...учителя дают ученикам нечто невесомое, и ученики это не всегда оценивают.
С. Н. Бернштейн
Эта книга – о жизненном и творческом пути выдающегося мыслителя, исследователя и педагога. С. А. Яновской. О тяжком времени, на которое падает ее жизнь. О темных и о светлых событиях, которыми отмечен ее путь. О философско-логических работах ее учеников. О тех идеях, которыми она щедро делилась со своими коллегами. Об учениках, которые ее окружали и которых она поддерживала. То, что ниже предлагается читателю, представляет собой продолжение и развитие содержания четырех книг, носящих заглавие – "Трудные времена философии" и опубликованных в 2006, 2008 и 2009 и 2010 годах. Первые три книги объединяет то, что изложение в них определялось жизненными перипетиями их автора, Б. В. Бирюкова. Иной характер носит четвертая книга; она посвящена одному из тех лиц, кто активно участвовал как в событиях, о которых говорилось в первых трех книгах, так и в том, что выпало на долю мыслящих и образованных людей в последующие десятилетия отечественной истории. Что касается книги, которая ниже предлагается вниманию читателя, то она строится на фактах, связанных с жизнью и деятельностью С. А. Яновской, учителя автора этих строк. Это значительно сместило хронологические рамки излагаемых событий – они начинаются со времен русской революции и оканчиваются серединой 60-х годов, когда С. А. Яновской не стало. Масштаб личности Софьи Александровны и траектория ее жизни позволили резко расширить круг вводимых в рассмотрение исторических событий и персоналий, углубить рассмотрение анализируемых философско-логических идей. В книге читатель встретит много имен тех лиц, которые были коллегами Софьи Александровны, с которыми они сотрудничала, которые участвовали в семинарах, которыми она (со)руководила, которые были ее студентами-дипломниками либо ее аспирантами. Хочу подчеркнуть, что упоминание тех или иных персоналий, равно как и рассказы о них ни в коем случае не означают какого-либо "взвешивания" их вклада в логику или философию. Моя цель состояла не в характеристике научной значимости тех или иных событий и фактов научно-философской динамики, в центре которой находилась Софья Александровна, – об этом скажет история науки, еще не написанная, – а в создании общей картины того развития, символом которого была Яновская. Хочу подчеркнуть, что не обо всех событиях и лицах, о которых мне хотелось бы рассказать, нашлось место на этих страницах. И если тот или иной из современников С. А., особенно те, кто близко ее знал, сотрудничал с ней либо учился у нее, не упомянут мною, – это не значит какой-либо недооценки ни данной личности, ни тех событий, которые с ней связанны. В той мере, в какой это станет возможным для меня в будущем, я постараюсь рассказать об этом в последующих книгах "Трудных времен философии". Но один род оценок в книге есть, и вытекает он из категорического отверждения всего специфически советского – как в идеологии, так и в житейской повседневности. Без этого создание объективной картины ушедшего прошлого – невозможно. Но это не означает отказа от всего, что было в коммунистической России. И данная книга именно это и показывает. Несмотря на господство официальной идеологии и тяжесть политической практики, в нашем отечестве оказался возможным замечательный "феномен Яновской". И еще об одном надо сказать. Я решительно отказался от так называемой "политкорректности". В этом я присоединяюсь к взгляду А. И. Солженицына: полновесную правду нельзя писать частями. И поэтому в своем изложении я старался быть нелицеприятным. Эта книга не могла бы появиться на свет, если бы не помощь моих друзей и коллег: З. А. Кузичевой, И. С. Верстина, И. П. Прядко, О. А. Борисовой, О. А. Фридлянд. И конечно – без участия Любови Гавриловны Бирюковой, которая в течение долгих лет, когда создавался текст, предлагаемый вниманию читателя, была моим неизменным помощником, Всем им я выражаю свою глубокую признательность. Существует взгляд, согласно которому официальная идеология советского периода сплошь негативно воздействовала на развитие логики и философии математики в России. Хотя подобный взгляд, в целом, верен, но его нельзя