URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7: Разделение властей и система государственных органов Обложка Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7: Разделение властей и система государственных органов
Id: 250236
2542 р.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.
Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Т.7

Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7: Разделение властей и система государственных органов URSS. 2019. 568 с. ISBN 978-5-9710-6683-5.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Седьмой том научно-практического пособия «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» посвящен вопросам разделения властей и системы государственных органов.

В нем содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ по таким блокам вопросов, как система органов государственной власти и разделение властей, Президент РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти в РФ, исполнительная... (Подробнее)


Содержание
top
Краткое оглавление5
Основное оглавление12
Принятые сокращения25
Общее предисловие к 7 томам28
Введение к тому 736
Часть I Система органов государственной власти. Разделение властей37
А. Понятие «система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти»37
Б. Содержание принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов между органами законодательной, исполнительной и судебной власти38
В. Разделение властей при осуществлении правового регулирования81
а. Недопустимость принятия совместного правового акта органами различных ветвей власти81
б. Принятие правоприменительных решений в форме закона83
в. Изменение органа государственной власти в городах федерального значения — субъектах РФ, уполномоченного утверждать правила землепользования и застройки, с законодательного (представительного) на исполнительный85
 г. Контрольная функция органов государственной власти97
Часть II Президент Российской Федерации99
А. Срок полномочий Президента РФ99
Б. Полномочия Президента РФ103
а. Конституционно установленные полномочия Президента РФ103
i. Полномочие Президента РФ по утверждению структуры федеральных органов исполнительной власти103
ii. Использование Президентом РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти103
iii. Осуществление Президентом РФ помилования104
б. Подразумеваемые (скрытые, непоименованные) полномочия Президента РФ105
i. Полномочия Президента РФ, вытекающие из обязанности принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, безопасности и целостности государства. Полномочие Президента РФ возложить на Правительство РФ задачи во исполнение его указов (право давать поручения Правительству РФ), в т. ч. поручить Правительству РФ применение особых мер, включая использование Вооруженных Сил РФ, для защиты основ конституционного строя, суверенитета и государственной целостности105
ii. Полномочия Президента РФ по принятию необходимых мер по обеспечению непрерывности законодательного процесса, в т. ч. по соблюдению палатами Федерального Собрания предусмотренного Конституцией РФ срока направления принятого федерального закона главе государства, по возвращению принятого федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания в случае нарушения ею установленных Конституцией РФ требований к порядку его принятия и предусмотренных Конституцией РФ условий и процедур с указанием на конкретные нарушения114
iii. «Указное право» Президента РФ. Полномочия Президента РФ осуществлять правовое регулирование по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, восполнять пробелы правового регулирования115
iv. Полномочие по утверждению системы федеральных органов исполнительной власти135
v. Полномочие Президента РФ по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела135
в. Законодательно установленные полномочия Президента РФ145
i. Полномочия Президента РФ, связанные с применением мер федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов РФ145
ii. Полномочие Президента РФ вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)148
iii. Полномочие Президента РФ проводить консультации с политическими партиями и кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)150
В. Присяга Президента РФ152
Г. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президентом РФ. Временное исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ154
а. Случаи и сроки исполнения полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ154
б. Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия157
Часть III Законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации163
А. Верховный Совет РФ и его Президиум163
Б. Федеральное Собрание — парламент РФ164
а. Представительный характер Федерального Собрания. «Общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы»164
б. Полномочия палат Федерального Собрания171
i. Дискреционные полномочия палат Федерального Собрания171
ii. Полномочие Государственной Думы по объявлению амнистии171
iii. Полномочие Совета Федерации решать вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации178
iv. Полномочие Совета Федерации по утверждению изменения границ между субъектами РФ180
v. Парламентский контроль за исполнением федерального бюджета181
В. Структура законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ184
Г. Прекращение полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти187
а. Федеральное Собрание как постоянно действующий орган187
б. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и досрочные выборы народных представителей. Сокращение реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва188
в. Роспуск Государственной Думы196
 г. Роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ как мера федерального вмешательства199
Д. Законодательный процесс206
а. Внесение законопроекта206
б. Рассмотрение законопроекта214
i. Три чтения214
ii. Направление законопроектов по предметам совместного ведения субъектам РФ для дачи предложений и замечаний219
iii. Личное участие народного представителя в голосовании248
iv. Рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой256
в. Подписание и обнародование принятых законов. Повторное рассмотрение отклоненного закона. Понятие «принятый федеральный закон»264
Е. Статус народного представителя278
а. Мандат народного представителя. Парламентские фракции278
б. Формы и условия осуществления своей деятельности народными представителями в составе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ: на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности290
в. Гарантии статуса народного представителя317
i. Неприкосновенность народных представителей (парламентский иммунитет)317
ii. Материально-финансовые гарантии деятельности народных представителей351
 г. Прекращение полномочий народного представителя360
i. Несовместимость полномочий народного представителя360
ii. Замещение мандата в случае досрочного прекращения полномочий народного представителя379
Часть IV Исполнительная власть в Российской Федерации429
А. Исполнительная власть РФ429
а. Система и структура федеральных органов исполнительной власти429
б. Правительство РФ432
i. Порядок дачи Государственной Думой согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и последствия отклонения представленной кандидатуры432
ii. Делегированное регулирование445
iii. Наделение законодателем (посредством делегирования федеральным законом) Правительства РФ полномочием по регулированию различного рода платежей неналогового характера464
iv. Субделегация Правительством РФ полномочий, которыми оно было наделено федеральным законом490
в. Федеральные органы исполнительной власти495
i. Характер функций федеральных органов исполнительной власти. Право законодателя определять полномочия органов исполнительной власти495
ii. Коллегиальные межведомственные координационные органы при федеральных органах исполнительной власти496
iii. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти500
Б. Исполнительная власть субъектов РФ509
а. Конституционно-правовая природа института высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ509
б. Максимальное число сроков замещения одним и тем же лицом должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также порядок определения повторности сроков пребывания в соответствующей должности510
в. Порядок замещения должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Возможность законодательного установления различных способов замещения этой должности520
i. Невозможность избрания высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом. Высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, должно получать свой мандат непосредственно от народа и быть перед ним ответственно520
ii. Возможность наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ не обязательно только посредством прямых выборов населением субъекта РФ, но и по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ524
iii. Избрание высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ населением на прямых выборах. Получение поддержки определенного числа выборных лиц местного самоуправления как обязательное условие регистрации кандидата на эту должность536
 г. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ548
д. Территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ562

