URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Горфункель А.Х. Джордано Бруно: Философские идеи Бруно как отражение великого конфликта эпохи Возрождения: между догматами религии и развитием естествознания Обложка Горфункель А.Х. Джордано Бруно: Философские идеи Бруно как отражение великого конфликта эпохи Возрождения: между догматами религии и развитием естествознания
Id: 250188
638 р.

Джордано БРУНО:
Философские идеи Бруно как отражение великого конфликта эпохи Возрождения: между догматами религии и развитием естествознания. № 95. Изд. стереотип.

Джордано Бруно: Философские идеи Бруно как отражение великого конфликта эпохи Возрождения: между догматами религии и развитием естествознания 2019. 176 с.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемой читателю книге автор анализирует глубокие философские идеи одного из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения --- идеи, не только сыгравшие огромную роль в развитии культуры той эпохи, но и давшие толчок развитию всего естествознания Нового времени. Бруно показан как мужественный борец против схоластики и теологии; ученый, провозглашавший несокрушимую веру в творческие возможности человеческого разума. В книге представлены... (Подробнее)


Оглавление
top
Вступление
I.ИСТИНА – ДОЧЬ ВРЕМЕНИ
II.ПРОБУДИТЕЛЬ СПЯЩИХ УМОВ
III.ФИЛОСОФИЯ РАССВЕТА
 Единое, начало и причина
 Кристалл небес мне не преграда
 Умственная сила никогда не остановится
 Враг всякого закона, всякой веры
 Изгнание торжествующего зверя
 Героический энтузиазм
IV.ЖИЗНЬ В ГРЯДУЩИХ ВЕКАХ
Приложение
 I.Дж. Бруно. О безмерном и неисчислимых
 II.Дж. Бруно. Сто шестьдесят тезисов
Указатель имен
Литература
Дополнение ко второму изданию (приложение к библиографии)

Вступление
top

Лучше достойная и героическая
смерть, чем недостойный и подлый триумф.
Джордано Бруно

Осенью 1599 г. в Риме – то во дворце святой службы, близ собора св. Петра, то в апостолическом дворце его святейшества папы Климента VIII, то в камере инквизиционной тюрьмы – проходил философский диспут.

Цвет церковной учености – кардиналы и генералы монашеских орденов, профессора Коллегии мудрости, члены конгрегации "Индекса запрещенных книг" и консультанты святого трибунала, доктора богословия и церковного права принимали участие в споре.

Их оппонент – монах-доминиканец, доктор римско-католического богословия, привычный к ученым турнирам профессор Тулузского и Виттенбергского университетов, поразивший своими смелыми речами аудитории Оксфорда и Сорбонны, основатель "философии рассвета", "сын отца-солнца и матери-земли" – бывший монах, бывший доктор богословия, бывший профессор, бежавший из Неаполя и Парижа, отвергнутый Марбургом и Франкфуртом, изгнанный из Женевы и Гельмштедта, "академик без академии", расстрига и арестант.

Уже использованы все аргументы. Приведены все цитаты. Авторитет Священного писания, творения отцов церкви, своды Фомы Аквинского, постановления церковных соборов, сочинения Аристотеля и его ортодоксальных комментаторов – все было пущено в ход.

Диспут затягивался. Он продолжался восьмой год.

Иногда, не выдержав напряжения словесной борьбы, утомленные богословы готовы были передать руководство ученой дискуссией в уверенные руки палача:

"Его преподобие господин Джулио Монтеренци, фискальный прокурор, считает, что брат Джордано не изобличен в представленных ему положениях... Подвергнуть пытке.

Его преподобие господин Марчелло Филонарди, асессор святой службы: подвергнуть строгой пытке и дать срок, дабы образумился.

Его преподобие отец Альберто да Фиренцуола, генеральный комиссар святой службы: учитывая дурную славу этого человека, по тем статьям, в которых не изобличен, строго пытать, а по тем, в которых изобличен, дать срок, чтобы раскаялся.

Его преподобие отец господин Пьетро Миллино: пытать и дать срок, чтобы раскаялся.

Его преподобие отец Ипполито Беккариа: пытать, и не единожды, но дважды.

Его преподобие отец господин Ансельмо Дандино: пытать, а если не даст удовлетворения, передать в руки светских властей.

Его святейшество господин наш папа Климент VIII: дать срок, чтобы раскаялся" (63, стр.96–97).

И в ответ:

На третьем допросе: "Я считаю, что существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве".

На двенадцатом допросе: "Я считаю, что этот мир, и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются".

На четырнадцатом допросе: "Отвечал в том же роде относительно множества миров и сказал, что существуют бесконечные миры в бесконечном пустом пространстве, и приводил доказательства".

На семнадцатом допросе: "Спрошен, но не ответил удовлетворительно, ибо вернулся к прежним показаниям".

В письменных "Ответах на замечания, сделанные относительно некоторых положений, извлеченных из его книг": "Также считает, что существует множество солнц, множество миров, в которых с необходимостью имеются вещи, подобные в роде и виде тем, что имеются в этом мире, и даже люди..." (13, стр.373–374, 403).

Во вторник, 21 декабря 1599 г.: "Сказал, что ему не в чем каяться, что каяться он не должен и не желает" (26, стр.186).

Диспут подходил к концу – последний диспут Джордано Бруно.


Об авторе
top
photoГорфункель Александр Хаимович
Кандидат исторических наук, доктор философских наук, член-корреспондент Академии естественных наук (по отделению «Российская энциклопедия»). Выпускник исторического факультета Ленинградского государственного университета. Работал в архивах, в Библиотеке ЛГУ, Публичной библиотеке, в Центре русской истории Гарвардского университета в США (Davis Center for Russian Studies of Harvard University). Автор более 300 научных работ, в том числе переведенных на иностранные языки, среди которых: «Джордано Бруно», «Томмазо Кампанелла», «Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения», «Философия эпохи Возрождения». Ему принадлежат статьи в русских, американских, английских, итальянских журналах и сборниках, переводы трактатов Пьетро Помпонацци.