понимать упрощенно. Картина динамики – по крайней мере в сфере логических и философско-математических исследований – не предмет для черно-белого описания. Она была гораздо богаче, чем ее представляют иные современные писатели. Конечно, идеологическое воздействие официального марксизма не благоприятствовало углубленной духовной жизни; часто оно было просто тлетворным. Но если говорить об упомянутой выше сфере науки, то были и исключения. Так, диалектические идеи подвигли в советский период известного русского математика С. А. Богомолова произвести более углубленный анализ апорий Зенона, нежели тот, который присутствовал в его дореволюционных работах на ту же тему. Еще более явными были логические новации, обусловленные диалектической установкой ("диалектическая логика"), которые связаны с именем И. Е. Орлова – создателя исторически первой формы релевантной логики. В этом ряду как раз и находится фигура выдающегося отечественного мыслителя Софьи Александровны Яновской (1896–1966), жизнь и творчество которой преисполнено трагических ситуаций, внутренних противоречий и поступков, о которых она могла только сожалеть. Но вместе с тем ее деятельность – по крайней мере если говорить о ее творчестве в зрелый период – была благодетельна для отечественной науки и культуры. Отношение к научному наследию оригинальных отечественных исследователей советского периода в наше время различно. В одних случаях – укажем, например, на А. Ф. Лосева – оценка научного вклада представляется мне явно завышенной; в других случаях (примером может служить В. Ф. Асмус, фигура не менее значимая, чем Лосев) – в определенной степени недооцененной; в третьих же случаях вклад мыслителя оказывается почти забытым (как это случилось с логическими работами П. С. Попова, значимость которых только сейчас начинает осознаваться). Судьба научного наследия Яновской не укладывается в очерченную "трихотомию". Ее имя прочно врезалось в память всех тех, кто в нашей стране был так или иначе связан с логикой и ее историей. Для них посмертно изданный сборник ее избранных работ – в многом настольная книга. О Яновской и ее вкладе в науку написано не так много. Незадолго до кончины Софьи Александровны – к ее 60- и 70-летию – о ней были опубликованы статьи в журнале "Успехи математических наук" а после кончины – ряд некрологов и воспоминаний. В 1972 г. был издан упомянутый выше сборник избранных работ С. А. Яновской, открывающийся статьей ныне покойного ученика Яновской известного философа Д. П. Горского, в которой освещался ее жизненный и научный путь. В 2006 году эта книга была переиздана, и в ней в качестве "заключительной" была добавлена статья "Софья Александровна Яновская – мыслитель, исследователь, педагог", написанная О. А. Борисовой и автором этих строк. В 1966 г., 11 февраля, на механико-математическом факультете МГУ было торжественно отмечено 70-летие со дня рождения и 40-летие научной, педагогической и общественной деятельности профессора С. А. Яновской, а 24 октября того же года Софья Александровна ушла из жизни. Ее памяти было посвящено совместное заседание Московского математического общества и Ученого совета и Методологического семинара механико-математического факультета МГУ. В пригласительном билете на это заседание указана его повестка: 1. Вступительное слово академика П. С. Александрова 2. О работах С. А. Яновской по философским вопросам математики и математической логики доктор философских наук Б. В. Бирюков
профессор В. А. Успенский
3. О работах С. А. Яновской по истории математики доктор физ.-мат. наук И. Г. Башмакова
4. О конструктивной математической логике член-корреспондент АН СССР, профессор А. А. Марков