Общее предисловие к 7 томам
top

Уверен, что читатель, взяв в руки сей том и прочитав его название, сразу задастся вопросом: почему именно «живое» конституционное право?

«Кажется определенным, что живая конституция лучше, чем ее противоположность, — мертвая конституция. С этим может не согласиться лишь некрофил», — с такими воодушевляющими словами к студентам-юристам Школы Права Техасского Университета обратился в 1976 г. с актовой лекцией Председатель Верховного Суда США Уильям Х. Ренквист . А ведь он был прав. Каждый нормальный гражданин желает видеть конституцию своего отечества действующей, сильной, связывающей и приручающей «левиафана» — то есть живой. Такие люди являются друзьями конституции. Лишь враги конституции и отечества жаждут ее бездействия, слабости и декларативности — то есть смерти.

Юристы достаточно давно употребляют эпитет «живое» применительно к слову «право». Само понятие «живое право» было введено в юридический дискурс известным австрийским юристом Ойгеном Эрлихом в 1911–1913 гг., под которым он понимал «право, не закрепленное в правовых предложениях» . На год раньше О. Эрлиха, известный американский юрист Роско Паунд опубликовал статью, в которой противопоставил «право в книгах» «праву в действии» .

Примерно в это же время юристы заговорили о живой конституции.

В своей речи перед Торгово-промышленной палатой в 1907 г., известный американский государственный деятель Чарльз Эванс Хьюз, занимавший многие государственные должности, в том числе Председателя Верховного Суда США, выразил мысль, которая стала «крылатой»: «Мы связаны Конституцией, но Конституция есть то, что о ней говорят судьи, а судебная власть является гарантией нашей свободы и нашей собственности в соответствии с Конституцией» . «Конституция есть то, что о ней говорят судьи», — именно эти слова, во многом, определяют облик Конституции в век конституционного контроля.

