URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Матвиевская Г.П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века Обложка Матвиевская Г.П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века
Id: 250800
686 р.

Развитие учения о числе в Европе до XVII века Изд. стереотип.

2020. 232 с.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматривается развитие арифметики, алгебры, теории квадратичных иррациональностей и теории отношений в Европе до XVI века включительно. Основное внимание уделено формированию понятия действительного числа в трудах европейских математиков; отмечается влияние на них сочинений ученых Ближнего и Среднего Востока. Работа написана главным образом на основе изучения оригинальных изданий XV–XVI вв. с использованием... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава I. Средневековая европейская математика и влияние на нее науки стран Востока
 § 1. О культуре и науке Европы в средние века
 § 2. Европейская математика до XII в.
 § 3. Ранние латинские переводы с арабского и греческого языков
 § 4. Византийская математика
 § 5. Европейские ученые XIII-XV вв. и их труды по арифметике и алгебре
 § 6. Переводы "Начал" Евклида
Глава II. Учение о числе в Европе до XVI в.
 § 7. Предпосылки развития понятия числа в Европе
 § 8. Теоретическая арифметика
 § 9. Практическая арифметика
 § 10. Алгебра
 § 11. Теория квадратичных иррациональностей
  Комментарии к книге X "Начал" Евклида
  Книга X "Начал" в алгебраических сочинениях
 § 12. Теория отношений
Глава III. Учение о числе в XVI в.
 § 13. Вводные замечания
 § 14. Итальянские математики XVI в.
 § 15. Немецкие коссисты
 § 16. Французские математики
 § 17. Английская математика. Роберт Рекорд
 § 18. Учение о числе в конце XVI в.
Литература
Указатель имен

Предисловие
top

Средневековый период истории европейской математики привлекает внимание многих исследователей, прежде всего ввиду недостаточной его изученности и обилия вопросов как общего, так и частного порядка, ждущих своего решения. Этот период интересен, с одной стороны, тем, что именно тогда; сложились все предпосылки бурного расцвета научной мысли, который начался с XVI в. и привел к созданию в XVII в. математики переменных величин. С другой стороны, математика средневековой Европы, рассматриваемая и сама по себе, представляется сейчас намного более богатой по идейному содержанию, чем это казалось сравнительно недавно. Теперь ясно, что при изучении истории возникновения и развития той или иной математической идеи следует со вниманием обращаться к средневековью – и восточному, и европейскому, – ожидая получить новые данные, касающиеся этой истории.

В числе наиболее важных историко-научных проблем в литературе часто отмечается проблема взаимного влияния культур различных народов. Особый интерес она приобретает в применении к математике средневековья, хотя и обладавшей, как теперь выяснено, общностью закономерностей развития, но отличавшейся специфическими особенностями в разных странах Востока и Запада [62, 126].

С точки зрения истории математики эпохи Возрождения и Нового времени существенен вопрос о передаче в XI–XIII вв. научных познаний, накопленных на Ближнем и Среднем Востоке, в Европу, о ходе их усвоения и начале самостоятельного творчества европейских ученых.

В предлагаемой работе этот вопрос рассматривается в рамках учения о числе, точнее, тех наук, развитие которых вело постепенно к расширению понятия числа. Автор видит в ней продолжение своей книги "Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке", выводы которой послужили отправной точкой настоящего исследования.

Выделены два периода истории развития понятия числа в средневековой Европе. Первый условно завершается XV в. и может быть в общих чертах охарактеризован как период усвоения восточного учения о числе. Второй охватывает

XVI в., эпоху Высокого Возрождения [38], когда, как и в других областях науки, в математике был достигнут значительных прогресс и заложена база для выдающихся открытий XVII в.

Автор не ставит своей целью дать систематический обзор арифметики и алгебры рассматриваемого периода и коснуться всех многочисленных вопросов, возникающих в этой связи. Внимание будет обращено на некоторые основные моменты истории учения о числе. Это относится в особенности к XVI в., которому отведена глава III: в ней рассматривается несколько наиболее характерных и не всегда достаточно известных сочинений, содержащих изложение учения о числе, как его понимали в то время. Поэтому при составлении списка литературы имелось в виду указать читателю, в каких источниках можно получить более подробные сведения по вопросам, в данной книге затронутым только мимоходом. Естественно, что в этом отношении более полезным оказался бы аннотированный библиографический указатель, но, по мнению автора, такой указатель, касающийся истории математики Европы в средние века и в эпоху Возрождения, должен стать предметом самостоятельной работы.

Материалом, на котором построено исследование, послужили, главным образом, оригинальные математические сочинения, изданные в XV–XVI вв. Автор зачастую пользовался экземплярами из фондов Библиотеки АН СССР в Ленинграде и искренне благодарен сотрудникам Отдела редкой книги, прежде всего Е.И.Гольцман.

Автор крайне признателен академику АН УзССР проф. С.X. Сираждинову за постоянные внимание и поддержку, а также профессорам И.Г.Башмаковой, Б.А.Розенфельду, А.П.Юшкевичу и академику АН УзССР проф. В.П.Щеглову, ознакомившимся с рукописью в первом ее варианте и сделавшим замечания, которые по возможности были учтены при написании книги. За ценные советы, полученные в процессе работы, автор приносит глубокую благодарность профессору И.Н.Веселовскому.


Об авторе
top
photoМатвиевская Галина Павловна
Доктор физико-математических наук, академик АН Узбекистана, действительный член Международной академии наук. Окончила математико-механический факультет Ленинградского университета в 1954 г. по специальности "Теория чисел", затем аспирантуру Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР. Под руководством академика В. И. Смирнова исследовала неопубликованные рукописи великого математика XVIII в. Леонарда Эйлера, хранящиеся в Архиве Академии наук. С 1959 по 1994 гг. работала в Институте математики Академии наук Узбекистана, где занималась историей математики средневекового Ближнего и Среднего Востока на основе изучения арабских математических рукописей. С 1994 г. — профессор Оренбургского государственного педагогического университета.