* * * В начале 80-х годов подборка ряда небольших статей-воспоминаний о Яновской появилась в сборнике "Женщины революционеры и ученые". Книга вышла за грифом Научного совета по комплексной проблеме "История Великой Октябрьской социалистической революции". В ней помещены статьи Д. П. Горского, Б. В. Бирюкова, А. А. Маркова – А. С. Кузичева – З. А. Кузичевой, И. Г. Башмаковой, А. П. Юшкевича и др. Стоит отметить, что эта книга – любопытный документ, созданный "последними могиканами" апологии коммунизма в России. Составители книги – назову их имена: Ф. П. Дашевская, А. П. Ненароков, Х. С. Топоровская и И. Э. Южный-Горенюк (ответственными редакторами выступили академик И. И. Минц и тот же А. П. Ненароков) – сумели наскрести среди "женщин-революционеров" всего три "ученых": помимо Яновской это были А. М. Панкратова и Е. К. Соколовская. Анна Михайловна Панкратова была одним из ведущих советских историков, сыграла немалую роль в инициированной Сталиным борьбе против исторической школы М. Н. Покровского и была избрана действительным членом АН СССР. В своей автобиографии, помещенной в книге "Женщины-революционеры и ученые" и относящейся к 1934 г., она, в частности, писала: "Я мечтаю <... > показать, как рабочий класс нашей страны возглавил революционное движение в стране против царизма и капитализма и пришел к своей всемирно-исторической победе в октябре 1917 г., а затем – как он построил новое социалистическое общество и ныне борется за победу коммунизма"; эта категорическая заданность результата предполагаемого исследования – до самого его осуществления – говорит сама за себя. Что касается Е. К. Соколовской, то к "ученым" ее вообще вряд ли можно отнести – это типичный аппаратный работник с дореволюционным партстажем. Помещенная в книге ее автобиография оборвана на словах: "до XVII съезда [ВКП(б)] работала в аппарате ЦКК РКИ [Центральной контрольной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции]... " Фигура умолчания, выраженная в многоточии, и указанный в книге год смерти Соколовской – 1938 заставляют предположить, что она попала под жернова сталинского террора. Из трех женщин – героинь данной книги – настоящим ученым была только Софья Александровна. Во всех публикациях о Яновской, появившихся в СССР, обходились молчанием негативные – и даже смертельно опасные – стороны ее жизни в сталинские времена. Лишь в постсоветское время стало возможным о них говорить, и это получило отражение в статье трех авторов, приуроченной к 100-летию со дня рождения Яновской. Свободными от идеологической цензуры были и воспоминания о С. А., с которыми выступили И. Г. Башмакова и Б. А. Кушнер. О Яновской хранили память как математики и историки математики, так и логики-философы. Уже появляются публикации, в которых новое поколение отечественных. ученых анализирует научное и философское наследие С. А. Здесь я назову тезисные сообщения и статьи В. А. Бажанова, посвященные ранним философско-математическим работам Яновской – отнюдь не лучшим в ее научно-философском наследии, – т. е. работам, о которых редко вспоминали в коммунистической России. Тем не менее в историографии и библиографии отечественной философской мысли ее логико-философскому наследию уделяется явно недостаточное внимание. Так, в фундаментальном энциклопедическом издании "Философы России" С. А. посвящены всего 18 строк левого столбца на с. 1142 (не считая перечня ее трудов); а в словаре "Русская философия" для нее вообще не нашлось места. Правда, в "Новой философской энциклопедии" (НФЭ) персоналия о ней достаточно подробна. Наконец, автор этих строк в уже упоминавшейся совместной с О. А. Борисовой статье дал общую характеристику научного облика Софьи Александровны. Стоит еще назвать статью Б. В. Бирюкова и З. А. Кузичевой, где рассмотрено преломление зарубежных исследований по философии математики в отечественной научной мысли, а философско-математические воззрения Яновской введены в контекст "советизации" философии и науки. Отрадно отметить, что фигура С. А. Яновской привлекает внимание зарубежных авторов. Так, известный историк логики и советолог – И. М. Бохенский посвятил ей две статьи. Более значительную, чем И. Бохенский, историко-аналитическую работу по освещению философско-математического и математико-логического наследия Яновской выполнил ныне покойный американский ученый Ирвинг Анеллис. * * * Толчок к созданию данной книги дал доклад, сделанный автором на упомянутом выше юбилейном заседании Московского Математического общества и Ученого совета мехмата МГУ, посвященного памяти Яновской (октябрь 1966 г.), а также составленный на его основе текст, представленный для публикации в журнал "Вопросы философии". Однако публикация не состоялась, о чем редакция журнала прислала автору следующее официальное уведомление: Журнал "Вопросы философии" 29.VII.1969 Ваша статья "О работах С. А. Яновской по философским вопросам математики и математической логики" рассматривалась на заседании редколлегии. Редколлегия не считает возможной ее публикацию в нашем журнале. Рукопись возвращаем. С уважением. Зам. зав. отделом<подпись>