Свой авторский след в теории живой конституции оставил и Вудро Вильсон. Он полагал, что «власть не машина, а нечто живое. Она подвластна не теории вселенной, но органической теории. Она подчиняется Дарвину, а не Ньютону. Она изменяется под влиянием окружающей ее среды, как того требуют неотложные задачи, изменяет свои функции в результате давления жизни. …Живые конституции должны быть дарвинистскими по своей структуре и на практике. Общество — живой организм, оно должно подчиняться законам жизни, а не механики; оно должно развиваться. Все эти прогрессивные взгляды и чаяния являются основой — во времена, когда слова „развитие“, „эволюция“ являются научными словами — толкования Конституции в соответствии с дарвиновским принципом; все они требуют признания того факта, что нация — это живой организм, а не машина».

В своем мнении по делу Missouri v. Holland , судья Верховного Суда США Оливер Уэнделл Холмс (младший) выразил позицию, которую исследователи «живой конституции» считают первым определением этого понятия: «Когда мы имеем дело с таким документом, который в то же время является конституирующим актом, как Конституция США, мы должны отдавать себе отчет в том, что было создано нечто, развитие чего не могли предусмотреть даже самые одаренные из его авторов. Им было достаточно осознания или надежды на то, что они создали организм; их преемникам понадобилось около века и пролито было много пота и крови для того, чтобы доказать, что была создана нация».

Семью годами позже, академическую интерпретацию понятия «живая конституция» дал американский политолог и юрист Ховард Ли МакБэйн, с точки зрения которого «отличительная особенность… [американской конституции] состоит в том, что несмотря на неизменную форму, ее содержание изменялось и продолжает изменяться» .

С тех пор конституционалисты заговорили о живой конституции, понимая под ней «конституцию, которая развивается, изменяется с течением времени, и адаптируется к новым обстоятельствам, не будучи формально изменена» .

Конечно, нельзя отрицать, что данная концепция, будучи порождением места (США) и времени (кон. XIX – нач. XX в.), отражающая юридические особенности конкретного документа (Конституция 1787 г.) и историческое развитие конкретного народа, не может быть одинаково полезной для всех стран и всех правопорядков, однако она показывает, что конституция, путем ее умелой судебной интерпретации, может действовать неограниченно долгий срок и оставаться такой же живой как в день своего вступления в силу. Кроме того, эта концепция помогает понять почему органы конституционного контроля могут и должны создавать нормы права .

Среди отечественных ученых также есть сторонники «живой конституции».

Как полагает Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин, необходимо, чтобы «право действовало („живое право“), а не сводилось к „свернутому“ состоянию юридических текстов книг и папок, пылящихся на полках, и не превращалось в конечном счете в „мертвое право“» . Используя библейские метафоры, он заявляет: «Конституция — не мертвый текст, не пыльный манускрипт, лежащий на полке. Она… — Слово в его изначальном библейском понимании, т. е. Слово действующее и творящее. И то, что оно действующее и творящее… нужно доказывать ежедневно и ежечасно. …Конституция живет и творит в сложном контексте культуры и идеологий, которые не могут не влиять на его творящее действие. Соприкосновение этого текста с целостной жизнью, и в том числе с политической, экономической, социальной реальностью, — в его интерпретациях. А суть этих интерпретаций — в практическом правотворчестве и правоприменении» .

С точки зрения Судьи Конституционного Суда РФ Н. С. Бондаря, живой конституционализм вырабатывается посредством конституционного правосудия, на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ, относящихся как к нормам и институтам конституционного и других отраслей права, так и к практике их реализации .

Кто же придает жизнь конституции, делая ее живой?

Ответ достаточно прост — гарант и хранитель конституции . В США это Верховный Суд, а у нас в России — Конституционный Суд РФ.

