On onblie que ce sont les ide'es qui
gouvernent le monde. Laurent. Одинъ изъ наиболее важныхъ для истории вопросовъ – это роль религиозныхъ, политическихъ и другихъ идей. Особенно сильно повлияли идеи на историю французской революции, то распространяясь на почве отвлеченныхъ политическихъ теорий, то служа выражениемъ реальныхъ интересовъ и притязаний. Въ числе этихъ идей следуетъ отвести надлежащее место идее народовластия. Эта идея более всего содействовала тому, что переворотъ 1789 г. принялъ революционный характеръ. Во имя этой идеи совершился первый революционный актъ – превращение депутатовъ третьего штата на Генеральныхъ Штатахъ 1789 г. въ Национальное Собрание; подъ знаменемъ идеи народовластия происходили дальнейшия события революции; съ ослаблениемъ веры въ эту идею изменился характеръ революции, и она завершилась съ полнымъ отрицаниемъ идеи народовластия. Указать, чемъ обусловливается въ историческомъ прошломъ Франции возникновение идеи народовластия, почему и въ чемъ она нашла тамъ благоприятную почву для своего развития, какъ и кемъ она была облечена въ ту формулу, которая обеспечивала ей популярность, какъ само правительство содействовало ея успеху, какъ она получила всенародное признанье и при какихъ условияхъ она восторжествовала – - составляетъ предметъ настоящей книги. Заинтересовавшись влияниемъ идеи народовластия на историю революции, я написалъ въ восьмидесятыхъ годахъ по этому вопросу насколько статей, изъ которыхъ одне были тогда напечатаны, другая остались въ рукописи. Я имелъ въ виду при случае переработать и слить ихъ въ цельное сочинение. Но мне не пришлось осуществить это желание и, опасаясь, что, можетъ быть, это и впредь не удастся, я решился напечатать ихъ въ виде Сборника статей. Но и въ этомъ виде оне представляютъ внутреннюю, такъ сказать органическую связь. Въ первой изъ нихъ объясняется историческое происхождение французскаго народа и объединение составныхъ частей его въ новомъ понятии о французской нации. Вторая статья показываетъ, какъ это новое понятие послужило средствомъ для борьбы парламентовъ противъ монархии стараго порядка. Статья о Руссо изображаетъ влияние этого писателя на представление о народе, и его роль въ популяризации идеи народовластия въ противоположность господствовавшей до него – со времени Бодена – теории о верховной власти (souverainete). Дальнейшая судьба этой идеи находилась въ зависимости отъ внутренней политики правительства Людовика XVI и отъ его отношений къ вопросу о неотложныхъ реформахъ. Это и составляетъ предметъ статьи "Народы и правительство Франции на исходе стараго порядка". Неудача этихъ реформъ побудила правительство обратиться къ французскому народу за содействиемъ и дать ему возможность въ инструкцияхъ своимъ депутатамъ (въ наказахъ) высказаться о желательныхъ ему реформахъ и преобразованияхъ. Этотъ всенародный опросъ сталъ поводомъ къ переходу идеи народовластия изъ теоретической области на реальную почву политическихъ программъ и требований, какъ это показываетъ изследование о наказахъ. Съ перваго же дня открытыхъ 5-го мая Генеральныхъ Штатовъ началась среди нихъ борьба изъ-за понимания и применения къ делу идеи народовластия. Обстоятельства и причины, приведшия къ ея торжеству, изложены въ последней статье. Идея народовластия восторжествовала 17 июня, и это торжество было началомъ революции. Третья статья "Народность и прогрессъ" должна была служитъ вступлениемъ къ книге о народе и народовластии и потому также помещена здесь, хотя и не имеетъ ближайшаго отношения къ истории Франции. Напечатание статей въ ихъ прежнемъ виде съ некоторыми редакционными изменениями представляло то неудобство, что не исключало повторений; такъ, напр., о теорияхъ Руссо упоминается и въ пятой и въ шестой статьяхъ. Устранятъ такия повторения нельзя было безъ нарушения цельности и внутренней связи отдельных статей. Переделка же ихъ и переработка въ главы систематической книги потребовали бы не мало времени и отсрочили бы надолго ея появление. Герье Владимир Иванович Выдающийся русский историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1902). Родился в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1862 г. защитил магистерскую диссертацию («Борьба за польский престол в 1733 г.»), а в 1868 г. — докторскую («Лейбниц и его век»). С 1865 г. преподавал в Московском университете; впервые в России ввел систематические семинарские занятия по всеобщей истории. Профессор всеобщей истории Московского университета (1868–1904). Организатор и руководитель Высших женских курсов в Москве (1872–1905). Основатель Исторического общества при Московском университете. С 1906 г. — член Государственного совета. В качестве гласного Московской городской думы принимал деятельное участие в городских делах Москвы. С 1888 по 1905 гг. был председателем комиссии, разработавшей организацию попечительства о бедных.
В. И. Герье — автор значительного числа работ, среди которых сочинения о Великой французской революции, о средневековых деятелях католической церкви, лекции по всеобщей истории, статьи по вопросам образования. Он был сторонником идеи эволюционного исторического прогресса, постепенно ведущего человечество к более высокому уровню «нравственного самосознания общества». В истории цивилизации решающую роль, по его убеждению, играли диалектические отношения двух «основных начал» — власти и личности; при этом огромное значение в историческом процессе играет свобода личности. В. И. Герье также доказывал, что уровень достижений исторической науки во многом зависит от нравственной позиции ученых, которые ее в данный момент представляют. Читаемые им курсы всегда отличались систематичностью, содержательностью и широтой взгляда. |