Понятие, история и предмет философии науки (Вместо предисловия) | 10
|
Раздел 1. Метафилософия науки | 16
|
Глава 1. Как возможна философия? | 16
|
1.1. Любомудрие — ключ к тайне природы и сущности философии | 16
|
1.2. Философия как метафизика знания. Гипотетическая природа философского знания | 20
|
1.3. Фундаментализм и критицизм как два стиля философствования | 25
|
Глава 2. Как возможна наука? | 37
|
2.1. Возникновение рационального знания, или Переход от мифа к логосу | 38
|
2.2. Переход от логоса к преднауке, или Древневосточная наука | 42
|
2.3. Социокультурная природа рациональности и науки | 45
|
2.4. Фундаментальные проблемы философии науки | 48
|
2.4.1. Проблема индукции (юмова проблема) | 48
|
2.4.2. Проблема демаркации | 51
|
2.4.3. Проблема рациональности | 60
|
Глава 3. Методология философии науки | 73
|
3.1. Понятия «методология», «методология науки», уровни и исторические типы ее методологического анализа | 73
|
3.2. Методология естественно-научного и гуманитарного знания в ее историческом развитии | 76
|
3.3. Фундаментализм и критицизм — основная методологическая антитеза истории и философии науки (исторический аспект) | 84
|
Раздел 2. Культурно-исторические типы науки | 162
|
Глава 1. Переход от преднауки к науке, или Наука в эпоху Античности | 162
|
1.1. Натурфилософская научная программа ионийцев | 166
|
1.2. Математическая научная программа пифагорейской школы | 168
|
1.3. Элейская научная программа | 171
|
1.4. Атомистическая научная программа | 175
|
1.5. Логическая программа софистов | 180
|
1.6. Математическая программа Платона | 182
|
1.7. Научная программа Аристотеля | 190
|
1.8. Эллинистическая наука | 197
|
1.8.1. Математическая программа Евклида | 198
|
1.8.2. Космологическая геоцентрическая программа Птолемея | 200
|
1.8.3. Античная гелиоцентрическая система мира | 202
|
1.8.4. Идеалы и образы античного типа научной рациональности | 204
|
Глава 2. Средневековая наука | 206
|
2.1. Формирование культуры Cредневековья | 206
|
2.2. Особенности средневекового стиля мышления | 210
|
2.3. Средневековая «технологическая революция» | 213
|
2.4. Формирование научной культуры | 215
|
2.5. Средневековая ученость как феномен средневековой культуры | 218
|
2.6. Вера и разум, философия и теология: от гармонии к антитезе | 220
|
2.7. Средневековые научные программы | 229
|
2.8. Схоластический идеал научного знания как парадигма средневекового типа рациональности | 238
|
Глава 3. Идеалы и образы науки Возрождения | 241
|
3.1. Культурообразующие принципы Ренессанса | 241
|
3.2. Особенности ренессансного мышления | 244
|
3.3. Инверсия средневековой учености и образованности | 247
|
3.4. Ренессансная картина мира: гелиоцентрическая система мира Н. Коперника и учение о бесконечных мирах Дж. Бруно | 251
|
3.5. Становление эмпирической методологии Леонардо да Винчи | 259
|
Глава 4. Основные парадигмы классической науки | 266
|
4.1. Формирование культуры и науки Нового времени | 266
|
4.1.1. Формирование новых общественных отношений | 267
|
4.1.2. Реформация как культурный феномен | 270
|
4.1.3. Формирование науки как социального института и рождение новоевропейской науки | 272
|
4.1.4. Научная революция XVII века | 279
|
4.2. Основные научные традиции и программы Нового времени | 282
|
4.2.1. Исследовательская программа Г. Галилея | 282
|
4.2.2. Программа построения новой науки Фр. Бэкона | 301
|
4.2.3. Методологическая программа Р. Декарта | 307
|
4.2.4. Атомистическая программа П. Гассенди и Х. Гюйгенса | 318
|
4.2.5. Механицистская программа И. Ньютона | 323
|
4.3. Идеалы и образы классического типа научной рациональности | 339
|
Глава 5. Особенности неклассической науки | 342
|
5.1. Формирование неклассической науки | 342
|
5.2. Релятивистская программа А. Эйнштейна | 354
|
5.3. Квантово-механическая программа копенгагенской школы | 373
|
5.4. Термодинамическая программа: классика и современность | 397
|
5.5. Неклассический математический идеал научности | 409
|
Раздел 3. Структура и динамика научного знания | 426
|
Глава 1. Структура научного знания | 426
|
1.1. Эмпирическое знание | 427
|
1.2. Теоретическое знание | 440
|
1.3. Методы построения научной теории | 450
|
1.4. Метатеоретическое знание | 467
|
Глава 2. Динамика научного знания | 491
|
2.1. Интернализм и экстернализм — мнимая контроверза западной философии науки | 491
|
2.2. Внешние факторы развития науки | 497
|
2.2.1. Культурно-историческая традиция. Научные традиции | 497
|
2.2.2. Научная школа как форма научной традиции | 502
|
2.3. Внутренние факторы развития науки | 508
|
2.3.1. Критицизм как внутренний механизм развития науки | 508
|
2.3.2. Дискуссии в науке: критические дискуссии и рациональная аргументация | 513
|
2.3.3. Научные революции: предпосылки, последствия, механизмы и типы | 523
|
2.3.4. От логики обоснования к логике и методологии научного открытия | 531
|
2.4. Основные модели развития науки | 544
|
2.4.1. Кумулятивные модели развития науки | 544
|
2.4.2. Современные некумулятивные модели развития науки | 551
|
Раздел 4. История науки как наука | 556
|
Глава 1. Предмет и проблемы истории науки | 556
|
1.1. История истории науки: предмет и проблемы | 556
|
1.2. Методология историко-научных исследований | 559
|
1.3. О соотношении философии науки и истории науки | 577
|
Раздел 5. Этика науки | 589
|
Глава 1. История и проблемы этики науки | 589
|
1.1. Наука и нравственность | 589
|
1.2. Идея «имморальности» научного знания | 602
|
1.3. Прагматичная этика науки Ханса Ленка и проблема ответственности | 608
|
1.4. Этос науки | 620
|
1.5. Моральный облик ученого: мифы и реальность | 637
|
Приложение. Методологические тупики и основания современной теории медицины | 644
|
Библиография | 653
|
|