Именно Конституционный Суд РФ, осуществляя полномочие по конституционному нормоконтролю, гарантирует и сохраняет жизнь Конституции РФ 1993 г. В процессе разрешения споров, Конституционный Суд РФ не только принимает окончательное решение о конституционности или неконституционности акта или его части, но высказывает свое мнение относительно конституционного смысла той или иной нормы, того или иного юридического института, облекая его в свою правовую позицию.

Знание таких правовых позиций крайне важно для профессионального юриста — как для будущего, еще только обучающегося премудрости юриспруденции, так и для состоявшегося, активно участвующего в правоприменении. В первом случае, такое знание будет воспитывать в нем конституционный патриотизм и верность конституционным ценностям . Во втором случае, помимо конституционного патриотизма и верности конституционным ценностям, оно сможет гарантировать на практике верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции РФ, и тем самым обеспечить реальную конституционализацию всего российского права.

Поэтому мне кажется крайне важным опубликование данной книги, именуемой «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ». Ее цель — познакомить читателя с совершенно особым пластом «норм» — правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Если попытаться дать какое-то элементарное рабочее определение живого конституционного права России, то оно, возможно, будет выглядеть так: это совокупность правовых позиций, выраженных в решениях Конституционного Суда РФ, применительно к тем или иным вопросам конституционного права России.

Отраженный в данном определении подход прослеживается и в структуре книги, в основу которой положены выработанные в науке конституционного права представления о содержании предмета отрасли конституционного права. Правовые позиции Конституционного Суда РФ систематизируются применительно к основным элементам предмета конституционного права. После этого они распределяются внутри данного элемента по все более и более узким его составным элементам.

В соответствии с этим, научно-практическое пособие «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» включает в себя 7 томов:

Том 1. Конституционное правосудие.

Том 2. Конституция РФ и другие источники российского права.

Том 3. Основы конституционного строя. Общественные институты. Институты непосредственной демократии.

Том 4. Конституционный статус личности.

Том 5. Федерализм. Местное самоуправление.

Том 6. Избирательное право.

Том 7. Разделение властей и система государственных органов.

Каждый из томов имеет подробную разноуровневую структуру, которая должна помочь читателю легко найти ответ на искомый вопрос.

В самом жанре книги — научно-практическое пособие — прослеживается ее двойное предназначение.

Во-первых, эта книга подготовлена в помощь изучающим, преподающим и занимающимся наукой конституционного права. Студент, аспирант, преподаватель, ученый, открыв книгу, легко сможет найти ответ Конституционного Суда РФ на многие вопросы, поставленные в его деятельности, увидеть конституционное понимание того или иного института. Изучение, преподавание, исследование конституционного права России в части, касающейся решений Конституционного Суда РФ, обретает мощный исследовательский инструмент. Сказанное касается научного предназначения пособия.

Во-вторых, эта книга написана и для самой взыскательной (с точки зрения угождения ей результатами научного творчества) части юридического сообщества — правоприменителей, которые не любят тратить время попусту и стараются получить точный ответ на искомый практический вопрос. Идея состояла в том, чтобы практикующие юристы, в том числе судьи, адвокаты, работники органов власти, всегда имели под рукой книгу, в которой они могли бы найти правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно понимания того или иного института, его конституционной интерпретации, а главное — единственно верного, то есть конституционного — применения нормативных положений. Сказанное касается практического предназначения пособия.

Необходимо сказать несколько слов и об особенностях оформления книги.

Во-первых, в книге достаточно много принятых сокращений. Это обусловлено как большим объемом научно-практического пособия, так и стремлением сделать удобовоспринимаемыми предложения, перегруженные специальными словами. Настоятельно рекомендуем читателю изучить и обращаться к списку принятых сокращений.

Во-вторых, приводимые в книге правовые позиции и решения Конституционного Суда РФ даются в сокращении. Читатель не должен бояться символов «[…]» и «…», означающих пропуск слов, предложений или целых абзацев в тексте решения, а также моих слов и предложений, заключенных в квадратные скобки — [ ], обобщающих или поясняющих текст решения. Их цель состоит в том, чтобы беречь время, силы и зрение читателя, избавляя его от всего «лишнего».

