От автора - • 5 Введение 7 Часть первая Годы странствий 17 Симфоническое творчество в период 1878—1885 гг 34 Оперное творчество конца 70-х — начала 80-х годов. «Орлеанская дева» и «Мазепа» 81 «Трио памяти великого артиста». Камерные фортепианные и вокальные произведения 1878—1884 гг. Кантата и духовная музыка 124 Часть вторая Годы мировой славы 151 Программная симфония «Манфред» 169 «Чародейка» 190 Пятая симфония 229 «Моцартиана». Увертюра «Гамлет». Симфоническая баллада «Воевода» 260 «Спящая красавица» 270 Часть третья «Пиковая дама» 297 Камерное творчество последних лет жизни. Секстет «Воспоминание о Флоренции», романсы и фортепианные пьесы 345 «Иоланта» и «Щелкунчик» 359 Шестая симфония 403 Заключение 468 Иллюстрации 486 Список иллюстраций 499 Туманина Надежда Васильевна Музыковед, исследователь отечественной музыки, педагог. Кандидат искусствоведения. В 1926–1931 гг. занималась в Музыкальном техникуме имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера. В 1936 г. окончила историко-теоретический факультет Московской консерватории у В. Э. Фермана, в 1939 г. — аспирантуру. В этом же году вышла ее первая книга «Мусоргский. Жизнь и творчество». С 1944 г. — доцент; в 1949–1957 гг. — заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории. В 1960 г. — руководитель комплексного сектора русского искусства Института истории искусств АН СССР.
Н. В. Туманина — автор многих работ, посвященных истории русской и советской музыки. Она была редактором фундаментального труда «История русской музыки» (т. 1–3), участвовала в создании коллективного труда «История русской советской музыки» (т. 2–4). Ею были написаны многочисленные статьи, в том числе о творчестве выдающихся композиторов М. П. Мусоргского, М. И. Глинки, С. И. Танеева. Но главным научным трудом Н. В. Туманиной стало изучение творчества П. И. Чайковского, которому она посвятила книги «Оперное творчество Чайковского», «Чайковский и музыкальный театр», «Чайковский: Путь к мастерству», «Великий мастер». |