Предлагаемые очерки не имеютъ целью дать исчерпывающаго изложения и критики всехъ борющихся въ современномъ марксизме – западно-европейскомъ и русскомъ – философскихъ течений. Въ нихъ заранее устранены, какъ явно чуждыя реалистическому духу марксизма, прямыя и сознательныя попытки соединить его съ той или иной идеалистической системой ("возвратъ къ Канту", "возвратъ къ Фихте" и пр.). Для меня здесь вопросъ шелъ, главнымъ образомъ, о тяжбе между диалектическимъ материализмомъ – или беря даже \'уже и точнее – о тяжбе между такъ называемой ортодоксией – представителями которой являются у насъ Плехановъ и его ученики – и теориями современнаго позитивизма, начинающими за последнее время прюбретать все больше сторонниковъ въ рядахъ мархсистовъ. Давая этимъ очеркамъ название: "Материализмъ и критический реализмъ", я только подчинялся установившейся у насъ терминологической традиции, ибо къ той комбинации изъ спинозизма и кантианства, которую дали въ своихъ работахъ Г.Плехановъ и Л.Ортодоксъ, только въ очень и очень условномъ смысле применимо имя материализма. Довольно условно и название "критический реализмъ", куда я зачисляю и И.Дицгена, этого предтечу имманентной школы и эмпириокритицизма, который самъ себя называлъ диалектическимъ материалистомъ, и А.Богданова, заканчивающего въ своемъ "эмпириомонизме" идеалистической по существу концепцией. Но у всехъ заносимыхъ мной въ эту рубрику мыслителей имеются общия, присущия критическому реализму черты: во-первыхъ, решимость брать чувственный миръ такимъ, какой онъ есть, а значитъ отказъ отъ идеалистическаго предразсудка, будто миръ есть наше представление; во-вторыхъ критическое отношение къ фетишизму субстанции въ различныхъ его видахъ ("материя", "причинность" и пр.). При разсмотрении различныхъ философскихъ проблемъ мне пришлось уделить имъ далеко неравномерное внимание. Въ то время, напримеръ, какъ проблема реальности внешняго мира разбирается очень обстоятельно, другие, не менее важные, вопросы (отношение "физическаго" къ "психическому", проблема причинности) излагаются въ самомъ общемъ и схематическомъ виде. Эта непропорциональность изложения определялась основной задачей этихъ очерковъ – выяснениемъ существенныхъ разногласий между "ортодоксами" и "махистами". Съ этой точки зрения приходилось особенно внимательно анализировать те пункты, которые теоретиками диалектическаго материализма выставляются, какъ conditio sine qua non марксистскаго правоверия. ![]() Яркий отечественный мыслитель, публицист, переводчик философской литературы, сторонник меньшевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Родился в 1873 г. в Одессе. После окончания в 1891 г. гимназии учился в Париже, где слушал лекции по математике знаменитых ученых Ш. Эрмита и А. Пуанкаре. Вернувшись домой на летние каникулы, был арестован и сослан в Кишинев по обвинению в революционной деятельности во время учебы в гимназии. В период ссылки окончательно сложились его социал-демократические убеждения. Позже, в 1902 г., закончил факультет наук в Сорбонне, после чего переехал в Санкт-Петербург, где в 1913 г., сдав экзамены экстерном, получил диплом университета.
В Петербурге П. С. Юшкевич активно занимался написанием трудов в самых разных областях философии, публицистических статей, переводами работ известных зарубежных философов. Вел бурную полемику с «ортодоксальными сторонниками диалектического материализма», в том числе с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным, которых подверг критике в книге «Столпы философской ортодоксии» (М.: URSS). В 1908 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Материализм и критический реализм: О философских направлениях в марксизме» (М.: URSS). Незадолго до Октябрьской революции уехал в Одессу, где вступил в местную организацию РСДРП(м). С 1920 г. постепенно отошел от политической деятельности. Позже переехал в Москву, где сотрудничал с издательством «Мир», переводил тексты для Института Маркса и Энгельса, сочинения французских философов XVIII в., книги по истории математики. |