Комментарий Фомы Аквинского - одно из самых необычных и в чем-то парадоксальных его сочинений. Парадоксальность - в том, что тема Троицы не получает здесь подробного рассмотрения. Это объясняется незавершенностью трактата. Необычность - в том, что, хотя это более раннее сочинение, чем знаменитые "Суммы", некоторые темы, по мнению ряда исследователей, подаются здесь более зрело, чем в позднейших сочинениях. Так или иначе, но этот важнейший труд, безусловно, заслуживает перевода. И, как ясно из сказанного выше, не только перевода, но и пояснений. Во вступительной статье А. В. Апполонова мы их и находим. Уровень их представляется адекватным целям издания. Хотя А. В. Апполонов не вдается в детали споров, связанных, к примеру, с датировкой Комментария, он проговаривает все ключевые моменты. Значительная часть вступительной статьи представляет собой краткое изложение частей Комментария. Этот ход также выглядит совершенно оправданным. Изложение представляется очень качественным. Что же касается самого перевода, то при его оценке надо учитывать, что у А. В. Апполонова уже имеется громадный опыт переводов текстов Фомы Аквинского. Этот опыт позволяет ему добиться оптимального результата при работе с данным произведением Фомы. Перевод ровный, ясный, стилистически выдержанный и единообразный. Как перевод, так и вступительная статья, таким образом, выполнены на высоком уровне. Полагаю, что можно уверенно рекомендовать эту книгу к публикации.
![]() Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.
Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. |