(Ю. МОЛЧАНОВ)
Однако составленный мною текст о Софье Александровне, моем учителе, не пропал втуне. Он лег в основу статьи, написанный в конце 70-х годов прошлого века по просьбе редколлегии упомянутого выше издания "Женщины – революционеры и ученые". Правда, для этого издания текст этот оказался слишком объемным, и в результате редактирования представленный материал был сокращен более чем шесть (!) раз: от него остались "рожки да ножки". Попытка более полной публикации данного текста – в журнале Modern Logic в 1996 г. – также не удалась: журнал временно прекратил выпуск своих номеров. Первоначальный текст был в значительной мере составлен в жанре воспоминаний, причем ограниченных господствовавшей коммунистической идеологией. Она не позволяла сказать многое о С. А., в юности активной большевичке, участнице Гражданской войны на стороне "красных", а потом советском профессоре, внедрявшем идеологию марксизма в отечественное математическое сообщество. Воспоминания присутствуют и в этой книге, так как исходным все же явился текст, подготовленный для книги "Женщины – революционеры и ученые". К нему надо добавить статью о судьбах логике в МГУ, написанную для книги, посвященной 90-летнему юбилею Е. К. Войшвилло. Но включение книги, которая находится перед глазами читателя, в создаваемый автором цикл публикаций, объединенных названием "Трудные времена философии", потребовал существенного расширения горизонта видения проблемы. Возникла книга о С. А. Яновской, о ее эпохе, ее участии в жизни отечественного научного сообщества, о ее учениках и коллегах. Хочу предупредить читателя, чтобы он не смотрел на эту книгу как на сочинение только по истории логики. Развитие отечественной логической и философско-математической мысли вплоть до 1966 года – года смерти Софья Александровна – рассматривается в ней в контексте тех общенаучных и социальных реалий, вне которых многое в этом развитии не понять. В этом отношении данная книга является естественным продолжением предшествующих книг о трудных временах философии в нашей многострадальной России. В книге многое представлено глазами ученика С. А. – каким автор был начиная с 1955 года; широко использован мой личный архив (включая сделанные мной записи лекций Яновской), а также хранящаяся у меня часть архива самой Софьи Александровны. Книга отражает как состоявшееся за истекшие годы углубление автора в тему, так и реалии новой, посткоммунистической России. Открылась возможность сказать правду о жизненном и научном пути Софьи Александровны, во многом трагическим. В частности, отмечена ее роль в идеологизации логики и философии математики. Но исходный замысел первоначальной работы – дать цельное освещение этой замечательной, но противоречивой личности как исследователя и педагога – с акцентом на ее философские воззрения – мною сохранен. Освещение логических результатов и философских идей учеников С. А., а также тех философских и математических логиков, которые группировались вокруг нее, дополняет картину. Конечно, должное место в книге занял рассказ о взаимоотношениях Софьи Александровны с Андреем Андреевичем Марковым, выдающимся русским математиком, логиком и мыслителем. * * * В наши дни, когда ученый – будь то математик, физик или философ – раздумывает над основными философско-методологическими вопросами науки, особенно относящимися к физико-математическому знанию, математической и философской логике, кибернетике и информатике, он совершенно естественно и органично вводит в сферу своих размышлений проблемы соотношения формального и содержательного в научной динамике, преодоления противоречий, в ней возникающих, уточнения понятий, которыми при этом приходиться оперировать. В постановке этих проблем и выработке принципиальных путей их уяснения очень большая – а если говорить