Предыдущие книги проекта "Сценографы России" были посвящены персоналиям, рассказывали о творчестве пятнадцати мастеров русской сцены второй половины XX – начала XXI века. Данная книга рассматривает вопросы истории, теории, исторической типологии, а также вопросы современной художественной практики искусства сценографии в целом. Такое завершение серии соответствует сути замысла автора: проект "Сценографы России" осуществлялся как часть общего проекта "Искусство сценографии мирового театра". Только в этом широком контексте может быть понято значение творчества мастеров, о которых шла речь в предыдущих книгах. Оно определяется тем, что эти художники воплотили принципы новой системы оформления спектакля. О качествах новой системы, об её истоках и закономерностях возникновения в процессе исторического развития театра, о формировании нового понимания задач искусства художника в структуре сценического синтеза, наконец, о современных сценографических исканиях отечественных мастеров и их зарубежных коллег говорится в статьях, включенных в эту книгу. ![]() Выдающийся ученый-искусствовед, историк театра, ведущий специалист в области сценографии мирового и отечественного театра. Доктор искусствоведения, профессор. Лауреат Государственной премии и премии г. Москвы. Автор более 350 статей и около 40 книг по вопросам театрального искусства. Многие его работы посвящены истории, теории, типологической классификации видов сценографических решений спектакля, а также современной практике театральных художников. Творческая деятельность В. И. Березкина без малого полвека была связана с Государственным институтом искусствознания. В. И. Березкину принадлежит первый на русском языке опыт систематического осмысления и классификации классического наследия европейского театрально-декорационного искусства и, что особенно ценно, наследия ХХ столетия. Впервые в театроведении и сценографоведении В. И. Березкин ввел в научный оборот новое явление искусства современности — театр художника. В. И. Березкин — единственный российский искусствовед, который видел 11 Пражских Квадриеннале сценографического искусства 1967–2007 гг., считающихся главным смотром достижений мировой сценографии. Этот опыт позволил ученому обосновать понятие «театр художника» как новый вид искусства, находящийся на пересечении изобразительных искусств и театра, сценического авангарда и неоавангарда. Театру художника В. И. Березкин посвятил ряд монографий. Серия книг «Сценографы России» завершает фундаментальный труд ученого «Искусство сценографии мирового театра».
|