В-третьих, под текстом приводимых правовых позиций или решений, если это с очевидностью не следует из самих выдержек, может содержаться точное указание на пункт или абзац пункта мотивировочной или резолютивной части приводимого решения.

В-четвертых, даже в сокращенном тексте можно выделить из главного — самое главное, чему служат сделанные по тексту выделения полужирным шрифтом.

В-пятых, научно-практическое пособие не является официальным источником решений Конституционного Суда РФ, поэтому, при официальных ссылках на ту или иную найденную в нем правовую позицию, правоприменителю необходимо давать ссылки и цитирование по официальным источникам опубликования решений Конституционного Суда РФ, специально указанным нами к каждому решению, без сокращений, выделений и иных вмешательств в ее официальный текст.

В-шестых, не все приведенные в научно-практическом пособии решения в форме определений были официально опубликованы. Во всех случаях, когда под наименованием решения содержится оговорка «Текст Определения официально опубликован не был», текст приводится на основе данных справочных правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

В-седьмых, научно-практическое пособие включает в себя не только выдержки из решений Конституционного Суда РФ, но и выдержки из некоторых особых мнений его судей. Несмотря на то, что последние не имеют юридического значения, они бывают крайне важны для правоприменения с точки зрения понимания процесса формирования решения или правовой позиции по конкретному делу. Кроме того, некоторые тома включают в себя выдержки из заключений и иных актов Комитета конституционного надзора СССР, действовавшего в период с 1989 по 1991 гг. Сделано это скорее с исторической точки зрения, хотя действие некоторых правовых позиций Комитета конституционного надзора СССР было подтверждено Конституционным Судом РФ в процессе разрешения споров .

На этом официальная часть предисловия завершена. Остались самые приятные — личные его части.

Читателю иногда бывает интересно узнать историю возникновения книги, причину ее появления, мотивы, побудившие автора к ее написанию, а также другие вопросы, которые часто остаются наедине с автором.

Идея данной книги появилась у меня достаточно давно. Будучи студентом 5 курса юрфака МГУ и слушая спецкурсы по проблемам конституционного и муниципального права, я испытывал острую нужду в книге, которая бы максимально полно и систематизировано излагала правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам, составляющим предмет конституционного права России. Так у меня родилась мечта…

Шли годы… Я окончил Университет, аспирантуру, защитил диссертацию, остался преподавать на кафедре конституционного и муниципального права юрфака МГУ, опубликовал две монографии , стал соавтором двух фундаментальных учебных пособий, не знающих себе аналогов в отечественной науке конституционного права: трехтомной «Хрестоматии по конституционному праву» и первого в России кейсбука — «Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях» .

И вот, по прошествии шести лет с момента окончания Университета, мне наконец удалось воплотить заветную мечту в семь желанных томов.

Долгую и кропотливую работу по подготовке книги увенчала непосредственная апробация полученных результатов в рамках чтения одноименного книге спецкурса «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» для студентов 4 курса бакалавриата юрфака МГУ. Это позволило мне еще раз убедиться в необходимости такой книги.

Завершить общее предисловие ко всем семи томам считаю возможным путем публичного признания в любви и уважении к людям, которые всячески способствовали завершению данного труда. Им он и посвящается.

Во-первых, моим любимым родителям, чья любовь, молитва и поддержка являются важными предпосылками моего успеха.

Во-вторых, моим замечательным родственникам, которые словом и делом помогают мне на протяжении всей жизни.

В-третьих, моим верным друзьям, с которыми всегда можно обсудить текущий момент, его роль, влияние и последствия.

В-четвертых, моим добрым коллегам, с которыми весьма комфортно творить науку конституционного права и продвигать знание о нем в широкие студенческие массы.

В-пятых, моим студентам, которые помогают всегда быть на академической высоте и постоянно придумывать что-то новое в науке и преподавании.

Дмитрий Шустров

г. Москва, 28 августа 2015 г.


От издательства
top

Представляем вниманию читателей уникальное, не знающее себе аналогов в отечественной юридической литературе научно-практическое пособие по судебной практике Конституционного Суда РФ «Живое конституционное право России», подготовленное научным сотрудником юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук, ведущим специалистом по конституционному правосудию Д. Г. Шустровым.