об отечественной науке, пожалуй, ведущая – роль принадлежала Софье Александровне Яновской. В зрелый период своего творчества она глубоко исследовала философскую проблематику развития и обоснования дедуктивного знания, щедро делясь своими мыслями с широкой математической и философской общественностью. Очень хорошо об этом сказала Изабелла Григорьевна Башмакова – ученица Яновской: Часто мы даже не знали, что она говорит нам новые в истории науки вещи, мы полагали, что она знакомит нас с давно известными, устоявшимися положениями. Впоследствии я была очень удивлена, когда тщетно искала изложение их в научной литературе. В итоге многие из идей С. А. Яновской, воплощавших творческое применение диалектических принципов к конкретному материалу математики, логики и их истории, настолько прочно вошли в советскую, а ныне в российскую философию математики, что про Софью Александровну иногда просто забывают. В среде отечественных ученых – философов, логиков, математиков общеизвестным выступает, например, следующее методолого-гносеологическое представление о путях решения антиномий логики и теории множеств: выявляются неявно подразумеваемые допущения, а в соответствующую теорию вводится в той или иной форме движение или его аналоги. Но это как раз та концепция, которую развивала С. А. То же касается и идеи о том, что формально-логические средства зависят от содержания, которое с их помощью подлежит отображению, что в научном знании допустимы любые абстракции, лишь бы существовал – хотя бы в принципе – способ "спуска" с уровня этих абстракций на уровень, допускающий проверку истинности суждений, в которых они фигурируют, и т. п. Эти взгляды настолько укоренились в отечественной методологии науки, что, обсуждая их, редко вспоминают о С. А. Между тем идеи эти одной из первых – а в четкой, ясной форме первой – в отечественной науке сформулировала и обосновывала именно Яновская, неустанно и в разных контекстах обогащавшая и развивавшая их... Что ж, ситуация обычная в истории знания. Излагая современный математический анализ, не обязательно говорить о Лейбнице и Ньютоне. Решая уравнения электродинамики для той или иной системы, зачем привлекать работы Максвелла? Обсуждая проблемы квантово-механической "завязанности" всех событий физической реальности, не к чему вспоминать о результатах Шрёдингера или Гейзенберга. Подлинно важное и новое в науке, входя в ее плоть и кровь, становится общим достоянием. В этом – одно из отличий научного знания от искусства: в последнем достижения всегда индивидуальны – ценности здесь неотделимы от их творцов; результаты же науки надиндивидуальны, – они становятся ценностями, только будучи отделенными от их творцов, т. е. обретая объективное бытие в человеческом знании. Однако помнить о тех, кто прокладывал новые пути в науке, важно и нужно. "Память науки" есть часть науки. Эта память создает широкую перспективу, необходимую для понимания динамики постижения человеком окружающего его мира и самого себя. Мне посчастливилось быть учеником С. А. Яновской – одного из тех ученых, которые во многом повлияли на развитие в России одной из важных областей человеческого знания. Ее деятельность, начиная с 40-х годов, была подлинным научным подвигом: ведь в ней она преодолевала самою себя – коммуниста и "красного профессора". Как ученик Софьи Александровны я присоединяюсь к проникновенным словам И. Г. Башмаковой: "Эта замечательная женщина была самой талантливой, самой умной из всех, кого мне довелось встретить за всю свою долгую жизнь". ![]() Доктор философских наук, профессор. Действительный член Международной академии информатизации, вице-президент Русской ассоциации чтения. Область научных исследований — логика, история логической мысли, философские вопросы кибернетики и информатики, проблематика русской и мировой культуры. Ему принадлежит более 500 научных публикаций, в том числе ряд монографий. Его работы переведены на английский, немецкий, польский, чешский языки. До последнего времени Б. В. Бирюков возглавлял Межвузовский центр лингвистического образования Московского государственного лингвистического университета и курировал издание Homo legens — «Человек Читающий».
|