URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания Обложка Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания
Id: 312251
599 р.

Режиссура и методика ее преподавания Изд. стереотип.

URSS. 2024. 240 с. ISBN 978-5-9519-4351-4.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемой читателям книге, написанной выдающимся советским режиссером В.Г.Сахновским, последовательно изложены его размышления о режиссерском искусстве. Книга включает в себя опыт определения объема и содержания режиссуры, рассмотрение и описание главнейших процессов режиссерского искусства, а также попытку наметить примеры, которыми следует руководствоваться, предлагая студентам изучать искусство режиссуры. В отдельной главе изложены... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие к первому изданию3
Вступление7
Театральное искусство — искусство коллективное11
Что такое режиссура13
Несколько замечаний по истории режиссуры17
Черты отличия режиссера от других работников театра25
Методические указания о подходе к каждой индивидуальности студента для определения субъективных черт его дарования36
Композиция спектакля43
Работа над авторским текстом53
Примечание к разделу курса режиссуры, характеризующему работу над авторским текстом74
Работа режиссера над современной советской пьесой76
Актерское мастерство83
Примечание к разделу курса режиссуры, характеризующему работу с исполнителями121
Несколько замечаний о режиссуре Вл. И. Немировича-Данченко124
Работа с художником-декоратором133
Примечание к практическим занятиям по созданию проекта постановки150
Работа с машинистом сцены156
Работа с осветителем169
Примечания к проведению студенческой практики в театрах175
Работа с музыкантом179
Работа над шумами в спектакле188
Примечания к практическим работам со студентами над созданием спектакля193
Композиционные приемы режиссера в работе над спектаклем195
Авторский текст и режиссер211
Заключение232

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
top

Данную книгу следует рассматривать как последовательное изложение размышлений о режиссерском искусстве. Они слагались на протяжении целого ряда лет и не всегда содержат в себе окончательные выводы по затронутым вопросам. Однако все эти мысли выдвинуты практикой режиссерского искусства и требуют своего разрешения.

Работая самостоятельно над отдельными спектаклями или присутствуя при работе над спектаклями таких замечательных мастеров, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, и неоднократно работая совместно с ними, я приходил к определенным выводам о сущности режиссерского искусства. Однако мои заключения еще далеки от того, чтобы я мог претендовать на построение систематического курса режиссуры. Это только беглые записки и выводы, касающиеся лишь отдельных, вполне конкретных явлений режиссерской работы

Сюда же вошли записки и заметки, которые я делал для себя, работая над книгами и статьями, помогавшими мне разобраться в режиссерском искусстве прошлого и настоящего как в Западной Европе, так и в нашей стране.

Наконец, в эту книгу вошел весь тот опыт, который сложился у меня от занятий проблемами режиссуры с членами Театральной секции Государственной академии художественных наук, сотрудниками режиссерской лаборатории Всероссийского театрального общества, со студентами Декорационного отделения Вхутеина и главным образом со студентами, моими учениками режиссерского факультета Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.

Настоящая работа включает в себя опыт определения объема и содержания режиссуры, рассмотрение и описание главнейших процессов режиссерского искусства, а также попытку наметить приемы, которыми следует руководствоваться, предлагая студентам изучить искусство режиссуры.

Данная книга ни в коем случае не претендует на то, чтобы ее рассматривали, во-первых, как научно-исследовательскую работ у. Она не содержит строго систематического изложения дисциплины. Искусство режиссуры еще требует тщательного и ясного описания отдельных процессов, собирания конкретных фактов и приемов работы режиссеров. Наука о театре еще только слагается, и мы пока не имеем разработанного метода этой науки; поэтому естественно, что данной книге много недостает для того, чтобы она могла претендовать на научное исследование.

Во-вторых, эту книгу нельзя рассматривать как учебник, так как в учебнике материал, после неоднократной проверки его на учащихся, должен быть расположен в порядке постепенного прохождения учебной программы от простейшего к более сложному, что способствует более правильному и легкому усвоению этого материала студентами.

Чтобы мой опыт оказался полезным для других работников в области режиссуры, я включил главу, из которой будут ясны требования, предъявляемые режиссеру, и способ отбора студентов, обладающих, по моему мнению, творческой направленностью к искусству режиссуры. Мною указаны приемы, которыми я руководствовался для развития творческой фантазии студентов, будущих режиссеров, а также описаны практические занятия со студентами.