Цель книги — познакомить читателя с совершенно особым пластом юридических «норм» — правовыми позициями Конституционного Суда РФ, представив их полнейшую предметную систематизацию. Эти правовые позиции, выраженные в решениях Конституционного Суда, и составляют живое конституционное право России. Конституционный Суд РФ гарантирует и сохраняет жизнь российской конституции с 1993 г. Знание и применение его правовых позиций крайне важно для профессионального юриста, поскольку гарантирует на практике верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции и обеспечивает целостность всего российского права.

Научно-практическое пособие адресовано, с одной стороны, студентам, преподавателям и ученым, которые смогут легко найти ответы КС РФ на многие важные правовые вопросы и обретут мощный исследовательский инструмент, а с другой стороны — практикующим юристам: судьям, адвокатам и работникам органов власти, которые будут всегда иметь под рукой книгу, где смогут найти правовую позицию КС РФ относительно понимания того или иного института и единственно верного — конституционного — применения нормативных положений.

Книга — результат шестилетней кропотливой работы автора и воплощение заветной мечты талантливого юриста и истинного гражданина своего отечества, желающего видеть конституцию России действующей, сильной, связывающей и приручающей «левиафана» — то есть живой. Лишь враги конституции и отечества, по мысли автора, жаждут ее бездействия, слабости и декларативности — то есть смерти. Подлинные же друзья конституции и справедливости, напротив, стремятся всеми силами поддержать, оживить и укрепить основной закон государства, и немалое подспорье в этом — изучение непосредственного правового материала, широко и полно представленного в пособии.

Издание включает в себя 7 томов, посвящённых основным разделам конституционного права России:

Том 1: Конституционное правосудие

Том 2: Конституция РФ и другие источники российского права

Том 3: Основы конституционного строя. Общественные институты. Институты непосредственной демократии

Том 4: Конституционный статус личности

Том 5: Федерализм. Местное самоуправление

Том 6: Избирательное право

Том 7: Разделение властей и система государственных органов


Об авторе
top
photoШустров Дмитрий Германович
Доктор юридических наук, доцент. Доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Лауреат премии имени И. И. Шувалова, конкурса на получение гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук.

Область научных интересов: теория и методология конституционного права; история науки конституционного права и конституционно-правовых учений; сравнительное и наднациональное конституционное право; теория конституции; пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением; теория государства в конституционном праве; права человека; конституционное правосудие; живое конституционное право; ограничение конституционных прав и свобод личности; пропорциональность и взвешивание в конституционной судебной аргументации; толкование в конституционном праве.

Автор монографий «Прирученный Левиафан: Государство как объект конституционно-правового регулирования», «Принцип пропорциональности в конституционном праве Израиля» (М.: URSS), «Сущность конституции: основные теории», «Прирученный Левиафан: Конституция и Государство» (М.: URSS), «Пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением в России и постсоветских государствах: сравнительно-правовое исследование» (в 2-х тт.), «Конституционный контроль за поправками к конституции в зарубежных странах», «Теория учредительной власти: пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением», «Теории сущности конституции в истории науки конституционного права: V век до н. э. – XIX век» (М.: URSS), «Теории сущности конституции в истории науки конституционного права: XX–XXI века» (М.:URSS), «Толкование в конституционном праве: Теоретические основы» (М.: URSS), ряда научных статей по проблемам конституционного права, 7-томного научно-практического пособия «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» (М.: URSS), составитель (вместе с Н. А. Богдановой) «Хрестоматии по конституционному праву» (в 3-х тт.), хрестоматий «История, теория и методология конституционного права в трудах классиков науки конституционного права», «Учение о конституции в трудах классиков науки конституционного права», автор (вместе с И. П. Кененовой, А. А. Троицкой) первого в России кейсбука «Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях» (М.: URSS), учебника «Теория конституционного права России: Учебник-кейсбук» (М.: URSS), член авторского коллектива учебно-методического пособия «Конституционное право. Общая часть» и учебника «Конституционное право. Общая часть».