URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Кн.2: Отечественные логика, история и философия в последние сталинские годы: Ч.2: Идеологические кампании 1948-1950 годов. Логическое и психологическое. Богоборческая советская философия. Проблемы русского национального сознания Обложка Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Кн.2: Отечественные логика, история и философия в последние сталинские годы: Ч.2: Идеологические кампании 1948-1950 годов. Логическое и психологическое. Богоборческая советская философия. Проблемы русского национального сознания
Id: 250249
595 р.

Трудные времена философии.
Кн.2: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛОГИКА, ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ В ПОСЛЕДНИЕ СТАЛИНСКИЕ ГОДЫ: Ч.2: Идеологические кампании 1948-1950 годов. Логическое и психологическое. Богоборческая советская философия. Проблемы русского национального сознания. №10. Кн.2.Ч.2. Изд. стереотип.

Трудные времена философии. Кн.2: Отечественные логика, история и философия в последние сталинские годы: Ч.2: Идеологические кампании 1948-1950 годов. Логическое и психологическое. Богоборческая советская философия. Проблемы русского национального сознания 2019. 190 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая книга составляет вторую часть сочинения "Трудные времена философии. Отечественные логика, история и философия в последние сталинские годы" (первая часть вышла в издательстве URSS в 2008 г.). В книге освещаются идеологические кампании 1948–1950 гг. Рассматриваются вопросы истории и религиоведения, логического и психологического, как они обсуждались в эти годы.

Рекомендуется философам, логикам, психологам, историкам,... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
1Кампания против "космополитов". Средняя школа. Психология и логика как учебные предметы
 1.Партвзыскание
 2."Безродные космополиты"
 3."Связка" Чаадаев–Каменский. Две "фобии". "С нами тот, кто сердцем русский!"
 4.Еще раз об оценке советской философии
 5.Арсений Владимирович Гулыга и "русская идея". Крепость казачьих корней
 6.На "практической работе". Славянский комитет. Средняя школа
 7.Вопрос о предмете психологии
 8.Проблема психического: Аристотель – Тренделенбург – Дильтей
 9.Челпанов и его попытка уяснения понятия "чистого сознания"
 10.Учитель средней школы
2В педагогическом училище. История и религиоведение
 1.Окончание философского факультета. О советской интерпретации истории русской философии
 2.Во Втором Московском педагогическом училище. Преподавание Новой истории. Размышления о Великой французской революции
 3.Преподавание отечественной истории. Оценка татарского ига. Грюнвальдская битва
 4.Памятные события русской истории и кривое зеркало советской исторической науки
 5.Белое движение и его герои
 6.Эксплуататоры или филантропы?
 7.С.С.Уваров и К.П.Победоносцев
 8.Методика преподавания истории
 9.История КПСС. Учителя 2 МГПУ. Евгений Георгиевич Мухин
 10.Методист преподавания логики в вузе и лектор Московского планетария
 11.Николай Васильевич Румянцев и книга Шарля Эншлена. Проблема происхождения религии
 12.В.К.Никольский о первобытном человеке и его пред-логике
 13."Христианство непримиримо с коммунизмом"
 14.Крах мифологический школы библеистики
 15."Если бы все происходило разумно, то ничего бы не произошло"
 16.Лекции по истории немецкой литературы. Готхольд Эфраим Лессинг
3Логическое и психологическое
 1.Проблематика традиционной логики. Учебник Эрнеста Кольмана
 2.Дильтей и Зигварт. Гуссерль и Дьюи
 3.Об "основных законах" логического мышления
 4.Закон тождества и проблема отрицания
 5.Книга Хр.Баумейстера и оттиск А.П.Филиппова
 6.Александр Иванович Введенский
 7.Тернистый путь русской философии в XVIII–XIX веках
4Две идеологические кампании
 1."Товарищ Сталин, Вы большой ученый. В языкознаньи знаете Вы толк"
 2.Положение в логике после "дискуссии по языкознанию"
 3.Проблема статуса математической логики
 4.А.О.Маковельский. Логико-семантические идеи Павла Сергеевича Попова и Александра Сергеевича Ахманова
 5."Павловская сессия". Роль второй сигнальной системы в высшей нервной деятельности и значение "сигнала сигналов" для психологии
 6.В.М.Бехтерев: от критики интроспективной психологии к рефлексологии и психобиологии

От автора
top

Эта книга является продолжением второй книги "Трудных времен философии" (М.: URSS, 2008), относящейся к последнему периоду правления Сталина. Автор попытался воссоздать идеологическую атмосферу тех лет, определявшуюся кампанией против "космополитизма", научной сессией двух академий – "большой" Академии наук и Академии медицинских наук СССР, – посвященной наследию Павлова, и, наконец, дискуссией по вопросам языкознания, положившей – благодаря выступлению генсека партии – конец той вульгаризации науки о языке, которую проводила "школа Марра". Значительное внимание уделено вопросам исторической науки, с проблематикой которой пришлось столкнуться автору в его педагогической деятельности. Работая преподавателем в педагогическом училище бок о бок с одним из "воинствующих безбожников", автор этих строк обращался и к вопросам религиоведения, что привело его, в частности, к критике марксистского истолкования проблем религиозного мышления. Книга заканчивается попыткой осмысления философско-психологического наследия выдающегося отечественного мыслителя Владимира Михайловича Бехтерева.


Об авторе
top
photoБирюков Борис Владимирович
Доктор философских наук, профессор. Действительный член Международной академии информатизации, вице-президент Русской ассоциации чтения. Область научных исследований — логика, история логической мысли, философские вопросы кибернетики и информатики, проблематика русской и мировой культуры. Ему принадлежит более 500 научных публикаций, в том числе ряд монографий. Его работы переведены на английский, немецкий, польский, чешский языки. До последнего времени Б. В. Бирюков возглавлял Межвузовский центр лингвистического образования Московского государственного лингвистического университета и курировал издание Homo legens — «Человек Читающий».