Однако, несмотря на то, что в этой книге имеется последовательное изложение веек разделов, которые я считаю необходимыми для ознакомления студентов как с вопросами теории, так и с практикой по режиссуре, все же она не претендует на то, чтобы ее рассматривали как проработанный до конца учебник, а может служить лишь первой попыткой систематизации материала.

В-третьих, эта книга не свободна от употребления ненаучных терминов. Я пользуюсь той номенклатурой и теми терминами, которые употребляются обычно в театральной практике. Эти «рабочие термины» по большей части вытекают из обихода сценической жизни. В театре на репетициях ими пользуются актеры, режиссеры и иные работники сцены; они же вошли в словарь студентов театральных институтов и театральных школ.

Иногда в своем изложении я пользовался определениями, заимствованными из смежных и сопутствующих театральному искусству дисциплин. Неоднократно я обращался к определениям из области теории словесности, музыки, изобразительных искусств.

Конечно, часто термин, взятый из теории музыки или теории словесности, применительно к театру, означает далеко не то, что под ним разумеется в указанных областях, но за отсутствием в театроведении выработанной терминологии приходится обращаться к этим терминам. Вот почему часто вместо теоретической формулировки, которую я еще не имею права дать из-за неразработанности дисциплины режиссуры, я обращаюсь к описанию явления, процесса или понятия в области этой дисциплины.

Я долго обдумывал план расположения записей и размышлений, которые составили содержание этой книги, и пришел к заключению, что она должна состоять из ряда этюдов, распадающихся на главы, и из характеристики основных процессов режиссерского искусства.

Когда приступаешь к изложению курса режиссуры или размышляешь о сущности режиссерской работы, прежде всего возникает вопрос о месте режиссера в коллективном искусстве театра и о том, когда впервые появилась потребность в режиссере в театре, существующем только в Европе более двух с половиной тысяч лет.

С ответа на эти вопросы я и начинаю свою книгу.

Затем я считаю необходимым раскрыть, что представляет собой режиссер как художник. Какие отличают его черты, в чем особенность

его творческой фантазии, памяти, его восприятия произведений искусства. Тем самым мы ответим на вопрос, в чем сказывается творческая направленность режиссера и как производить отбор студентов для режиссерского факультета.

Вслед за этим настойчиво требует разрешения вопрос о том, что должно войти в состав занятий режиссера для подготовки его к творческой деятельности. В своей существенной части эта последняя определяется умением построить режиссерский план, зерном которого является замысел режиссера, а также развитием искусства композиции спектакля. Это в книге составило ряд этюдов и глав, по возможности глубоко вскрывающих основные свойства режиссера.

Наконец, последовательное изложение того, что такое работа режиссера, в чем заключаются режиссерские знания, какими методическими приемами я пользовался в занятиях со студентами на протяжении четырехгодичного курса для того, чтобы подготовить их к самостоятельной режиссерской работе.

Я бы считал себя вполне удовлетворенным, если бы этот мой опыт характеристики режиссерского искусства оказался полезным для работы студентов режиссерского факультета и молодых режиссеров, а также помог бы в дальнейшем советским ученым создать подлинно научный труд по вопросам теории режиссуры, практики режиссерского искусства и методики обучения ему.


Об авторе
top
Сахновский Василий Григорьевич
Выдающийся советский театральный режиссер, театровед, педагог. Народный артист РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939). Родился на станции Дорогобуж, в семье инженера-путейца. В 1910 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1912 г. начал работу в студии режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского (с 1914 г. — Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, но вскоре перешел к постановочной практике. В 1919 г. организовал Государственный показательный театр. В 1922–1926 гг. был художественным руководителем Московского драматического театра, Театра комедии. В 1926 г. был приглашен в Московский художественный академический театр (МХАТ); в 1932 г. стал заместителем директора театра по художественной части, в 1937 г. — заведующим художественной частью. С 1943 г. был членом художественно-режиссерской коллегии МХАТа и художественным руководителем созданной при нем Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко.

В. Г. Сахновский поставил много спектаклей, среди которых выделялись «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1929), «Мертвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (1937) и другие. При этом, сосредоточившись на режиссерской и административной деятельности, он продолжал работу в области театроведения, написав ряд монографий, посвященных Художественному театру, крепостным усадебным театрам, драматургии А. Н. Островского, теоретическим размышлениям о режиссуре. Он также получил известность как театральный педагог: в 1926 г. руководил группой молодых режиссеров и художников при Государственной академии художественных наук (ГАХН); с 1933 г. возглавлял режиссерский факультет ГИТИСа, где собрал и объединил ведущих московских режиссеров; участвовал в создании Школы-студии МХАТ.