Творчество Ибн Рушда как вершина арабоязычного перипатетизма |
| | Разновидности знания. Религия, теология и философия |
| | Вечность мира и его отношение к Богу. Органицизм натуралистической онтологии Ибн Рушда |
| | Смертность индивидуальной души и бессмертие разума |
| | Истолкование человека и общества |
| | Еврейская философия Средневековья |
| | Пантеизм Ибн Гебироля |
| | Аристотелизирующий рационализм Маймонида |
VI.Расцвет с холастики. Оппозиционность номиналистических и мистико-пантеистических направлений в западноевропейской философии XIII--XIV вв. |
| | Общество, церковь и образованность в странах Западной Европы XIII в. |
| | Некоторые новые явления сектантско-еретической идеологии |
| | Освоение схоластической ученостью античного и арабоязычного знания |
| | Пантеизм и натурализм Давида Динанского |
| | Латинский аверроизм. Сигер Брабантский |
| | Концепция двоякой истины латинского аверроизма. Натурализм его трактовки природы и человека |
| | Августинизм XIII в. Мистицизм Бонавентуры |
| | Оксфордская школа и естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике XIII в. |
| | Роджер Бэкон и его позиция по отношению к знанию и наукам |
| | Проблема опыта. Соотношение теологии и философии |
| | Социальные выводы |
| | Католический аристотелизм. Альберт Больштедт |
| | Фома Аквинский -- центральная фигура схоластической философии в Западной Европе |
| | Теология выше философии |
| | Естественная теология |
| | Метафизика Аквината. Сущность и существование |
| | Форма и материя. Проблема универсалий |
| | Аристотелизирующий креационизм Аквината и его картина мира |
| | Антропология Аквината как проблема души и тела |
| | Познание человеческое и познание божественное |
| | Этико-социальная доктрина |
| | Судьбы философии Аквината |
| | Схоластическая логика. Раймунд Луллий |
| | Общество, церковь, народно-еретические движения в странах Западной Европы XIV в. |
| | Мистический пантеизм Мейстера Экхарта |
| | Этико-социальные идеи Экхарта и его историческое значение |
| | Схоластика на распутье. Иоанн Дунс Скот |
| | Метафизика Дунса Скота |
| | Воля человека и воля Бога |
| | Аверроистское направление позднесхоластической философии и его отражение в политической мысли |
| | Номиналистический крицитизм в схоластике. Уильям Оккам и его решение проблемы философии и теологии |
| | Номиналистическое истолкование предмета философии. Номинализм Оккама как терминизм |
| | Парижский оккамизм. Социально-историческая роль номинализма XIV в. |
VII.Средневе ковая философия -- история и современность |
Библиография |
Именной указатель |